Родитель и психосоматическое заболевание ребенка

Отношения между родителями и детьми так же трудны и столь же драматичны,
как отношения между любящими.
А. Моруа

Этот материал будет полезен для вас, так как сегодня очень актуален ответ на вопрос: как скорректировать психоэмоциональное состояние родителя, чтобы он смог воспитать здорового ребенка. О том, что это является большой проблемой для современного родителя, говорят запросы моих клиентов, трагические случаи убийства и жестокого отношения к усыновленным детям из России в США, принятие закона об усыновлении однополыми родителями в некоторых странах Европы и т. п. Эти и другие примеры говорят о том, что современный родитель часто плохо справляется со своей ролью, нуждается в психологической помощи. Из-за роста количества родителей, имеющих те или иные психические расстройства, в обществе появляется все больше и больше детей-невротиков, детских смертей и болезней. Сталкиваясь в своей практике с различными формами невроза у взрослых, я понимаю, что пора бить в колокола: такой родитель допустит непоправимые ошибки в воспитании своего ребенка.
           
О развитии ребенка

Психоанализ показывает, что отношение к себе, способность общаться и психосоматическое здоровье ребенка зависят во многом от того, как он прошел внутриутробное и остальные стадии психосексуального развития. Поэтому родитель должен осознать, как он контактирует с ребенком, убрать ту или иную психологическую проблему, если в этом есть необходимость. Насколько это важно, я попытаюсь вам показать на примере, как мама и папа влияют в течение развития ребенка не только на его психическое здоровье, но и телесное. Всегда нужно помнить, что взаимоотношения «родитель-ребенок» на первых стадиях развития создают базу для нормального бытия или контур и содержание проблем ребенка в будущем (здоровье и судьба в целом).

Пространство отношений «Я-Я»

Во внутриутробной фазе  развития в моем понимании формируются и начинают функционировать внутрипсихические структуры, относящиеся к пространству отношений «Я-Я». В этой фазе формируется психоэнергетическая основа для будущих стадий развития, формирования Ид, Эго и Супер Эго. Стрессы, пережитые мамой и, соответственно, ребенком в этом периоде развития определяют природу и характер проблем, которые ребенок будет испытывать по отношению к себе (пространство отношений «Я-Я»). На соматическом уровне психотравмы этого периода будут влиять на органы, развивающиеся из эндодермы (внутренний зародышевый лепесток), которые являются на соматическом уровне представительством пространства отношений «Я-Я». На этой фазе развития формируется страх смерти (Тонатос), необходимый для стимуляции жизни (Эроса). Практика показывает, что от присутствия негативных переживаний в этой фазе развития у ребенка страдают следующие органы (1):
1.      Тонкий кишечник
2.      Слепая кишка
3.      Соединительные каналы почек
4.      12-типерстная кишка
5.      Аппендикс
6.      Толстый кишечник
7.      Сигмовидная кишка
8.      Поджелудочная железа (не входят протоки и островки Лангерганса)
9.      Печень
10.  Паренхиматозная ткань печени (за исключением желчных протоков и желчного пузыря)
11.  Желудок  (за исключением малой кривизны)
12.  Треугольник мочевого пузыря
13.  Железы Бартолини
14.  Нижняя третья часть пищевода
15.  Легочные альвеолы
16.  Паренхимальные части паратироидальных желез 
17.  Паренхимальные части щитовидной железы
18.  Миндалины
19.  Подъязычные слюнные железы
20.  Слезные железы
21.  Среднее ухо и Евстахиева труба
22.  Передний гипофиз
23.  Клетки, отвечающие за воспроизводство в яичниках и яичках
24.  Фаллопиевы трубы
25.  Слизистая тела матки
26.  Простата

Пространство отношений «Я-Ты»

Фазы психосексуального развития

Младенчество, оральная, анальная фаза развития, инфантильная генитальная фаза развития. На этой фазе развития ребенок приобретает опыт, формируются внутрипсихические структуры, относящиеся к пространству отношений «Я-Ты». На соматическом уровне представительством пространства отношений «Я-Ты» являются органы, произрастающие из мезодермы (средний зародышевый лепесток). На этих фазах развития ребенок получает опыт взаимодействия в отношениях «Я-Ты»: начиная от удовлетворения различных потребностей, манипуляции окружением и заканчивая чувством защищенности. На этих фазах психосексуального развития формируется страх перед нападением, необходимый для защиты. От присутствия негативных переживаний в этой фазе развития у ребенка страдают следующие органы (1):
1.      Кровь
2.      Мускулатура тела матки
3.      Селезенка
4.      Зубы
5.      Жировая ткань
6.      Соединительная ткань
7.      Мышечная ткань
8.      Скелет
9.      Кора надпочечников
10.  Яичники и яички (не репродуктивная часть). Ткань, которая производит гормоны
11.  Почечные паренхимы
12.  Миокард
13.  Мускулатура мочевого пузыря
14.  Лимфатическая ткань

Пространство отношений «Я-Они»

Латентная фаза развития и подростково-юношеский период. В этот период (от 4 лет до подростково-юношеского возраста) ребенок получает опыт социализации, в котором активно принимает участие отец. Фрейд полагал, что в течение этого периода сексуальные импульсы подавляются  реактивной формацией морали, стыда, отвращения, а также эстетическими идеалами. На этой фазе развития формируется опыт отношений в пространстве «Я-Они». Это - идеальное время для получения опыта социализации (образование, тренировочные психотравмы и т. п.). На первый план, как объект идентификации, в это время развития ребенка выходит отец. На соматическом уровне представительством этого пространства являются органы, произрастающие из эктодермы (внешний зародышевый лепесток). Присутствие в этой фазе развития психологических травм может привести к заболеванию следующих органов (1):
1.      Протоки щитовидной железы
2.      Гортань
3.      Бронхи
4.      Коронарные артерии и коронарные вены
5.      Зев и шейка матки
6.      Вагина
7.      Семенные мешочки (пузырьки) у мужчины
8.      Прямая кишка
9.      Малая кривизна желудка
10.  Луковица 12-типерстной кишки
11.  Желчные протоки внутри и вне печени
12.  Почечная лоханка
13.  Мочеточник
14.  Мочевой пузырь и уретра (соединяет мочевой пузырь с внешним миром)
15.  Канал, соединяющий почку и мочевой пузырь
16.  Кожа
17.  Волосы на коже и голове
18.  Веки
19.  Конъюнктива
20.  Роговица
21.  Хрусталик
22.  Стекловидное тело
23.  Сетчатка
24.  Каналы в груди (молочные пути)
25.  Эмаль зуба
26.  Слизистая носа
27.  Слизистая носовых пазух
28.  Слизистая ротовой полости
29.  2/3 верхней части пищевода
30.  Слезные каналы
31.  Выделительные каналы околоушных желез и подъязычные
32.  Таламус
33.  Клетки Лангерганса
34.  Эндокринная поджелудочная железа
35.  Надкостница
36.  Задняя часть гипофиза

Вопросы о роли развития психосоматического заболевания у ребенка важны, так как данные знания помогут нам понять, как те или иные психологические проблемы родителей, их конфликты с ребенком влияют не только на психологическое состояние, но и на соматическое здоровье в будущем. Помимо заложенных в нас программ филогенеза и онтогенеза, на наше психическое и телесное состояние влияет весь психоэнергетический материал, который мы накапливаем в процессе развития во внутриутробном состоянии и после рождения. Любые психотравмы, задержки на какой-то стадии развития ребенка приводят к психическим и соматическим расстройствам.

Несколько слов о роли отца и матери в развитии ребенка

Для того чтобы понять, как развивается ребенок психологически и соматически, нам всегда нужно вновь и вновь вернуться к вопросу воспитания ребенка в семье. Недавно я опубликовал статью «Кого лечить, когда болеет ребенок?» (26.08.2012). В ней с самого начала я отметил: «Ежедневная практика показывает, что основа болезни закладывается на ранних стадиях развития ребенка (внутриутробное состояние, младенчество, детство). Это объясняется тем, что в раннем детстве (от рождения и до 5,5 лет) во время прохождения всех стадий психосексуального развития у ребенка закладывается основной фундамент его дальнейшей психической и соматической жизни. В.В. Зелинский считал этот период «золотым временем» для эмоциональной жизни человека». Теперь данные, которые я привел выше, помогут вам осознать, в какой период развития ребенка та или иная проблема приводит к той или иной форме психосоматического заболевания.
Психоанализ показывает, что в воспитании ребенка матери и отцу отводятся неодинаковые роли. Каждый в этом святом деле участвует по-своему. Я уже неоднократно писал, что отец своей мужественностью воспитывает женственность в своей дочери, а для мальчика служит моделью для мужественности, помогает ему войти в социум. Мать воспитывает в мальчике мужественность, а для девочки служит примером, как быть женщиной. Мать кормлением грудью дает опыт удовольствия, счастья, доверия. К 2-3 годам ребенок начинает идентифицировать себя с тем или иным полом, и в этой фазе доразвивается опыт функционирования в отношениях «Я-Ты». Например, мальчик следит за поведением отца, начинает подражать ему. Если отец будет рядом, даст ребенку положительную поддержку (эмоции, действия и т. п.), то у мальчика будут развиваться истинные мужские качества. То же самое происходит и с девочкой. Она следит за поведением мамы, подражает ей. К четырем годам ребенок осознает свою личность, половую принадлежность, начинает приобретать опыт, как функционировать в пространстве «Я-Они».

Пример патологических отношений «Родитель- ребенок»

Для иллюстрации картины, как проблемы родителей, их неспособность нормально функционировать в отношениях «Я-ребенок» приводят к психологическим и телесным расстройствам ребенка, я изложу свой взгляд на принятый в некоторых странах Европы закон об однополых браках и их праве усыновлять детей. Как пишет газета «Коммерсантъ»: чтобы не создавать неудобств в нетрадиционных семьях, в документах будет фигурировать нейтральное слово «родитель». Я думаю, что за такой закон можно подать в суд ООН на правительства этих стран, так как он нарушает права усыновленного ребенка, обреченного таким действием на психологическую и духовную инвалидность. Почему я так считаю, изложу ниже.
Итак, мы наблюдаем, как писал в свое время В.И. Ленин, как загнивает капитализм, то есть, как в Европе узаконивается преступление против человечества, создается фундамент для психологической и духовной деградации. Почему я так считаю? Ежедневная практика показывает, что ребенок может вырасти здоровым психологически и телесно только в том случае, если во время его развития не происходили задержки развития из-за психотравм. Как я уже отметил выше, мать дает ребенку опыт безусловной любви, в мальчике воспитывает мужественность, а девочке показывает модель женственности. Отец дает ребенку условную любовь, мальчику служит моделью для полоролевой идентификации (Я-мужчина), а в девочке воспитывает женственность. Сами супружеские отношения родителей «муж-жена» дают детям модель здоровых отношений «мужчина–женщина» для нормального функционирования в роли супруга и родителя.
Что дает однополый брак? Для того чтобы ответить на этот вопрос давайте посмотрим на психологическую характеристику гея и лесбиянки, то есть тех типов, которые хотят стать родителями.

Когда родители - геи

В Большом толковом психологическом словаре (М., 2000 г., с. 196)  гомосексуализму дается следующее определение: «Гомосексуализм. Этот термин употребляется в довольно общем смысле и относится к половому контакту между людьми одного и того же пола. Этот контакт может быть мимолетным, без оргазма и случайным, или он может представлять собой преобладающий у данного вида (если не исключительный) способ сексуального выражения». Автор многих работ по гомосексуальности Айси говорит о том, что гомосексуальная ориентация не должна определяться только по активной гомосексуальной практике, но в расчет следует принимать страсти, желания, фантазии. Родители-геи могут делиться на две категории (так же, как и лесбиянки): те, которые осознавали свою сексуальную ориентацию с детства, и те, у кого был значительный гетеросексуальный опыт, а самоопределение в качестве гея состоялось уже во взрослой жизни. Известный исследователь Бурк (1989 г.) предлагает термины «первичный лесбианизм» и «избирательный, или бисексуальный лесбианизм» (то же самое относится и к геям). Мы с вами ограничимся этими категориями, которые, конечно же, нельзя считать исчерпывающими в исследовании этой проблемы. Уже эта информация поможет нам хоть немного понять ответ на вопрос: «Что может дать ребенку в плане развития однополый брак?»

Гей - муж, отец. В. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» слово муж (мужъ) определяет следующим образом: «…человек в полных годах, возмужалый; // Относительно к женщине, жене, супруг, народ. Хозяин, образующий с женой чету». Выходит муж, отец - это мужчина, имеющий зрелые отношения с женщиной. Об этом утверждают и трактаты по китайской медицине, где говорится, что все существующее в природе образуется от Инь и Ян, то есть от мужской и женской энергии. Они все время дополняют друг друга, являются источником происхождения, создания и превращения всех веществ и существ во вселенной. И это подтверждает наша жизнь, когда муж и жена, вступая в половую связь, зачинают ребенка. Как это может произойти в однополом браке геев, где присутствуют два типа, с которыми природа сыграла плохую шутку? Никак. Рядом с геем-отцом находится не женщина, а мужчина с такими же проблемами (ложностью). Они не могут зачать ребенка, у них присутствуют серьезные отклонения в психическом и энергоинформационном плане. Гей-отец не может полноценно показать модель полоролевой идентификации для своего ребенка. Для мальчика он не способен показать модель идентификации с мужественностью (он - не мужчина), а в девочке не может воспитывать женственность (женщину он отрицает).

Гей - мама. Он не может зачать, родить ребенка. Это уже говорит о многом в плане выполнения своей половой роли. Винникот (1956) в своих работах показал, что мать во время беременности и младенчества оказывает особое, важное влияние на формирование психических структур «Я» ребенка. О том, как развивается ребенок на всех стадиях его эволюции рядом с мамой, описали в своих работах Анна Фрейд (1942), М. Кляйн (1928, 1952), Спитц (1959) и Малер (1972).  Усыновленному ребенку, уже пережившему травму потери матери, отвержения, грозит следующий стресс: не видеть рядом с собой приемную мать – женщину. Он не получает ни женщину-мать, ни «хорошую грудь». Рядом вместо женского образа видит ложного мужчину. Как мы понимаем, гей-мама не может дать то, что может дать нормальная мама. Помимо тепла, ухода, мать еще служит объектом полоролевой идентификации и воспитания. С геем-мамой мальчик не может получить способность стать мужественным, а девочка получает во время полоролевой идентификации ложную модель женственности (гей-мама отрицает женщину). Это приводит к тому, что ребенок с каждой стадией развития страдает психоэмоционально все больше и больше. Практика показывает, что у подобных детей возникают серьезные проблемы с развитием, адаптацией и психосоматическим здоровьем.
Как я уже писал выше, мальчик к четырем годам осознает свою личность, половую принадлежность и т. п. В ситуации с однополыми родителями у мальчика могут возникнуть не только проблемы с половой принадлежностью, но и с формированием внутреннего «Я», то есть ребенок может заболеть пограничным расстройством или вовсе психозом (ювенильная шизофрения, аффективные психозы). Например, отец-гей никак не может дать на психоэнергетическом уровне представление о противоположном поле. Геи-родители не могут обучать своего ребенка половой роли. У них нарушены ценностные ориентации своего пола.
Ребенок к 7 годам впитывает то, как к нему, как к полу, относятся родители. Они ждут от ребенка соответствующего поведения, и он отвечает на их ожидания. Родители-геи по умолчанию не могут проецировать на усыновленного ребенка ожидания, касающиеся половой роли. Они сами - ложные и дезориентированные в этой сфере.
Следующий момент, характеризующий пагубность влияния однополых родителей на психоэмоциональное развитие ребенка, - это неспособность геев-родителей обеспечить амортизацию душевных переживаний и укрепление половой идентификации в подростково-юношеском возрасте. Например, отсутствие мужественного отца ослабляет способность адаптироваться в социуме и занять достойную, самодостаточную для себя позицию.   

Модель супружества «гей-гей»

Геи-родители своим брачным союзом показывают ребенку ложную модель супружеских отношений. Представьте себе, что усыновленный мальчик, все же пройдя все психотравмы, остается нормальным в плане половой роли (Я-мужчина). У него будет сильная травма и проблемы в будущей своей жизни. В его бессознательном будет постоянный конфликт между тем, что было в его семье (модель супружества «гей-гей») и желанием создать традиционную семью. Такое несовпадение между тем, что хочет человек, и тем, что доминирует в его бессознательном, создаст в его жизни большие психологические проблемы. Например, известно также, что образ родителя противоположного пола оказывает существенное влияние на выбор партнера в будущем. Кого выберет ребенок, воспитанный родителями-геями?

Когда родители - лесбиянки

Описывая лесбийскую пару в своей книге «Супружеская измена» (2001), я отметил несколько пунктов отличия гетеросексуальной пары от лесбийской: «у лесбиянок почти во всех странах нет узаконенного брака», «нет совместных детей», «преимущественно они не живут вместе и не имеют совместного нажитого имущества» и т. д.  Сегодня это уже не так. Некотрые страны приняли закон об однополых браках и их праве на усыновление детей. Времена меняются…
Чтобы понять, как лесбиянки (отец, мать) будут влиять на психику усыновленного ребенка, посмотрим, как воспринимает себя лесбиянка. Эта очень краткая характеристика (каждый случай анализа индивидуален по-своему) дополнит картину понимания пагубного воздействия на психику ребенка, которую я привел выше в анализе родителей-геев.
Лесбиянка воспринимает свою сексуальную идентичность как тотально расходящуюся со своим телом. Этот конфликт (несовпадение) внесет невротический хаос в психику ребенка на всех стадиях развития и в жизни в целом. Ребенок потеряется в ответе, как в теле женщины живет душа мужчины или незрелой девочки (пассивная лесбиянка). Этот вопрос не по зубам и взрослым специалистам в области психологии человека, а для ребенка этот момент, как и вся жизнь в однополом браке - катастрофа. Пассивная лесбиянка (если она будет играть роль мамы), ухаживая за своей партнершей, бессознательно хочет доказать маме, что она - хорошая девочка. Своим вниманием и ласками она, в конце концов, пытается получить любовь и внимание. Тут возникает вопрос: «Как такая «мама» будет воспитывать ребенка?»
Активная лесбиянка в паре играет роль родителя: она ухаживает, покровительствует, воспитывает свою партнершу не только в сексуальных отношениях, но и в обычных бытовых взаимоотношениях. Обычно она мужеподобна, маскулинна. При усыновлении она, возможно, будет претендовать на роль отца… (проблема с годами доисследуется.).

Заканчивая данный материал, хотел бы отметить следующее: данные подсказки помогут вам заглянуть на то, как вы участвуете в воспитании своего ребенка, формировании базы психосоматического здоровья. Пример о законе, принятом странами Европы, должен быть нам сигналом, что мир сегодня деградирует, в будущем будет все больше и больше психологических инвалидов. Сегодня, здесь и сейчас мы с вами еще можем спасти своих детей, то есть наше будущее. Этот материал – подсказка, для того чтобы подтолкнуть родителя к позитивным действиям в отношениях «Я-ребенок» и таким образом сегодня повернуть наше общество к духовному прогрессу, эволюции, а не к регрессу, гибели. Он поможет вам развернуть собственное размышление о своей теневой части души… 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога