Няня и психосоматическое сгорание ребенка
Сегодня все
больше и больше становится нормой пригласить няню для воспитания своего
младенца, иногда даже с самого его рождения. Кто-то делает это из-за моды и
материальных «возможностей», а кто-то из-за «безвыходной ситуации», когда
мать-одиночка должна зарабатывать и т. п..
На первый
взгляд, что может быть лучше: у ребенка есть и мать, и няня. Он окружен тройной
любовью и вниманием. Так ли это на самом деле. Психоаналитическая практика
показывает, что все дети, которые в прошлом были воспитаны няней, во взрослой
жизни сталкиваются с большими психоэмоциональными проблемами. Они трудно
адаптируются, страдают от зависимостей (алкогольной, наркотической, компьютерной
и т. п.), погибают от своего протестного поведения (яркий пример – экстремалы).
Именно из-за психотравм в детстве, связанных с вторжением няни, пострадал на
дуэли А.С. Пушкин, психосоматически сгорел от онкологии (будучи зависимым от
наркотиков и табакокурения) З. Фрейд, и этот список я мог бы продолжать
бесконечно. Но цель данной статьи не в этом. Я хочу показать, что происходит с
психикой и в целом с судьбой ребенка, когда в его психоэмоциональном
пространстве помимо мамы появляется няня.
Ребенок получает базальное доверие к
окружающему миру только в случае, когда мать находится рядом и своей
материнской любовью дает ему этот чувственный опыт. Мать своим эмоциональным
состоянием и поведением учит ребенка, как любить и принимать любовь от окружающего
мира. Этот эмоциональный контакт начинается еще в утробе, а не после рождения,
как думают некоторые родители. Но представьте, что после рождения из-за
невротических проблем мамы (прежде всего, неспособности быть мамой) рядом с
ребенком появляется чужая тетя. Мама исчезает и не возвращается, когда ему,
маленькому, этого хочется. Конечно же, это большой стресс и в целом
психотравма. Словами я бы озвучил ее примерно так: «Мама, почему ты меня
бросила? Я одинок и не нужен…». Такая травма делает ребенка тревожным,
недоверчивым и психосоматически ослабленным. Он часто болеет и не способен
доверять миру, он готов ему отомстить, манипулировать им и т. п..
Но ему надо
выжить. Со временем он начинает привыкать к няне. Со временем она становится
любимым объектом. Дети часто говорят, что любят больше няню, чем маму или папу.
Одна клиентка спросила у меня: «Почему мой ребенок любит няню больше, чем
меня?». Я думаю, что комментарий здесь излишний…
Когда мать
и отец интуитивно чувствуют и сознательно начинают понимать, что что-то не то с
ребенком, они начинают обвинять няню, не обращая внимания на то, что, спихивая
ребенка на няню, они бессознательно отказываются от родительской роли. Ребенок
это чувствует, и данный факт для него очень травматичен. Он начинает капризничать
и манипулировать родителями. Таким образом он мстит родителям, предавшим его, и
хочет достучаться до них. Конфликт между ребенком и родителями растет и
постепенно, на уровне психического, из маленькой трещины переходит в большую и
глубокую пропасть.
Так как я
храню тайну своих клиентов и не могу привести примеры из своей практики для
того, чтобы проиллюстрировать вышесказанное, то далее я приведу отрывок из
новеллы Стефана Цвейга «Гувернантка», в которой автор красочно описывает эпизод
из жизни обеспеченной семьи, а именно: хозяйка дома и мать двоих дочерей
узнает, что ее гувернантка, которая была и няней для ее детей, беременна от ее
племянника. Она решает ее уволить и делает это… Но в итоге гувернантка под утро
кончает жизнь самоубийством. Обо всем происходящем узнают дети и переживают
произошедшее по-своему.
«...Бледные,
испуганные, они бродят из комнаты в комнату; встречаясь, смотрят друг на друга
заплаканными глазами и не говорят ни слова. Они знают теперь все. Они знают,
что им лгали, что все люди могут быть дурными и подлыми. Родителей они больше
не любят, они потеряли веру в них. Они знают, что никому нельзя доверять.
Теперь вся чудовищная тяжесть жизни ляжет на их хрупкие плечи. Из веселого уюта
детства они как будто упали в пропасть».
В этом отрывке
очень хорошо отражается психоэмоциональное состояние ребенка в случае, когда
ребенка насильно разлучают с любимым объектом, когда нет хорошего контакта в отношениях «родитель-ребенок». Вместо
доверия к внешнему миру, вследствие
психотравмы разлуки с мамой, а потом и с няней (а если еще няни часто
меняются), ребенок начинает строить свои невротические защиты: упрямство,
воровство, уход в себя и молчание (вплоть до аутизма) и т. д. К такому ребенку
уже будет трудно найти подход. Он в душе закрывается, быть может на долгие
годы. Все вокруг воспринимаются им как враги, враги беспощадные, которые не
умеют понимать и прощать, как и в случае отношений с няней.
Почему я
стал исследовать эту проблему? Все дело в моих наблюдениях. Практика
показывает, что сегодня все больше и больше молодых матерей, которые бросают
своих детей на нянь и других воспитателей, не учитывая тонкую
психоэмоциональную натуру и переживания ребенка. Ребенок следит за родителями
всегда и везде. Его взор и интуиция (еще не приглушенная неврозом и жесткими
рамками цивилизации) ловят всю нашу фальшивость и показушную игру в хорошего,
заботливого родителя. Малейшее предательство, несправедливое отношение к нему
или к няне (к которой он вынужден привыкнуть и полюбить на фоне отсутствующих мамы
и папы) вызывают в нем страх перед одиночеством и неизвестным будущим. А это
есть та невротическая база, которая делает ребенка в будущем психологическим
инвалидом. Он не способен войти в жизнь, болеет, спивается, садится на иглу или
просто погибает в порыве победить свое чувство неполноценности в совокупности
со всеми страхами.
Мои
исследования показывают, что сложный процесс воспитания ребенка при помощи няни
чаще приводит ребенка к психотравме, поэтому даже если так случилось, что
ребенок воспитывается няней, то к этому процессу нужно относиться со всей
серьезностью.
Одна моя
знакомая, которая работает няней, рассказала мне, что ее хозяева очень трепетно
относятся к тому, чтобы рядом с ними всегда находилась медсестра, а то и врач.
Я спросил ее, почему не психоаналитик, ведь в случае такого воспитания
происходит много искажений в психике ребенка. Она не смогла ответить, но так
как в прошлом сама прошла курс психоанализа, сказала следующее: «Родители,
наверное, боятся узнать и признать, что они поступают неправильно и
психологически калечат детей». И, действительно, человеку легче принимать
лекарственные препараты, лечить таким же образом своего ребенка, не пытаясь
ответить на простые, но очень полезные вопросы: «О чем мне сейчас говорит
раздражение или соматическое расстройство ребенка?», «Как это связано с нами и
няней, которую ребенок, возможно, любит больше, чем нас?» и «Как все это, в
конце концов, отразится на его судьбе?»
Я не хочу
сказать, что родители не любят своего ребенка, они просто не ведают, что
творят. По этой причине я и хочу поделиться в данной статье своими
наблюдениями. Можно, конечно, сейчас не соглашаться со мной, дабы продолжать
защищаться и оправдывать себя. Все это хорошо, если вы так решили, для вас, а
для ребенка?
В его психике может произойти следующее
Если няня - невротик (сама имеет
некоторые конфликты души), то тогда ребенок без вашего родительского спроса
спишет их себе на файл бессознательного. Например, мужчина, проходя у меня
психоанализ, рассказал о няне, которая воспитывает его маленькую дочь: «Я стал
замечать, что няня (девятнадцатилетняя девушка) приходит со следами от поцелуев
на шее. Когда я ее спросил, что это такое, притворяясь, что намекаю на кожное
заболевание, она ответила: «Это я с папой так играю»». Из разговора с няней мой
клиент понял, что у девушки инцестуозные отношения со своим отцом. Вопрос к
вам, уважаемые читатели: что может няня с такой проблемой передать на
психоэмоциональном уровне ребенку? Различные деформированные модели восприятия
мира, особенно себя и противоположного пола. Может это искалечить судьбу
девочки в будущем? Полагаю, что да.
Другой пример: мальчик воспитывается
няней и одинокой мамой. В такой ситуации у него могут возникнуть проблемы с
половой идентичностью, проще говоря, со способностью стать мужественным мужчиной,
так как в его поле зрения много женского начала и не хватает мужского образа
для идентификации.
Как ведет себя ребенок, переживающий травму
ухода: то мамы, то няни?
1. По мере
взросления он становится неспособным к протесту, т. е. к формированию своего
психоэмоционального пространства. Неспособность огорчить маму или няню
определяется его бессознательным страхом перед одиночеством и страхом потери
любимого объекта. В дальнейшем такие дети управляемы, обидчивы, не могут
сказать слово «нет» и т. д.
2.
Переживает, но не всегда проявляет массивную агрессию к маме («мама, почему ты
меня бросила?»). В будущем девочки могут отрицать свой пол и материнство,
мальчики могут занять в отношениях с женщиной садистическую позицию
(физическую, эмоциональную, экономическую и сексуальную).
3.
Манипулирует своим окружением и противоположным партнером (месть и обида за то,
что родители не дали эмоционального тепла).
4. Уходит в
алкоголизм, наркотики и другие формы зависимостей (бессознательная защита от
враждебного мира, в котором он не может адаптироваться).
Самое главное, что у ребенка в душе на
всю жизнь остается больной вопрос: «Почему они ушли от меня?» Отсюда начинаются
сомнения по поводу своей значимости как пола, личности и родителя в будущем
(модель родительства он не получил).
Данный
материал написан для того, чтобы набраться храбрости и посмотреть своей
проблеме в лицо. Сказать себе: «Какой я родитель?», «Почему мой ребенок с чужим
человеком?», «Как он будет переживать разлуку с няней?», «Не буду ли я
расплачиваться за это в будущем?» и т. п. Как видите, я не даю советов, как
поступить тем или другим родителям, у которого ребенок воспитывается при помощи
няни. Почему я этого не делаю, вы, наверное, догадались - потому что советом
человеку не поможешь. Только подсказкой можно подтолкнуть того, кто хочет
двигаться вперед, понять и изменить ситуацию. Поэтому в конце данной статьи я
поделюсь с вами мыслями, которые возникли после рабочего дня и были записаны
мной в рабочем блокноте под названием «Заметки на полях».
Приступая к работе над собой
(здоровье, отношения, успех), не теряйте ни секунды. Не самоустраняйтесь от
жизни под различными уважительными причинами и предлогами, как это делают
попавшие в невротические ловушки. Я часто слышу от своих пациентов, как они
говорят: «Я стою в стороне и наблюдаю за жизнью…». Не поступайте таким образом,
ибо это приводит к духовной, а потом и телесной гибели. Обратите внимание: я
имею в виду сейчас не самоанализ и самонаблюдение, а невротический уход от
участия в собственной жизни «здесь и сейчас».
Не теряйте
времени, убегая от возможности понять себя, свое окружение. Особенно, своего
ребенка, если вы - родитель!
Начиная с
детства, наблюдая за людьми, я задавал себе много вопросов. Один из них касался
меня и современного окружения: «Почему в таком большом, духовно богатом городе,
как Санкт-Петербург, люди безрассудно разбрасываются своим временем на то,
чтобы пьянствовать в парках, возле метро (особенно молодежь), почему?
почему?...».
Мне, как
человеку, который каждый день работает с душевным пространством человека,
вопросами, как жить и общаться дальше, эта картина видна и понятна изнутри.
Поэтому вопросом я больше приглашаю вас к диалогу с самим собой и со мной.
Поверьте, и в первом, и во втором случае все только выигрывают…
Я понимаю,
что так устроено человечество, что есть хаос, который стремится к порядку. Есть
те, кто едет в вагоне жизни, а также те, кто за бортом: отстали, не успели, не
смогли.
Итак,
читатель может спросить: «О чем это он, сначала про то, как ребенок страдает
из-за отсутствия мамы и присутствия няни, а сейчас о вагоне жизни?». У каждого
свой вагон, и его класс как раз зависит от того, насколько нас первые люди на
этой земле (родители) любили, понимали и принимали. От этой черты начинается
лень, под которой на самом деле прячется глубокая депрессия и чувство
покинутости. Наблюдали или наблюдаете сейчас вы подобное вокруг вас? Если да,
то, наверное, мы сейчас с вами говорим хоть и другими фразами, но том же: о
проблеме гармонии души, о том, что помешало нам получить базальное доверие и
любовь к этому миру. Конечно, фрустрированный, брошенный или сильно опекаемый в
детстве юноша (или девушка) не будет знать, как пользоваться своим временем и
личным психоэмоциональным пространством. От этого очередная цепочка обид,
агрессии, претензий и т. п. Вот по этой причине нужно ставить себе и другим как
можно чаще вопрос «почему за
бортом, а не в вагоне?»
Но можно
сказать себе: «Каждый проживает свою жизнь по-своему» и успокоиться мыслью, что
ты не такой, как все. Но это неправильно, хотя бы потому, что человек, помимо
общения с самим собой, часто оказывается в пространстве отношений «Я-Ты» и
«Я-Они». А это значит, что если мы не равнодушны к другим, то мы не равнодушны
к своему жизненному пространству. Проще говоря, хочешь наслаждаться своим
домом, участвуй в создании уюта.
Когда на
семинарах и тренингах идет речь о построении своего психоэмоционального
пространства, я задаю вопрос: «Как вы думаете, на что вы годитесь в этой
жизни?» И добавляю: «Не торопитесь с ответом, но думайте об этом постоянно».
Комментарии
Отправить комментарий