Испытание ревностью

Ревность - чудовище, само себя и зачинающее, и рождающее. 
Уильям Шекспир

            Как она возникает?          

С каждым днем, годом моей практики я не перестаю удивляться тому, как мы все больше и больше погружаемся в невротическое одиночество, в рыночные отношения, конфликты. Люди уходят от себя, от чувственной сферы, души – перестают быть человечными. Такие чувства, как зависть, ревность, агрессия, о которых я напишу в данном материале, закрывают возможность человека быть осознанным, с одной стороны, а с другой, испытывают на прочность психику и толкают к духовному развитию. Мы наблюдаем большое количество и мужчин, и женщин, зависимых и живущих в виртуальном мире своего невроза, не способных нормально адаптироваться к жизни. Одно из чувств, мешающих человеку жить, - ревность, которая, как показывает практика, приводит к проблемам в личной жизни и психосоматическим заболеваниям. Она уводит от внутреннего равновесия в сторону агрессии, обиды, аутоагрессии и т. п. По этой причине большое количество преступлений совершается из-за ревности. Учитывая опасность этого патологического чувства, сам Шекспир назвал ревность «зеленым чудовищем».
Как возникает это чувство? В своих предыдущих публикациях и, особенно, в книге «Супружеская измена» (2001), я писал о том, что ревность, как и остальные психокомплексы, имеет свое начало в первичных отношениях «ребенок- мать». Исходя из данных, полученных во время работы с проблемой патологической ревности, можно сказать, что первая форма проявления ревности возникает во время неприятных переживаний плода во время внутриутробного развития. Практика показывает, что во время внутриутробного развития негативные переживания мамы, употребление алкоголя, курение, болезнь, медикаментозное сопровождение беременности негативно влияют не только на соматическое состояние ребенка, но и на психику. «Плохая» матка (С. Гроф) воспринимается ребенком как предательство, как нечто, что хочет отнять у него самое дорогое, в конце концов, убить. Ребенок испытывает на примитивном субъективном уровне сильный эмоциональный дискомфорт (депривацию), который далее служит фундаментом на бессознательном уровне для патологической ревности. Например, во время терапии, возвращаясь в состояние измененного состояния сознания во внутриутробный период развития, ученик переживает негативное чувство к матке, маме. Он ощущает, что она недостаточно комфортна, заботится о нем, уделяет недостаточно внимания и любви… Лишен океанического состояния сознания.
Далее важно отметить, что чувство ревности усугубляют тяжелые роды. В бессознательном ребенка фиксируется или укрепляется установка, что его не любят, отвергают, хотят задушить и т. п. Такая программа усиливается, если во время родов не хватало кислорода, были нанесены телесные травмы. Хочу отметить, что анализ показывает, что тяжелые роды бывают только в тех случаях, когда у женщины в свою очередь есть проблемы с материнством (не готова психологически стать мамой), страдает от того или иного психического расстройства.
Следующий условный этап развития ревности начинается у соска. Грудь, которая инстинктивно ребенком ощущается как «источник питания и жизни в целом», при хорошем контакте «мать-дитя» дает ребенку чувство безопасности и доверие к миру. Далее по мере развития ребенок принимает мать внутри себя (она становится частью его психики) и чувствует, что «Я есть и достаточно хорош» (базальное чувство самодостаточности). Чувство ревности усиливается, если мать не амортизирует психотравмы ребенка, сама находится в плачевном психоэмоциональном состоянии. В таком случае ребенок впитывает на бессознательном уровне плохую мать. Если к этому добавляется еще и «плохая грудь», то есть вместо кормления грудью мать предлагает бутылочку, няню, то программа ревности укрепляет свои позиции в его психике еще больше.
Немаловажную роль в развитии чувства ревности играет Эдипова стадия (3-5 лет). В это время у ребенка возникает комплекс бессознательных желаний, чувств, фантазий, сфокусированных на желании «обладать» родителем противоположного пола и «устранить» родителя своего пола. Фиксация на этой стадии и усиление невротического состояния зависит как от производных предыдущих опытов и конфликтов, так и от актуального состояния отношений «ребенок- родитель». Если в ранних отношениях ребенка и матери было много негативных мыслей и эмоций, а также слов и действий, то у ребенка по мере развития возникают и доминируют фантазии о том, что мать предает его, бросает и уходит к другому (сопернику). Он впитывает эти «фамильные драгоценности», которые потом на бессознательном уровне влияют на судьбу и способность преодолевать стрессы. Приведу пример: женщина, на очередной сессии проговаривая цепочку ассоциаций, связанных с ревностью, сказала: «Я недостаточно хороша, так как мой муж выбрал любовницу… Выходит, она лучше меня. Наверное, мама была права, когда говорила мне в гневе: «Кто тебя, непутевую, в жены-то возьмет…».
            Итак, ревность, как и другие наши чувства, имеет свою историю развития и приводит к тому, что мы (согласно Краткому оксфордскому словарю) чувствуем, что кто-то другой забирает или получает «благо» («добро», «хорошее»), которое по праву принадлежит индивиду. В этом контексте «благо» можно понять как комфортную матку, хорошую грудь, мать, отец, любимого человека и т. п.
           
Что необходимо еще осознать?
           
Первое, что испытываем, когда нас охватывает ревность, - это агрессия к объекту любви (ты меня не любишь) и зависть к другому (ты хочешь обладать моим объектом любви). То есть мы оказываемся в некоем бермудском треугольнике, где есть я, объект любви и тот другой, который хочет овладеть моим объектом любви. Хочу сказать, что на энергоинформационном и психологическом уровне этот треугольник, поле ревности, действительно, как вы увидите дальше, опасен для жизни не меньше, чем реальный бермудский треугольник. Для того чтобы выйти из него, нужно начать работу по осознанию своей ревности с поиска ответа на вопрос: «Когда она возникает в моей психике, и почему у некоторых индивидов она более сильно выражена, чем у других?» Исследования и практика, как я уже отметил выше, показывают, что чувство ревности возникает в травматических отношениях «мать-дитя», а потом мы ее накачиваем актуальными конфликтами внутри своего «Я». Ребенок, а потом взрослый чувствует, что его не любят, он не достаточно хорош, он в чем-то уступает своему окружению. Он перестает нормально развиваться психологически и далее не может нормально адаптироваться к жизни. В его психике происходит регрессия: «Я не хочу взрослеть, потому что мир не надежный, злой!» Например, ребенок, испытывая на ранних стадиях развития (внутриутробное состояние, младенчество, детство) боль разрыва отношений с мамой, далее закрывается на эмоциональном и энергетическом уровне (уходит в невротическое одиночество). Таким образом он защищается от мира, в его понимании такого же «ненадежного», как мать. Это выглядит примерно так. С одной стороны, ревнивец ненавидит объект любви и закрывается от него, а, с другой стороны, завидует тому другому, который может это получить (в том числе и его объект любви). Не умея любить, чаще сам пускается в полигамные отношения, воровство, может совершить антисоциальные поступки. В браке или других отношениях ревнивец проецирует на близкого человека требование, я бы сказал ультиматум: «Ты принадлежишь только мне!» Агрессивно реагирует, если партнер (как кажется ревнивцу) указывает на якобы его недостатки, заявляет о том, что «Я тоже личность». Раздражением реагирует также в случае, когда партнер своим поведением показывает или прямо говорит, что это не так. Результатом всего этого является то, что у ревнивца возникают агрессия, обида, страх потери, которые толкают к определенным негативным действиям (нанесение вреда, убийство, самоубийство и т. д.). Такое поведение и эмоциональное реагирование объясняется еще тем, что внутренний конфликт со временем, если нет помощи, становится для ревнивца невыносимым (сам мучается и другим покоя не дает). А. Адлер по этому поводу писал: «Ни одно человеческое существо не может долго выносить чувство несостоятельности: оно ввергает его в такое напряжение, что требуется хоть какое-нибудь действие».
Когда ревнивцу отказывают в удовлетворении его невротического переноса в виде конкурирующей ревности, то он переживает заново и с особой силой, что его опять предают, как в детстве, он теряет объект любви, над ним издеваются и унижают. Как вы понимаете, содержание ревности не всегда конгруэнтно происходящему. Проще говоря, происходящее внутри психики ревнивца не всегда отражает то, что на самом деле происходит здесь и сейчас в отношениях. Согласно Фрейду, такой тип ревности называется конкурирующей, так как она «состоит в основном из печали, боли из-за предполагаемой потери объекта любви (…) нарциссической обиды, (…) враждебных чувств к предпочтенному сопернику и из более или менее большого вклада самокритики, которая хочет сделать собственное «я» ответственным за потерю любви» [1] Другая модификация ревности, которую мы наблюдаем в анализе, - это проективная ревность. В этом случае ревнивец проецирует на свое окружение собственные побуждения и мысли о неверности. Самой сложной для психоаналитической практики является бредовая ревность. При таком типе ревности больной полагает, без убедительной причины, что его супруг (а) неверен (неверна) ей (ему).  Называют еще это бредовое расстройство супружеской паранойей (2), в основе которой, согласно Фрейду, находится скрытая защита от гомосексуализма.
Итак, мы видим, что ревность, возникая в раннем возрасте из-за пережитых психотравм, со временем эволюционирует и проявляет себя в каждом случае по-своему. Но в основе всегда стоит скрытый эффект депривации, пережитый в раннем детстве. Об этом говорят и работы М. Кляйн. Она пишет: «ревность основана на зависти, но включает отношение, по крайней мере, к двум людям; она, в основном, озабочена той любовью, которую субъект чувствует своей привилегией и которую отбирает, или есть угроза, что отберет, его соперник». Из этого следует, что агрессивные импульсы ревнивца имеют свое начало, как я уже отметил выше, в психотравме, где индивид на ранних стадиях развития и даже во внутриутробном состоянии ревновал «объект ревности» к «сопернику». Как вы понимаете, этим «соперником» первично была мама, точнее, травматическая память об отношениях с ней, которые далее переносятся (отрицательный перенос) на актуальную ситуацию (ревнует к работе, предполагаемому половому партнеру, родственнику и т. п.). Повторюсь, но отмечу еще раз, что проблемы с психикой у ребенка создает женщина, не готовая к материнству. Психоанализ показывает, что сопротивление к материнству имеет свою невротическую основу. Такая женщина рожает ребенка вопреки своему желанию. Конечно, под этим словом «вопреки» мы должны понимать ее бессознательные комплексы, страхи, тревогу и т. д. На физиологическом уровне это сопротивление проявляется в виде проблем со здоровьем во время беременности и тяжелых травм при родах с соответствующими психосоматическими последствиями...

Реальность ревности

Практикуя, я вижу, как человек (если не занимается духовной практикой и психотерапией) чаще живет в реальности тех программ, которые получил в детстве и от своего рода. Для него сильная негативная эмоция ревность, является единственной  реальностью в этой жизни. Мысли, ощущения, воображение ревнивца постоянно ограничивают поле сознания, а вместе с этим увеличивается эмоциональное напряжение и психосоматическое сгорание. При всем этом нужно понимать, что ревность не есть чувство, устойчивое определяющее нашу жизнь навсегда. Она, как и другие характеристики психики и мозга, может меняться (если работать над собой) в нечто другое, полезное для собственного бытия. Все динамично, не устойчиво… Скажу проще - психику можно изменить, придать те или иные формы, как и телу с помощью физических тренировок. Это важно знать. Когда меня спрашивают, можно ли освободиться от ревности, я отвечаю, что от ревности можно освободиться, но только при условии, что человек будет трудиться. Только через работу над собой, через осознание можно трансформировать ее в другие чувства и, соответственно, в другую реальность. Для этого, как я всегда напоминаю, для начала нужно осознать, как выглядит ревность, что стоит за ней на бессознательном уровне. Визуализировать и понять, как она сформировалась в вашей психике, работает автономно (ревнивцу лишь только кажется, что он что-то понимает). Например, если вы испытываете «ревность» к начальнику на работе по причине, что он более благосклонно относится к коллеге, чем к вам, то необходимо сказать себе: «Я ревную, и ситуация на работе не имеет никакого отношения к этому… Это - продукт моей психики… Хочу осознать, откуда он приходит, как работает здесь и сейчас…». Когда мы начинаем такой диалог с самим собой, то мозг, помимо того, что осознает, еще и трансформируется. То есть идет реальная работа с чувством ревности, и вы меняетесь.
Со временем вы будете понимать, что ревность - это психокомплекс, который живет давно внутри вас (идет из вашего рода) и оживает в моменты, когда речь здесь и сейчас идет о любви, заботе и внимании. Она, как бес (особенно бредовая), который живет и действует без участия нашего сознательного «Я». Понимание этого и помогает организовать качественную работу по трансформации ревности. Расширяя осознание, вы как бы охватываете своим лучом сознания и те темные пространства, где раньше своевольничала ревность. В таком случае сознание, как динамичный процесс мозга, охватывает и начинает трансформировать чувство ревности. Осознанная ревность приводит к тому, что она уже не может негативно влиять, как раньше, и вы автоматически в процессе такой работы (самостоятельно или с психоаналитиком) создаете новую реальность вашей жизни. Например, известно, что ревность связана с самооценкой. Осознание того, что сила вашей ревности к другому связана с низкой самооценкой, помогает вам повернутся и проработать чувство неполноценности, а не продолжать ревновать и сгорать. Когда мы задаем вопрос: «Что заставляет меня ревновать?», то со временем приходит ответ, что еще глубже вы переживаете базальное недоверие, обиду и ощущение, что вы жертва. Эти чувства и потом фантазии заставляют вас испытывать ревность и соответственно жить. Если это не осознается, то тогда вы оказываетесь в конфликте: «Хочу иметь хорошие отношения, но не доверяю». Ваша психика воспринимает партнера, скорее, как предателя, как опасность, чем хорошего человека, готового строить с вами гармоничные отношения. И это всего лишь игра вашей психики…

Практические шаги

Учитывая, что в каждой публикации я даю вам все новые и новые техники, сегодня остановлюсь на таких важных моментах для самоанализа, как работа с гневом и беспокойством. Эти чувства сопровождают ревнивца постоянно. Мало того, что они охватывают его, - их влияние сказывается негативно и на окружении. Осознание этого, когда страдаешь от ревности, приводит к тому, что ты начинаешь свой собственный самоанализ. Для этого необходимо задать себе следующие вопросы:
1.    Хочу ли я здесь и сейчас осознать, что происходит со мной?
2.    Если я сопротивляюсь осознать свою ревность, как выглядит мое сопротивление?
3.    Когда и кого я ревную?
4.    Готов ли я признать, что ошибаюсь?
5.    Насколько я злопамятен?
6.    Как я коплю негативные эмоции и на кого переношу?
7.    Жалею ли я себя? Как часто?
8.    Что подсказывают мне ответы на подобные вопросы?

После самоанализа при помощи вопросов, которые я вам предложил, а также тех, которые возникли у вас во время работы над собой, сделайте следующее:

1.    Поговорите с близким человеком о том, что у вас есть проблема ревности, над которой вы работаете.
2.    Осознайте самостоятельно и во время психотерапии, какие психотравматические истории, мысли и фантазии стоят за чувством ревности.
3.    Встречайте негативные мысли и фантазии, связанные с чувством ревности. Постарайтесь понять, откуда они идут, как еще выглядит их информационное оформление.
4.    Не погружайтесь сильно в прошлое, если не готовы (не работаете с психоаналитиком).
5.    Сосредоточьтесь на том, что происходит с чувством ревности здесь и сейчас, проще говоря, как вы ревнуете здесь и сейчас.


Литература

1.                         Фрейд З. Собрание сочинений в 10 томах. Том 7. Навязчивость, паранойя и перверсия. - М.: ООО «Фирма СТД», 2006. – 336 с.

2.                         Большой психологический словарь. /Робер Артур (Penguin) Т.1 (А-О). Пер. с англ. – М.: Вече, АСТ, 2000. – 592 с.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога