Как не конфликтовать с учителем?
Духовность
предполагает бодрствование.
На
протяжении всей своей жизни большинство из нас беспробудно спит.
Энтони
де Мелло
Во
время практики этот вопрос задают мне достаточно часто, поэтому сегодня я
поделюсь с вами свои мыслями о том, как ученику и родителям найти общий язык с
учителем, использовать пространство школы с максимальной пользой. Вы нередко слышите,
как родители говорят: «Учитель не справедлив к моему ребенку», «Терпеть не могу
классного руководителя» и т. д. А, может быть, (если у вас ребенок учится в
школе) и вы говорите также. Почему я так думаю? Прежде всего, потому что у меня
в детстве также были конфликты с учителями, кого-то любил, а кого-то считал
несправедливым. И это нормально, если конфликт не вредит учебе, успешно
решается и дает ученику урок для общения в пространстве отношений «Я-Ты», «Я-Они».
Сегодня
участились случаи, когда родители обращаются ко мне и к моим коллегам с
просьбой помочь разрешить конфликт их ребенка с учителем. Современный школьник,
в отличие от советского ученика, менее дисциплинирован, «знает свои права», но
не обязанности, приносит в школу проблемы из семьи, употребляет спиртное,
наркотики, курит и т. д. Нередко родитель, не понимая происходящего внутри
конфликтных отношений, занимает позицию ребенка, возмущается вместе с ним, что
учитель занижает оценку, слишком строг, несправедлив. Помимо этого, я думаю,
что сегодня назревает еще один конфликт, связанный с введением школьной формы.
Нововведение обязательно столкнется с устоявшимися установками в
бессознательном родителей и школьников. Слова министра образования о том, что
дети при помощи формы ощущали общность, чувствовали, что они - часть единого коллектива,
обязательно столкнутся с подростковым протестом на фоне непредсказуемого и
неконтролируемого колебания настроения в этом возрасте. Конечно же, все это
будет проецироваться на отношения «ученик - учитель».
Как
выйти из подобных ситуаций? Прежде всего, прийти к пониманию, что учителя также
могут ошибаться, у них есть свои странности, убеждения и верования. Но в
конфликтной ситуации очень важно не обвинять учителя, а спросить себя (как
ученику, так и родителю): «Что я делаю, раз возник данный конфликт?»
Мои исследования показывают, что школьник на
бессознательном уровне всегда проецирует на преподавателя те эмоции (позитивные
или негативные), которые были пережиты в семье по отношению к родителям, а
также модель отношений внутри семьи. Поэтому во взаимоотношениях «школьник –
преподаватель» могут присутствовать и толерантные, и конфликтные отношения.
Анализ подобных проблем показывает, что конфликт в школе часто возникает, когда
ученик инфантилен, не способен адаптироваться к социальным требованиям. После
столкновения с требованиями преподавателя и в целом системы образования у
ученика на бессознательном уровне возникает протест и отрицательный перенос на
фигуру преподавателя (Супер-Эго объект). Особенно конфликт обостряется в
подростковом возрасте. Это происходит, потому что ребенка в этом возрасте бросает
на психоэмоциональном уровне то в душевный подъем, то в депрессию, от любви к
ненависти и т. п. К сожалению, сегодня, в отличие от советских времен, эти
конфликты доходят до зверских избиений, снятых на видео, и убийств (например, расстрелы
в школах США). В таких случаях на сознательном уровне мы наблюдаем конфликт
между учеником и преподавателем, а на бессознательном – отрицательный перенос
на преподавателя, идущий из отношений «родитель – ребенок» и личных возрастных
переживаний ребенка. Например, ученики часто жалуются на то, что учитель:
1) обращает
внимание только на своих любимчиков,
2) недолюбливает
ученика,
3) ставит
незаслуженную оценку
4) и
т. п.
Бессознательная
часть внутреннего «Я» школьника при столкновении с требованиями преподавателя,
касающимися учебного процесса, проецирует те эмоции и знания, которые были
приобретены в конфликтной ситуации в прошлом (по образу и подобию происходящего
в отношениях внутри семьи). Практика показывает, что школьники при нормальном
психологическом развитии более адекватны в своем подростково-юношеском
протесте. Протест против преподавателя или другого представителя школы говорит
о том, что школьник недостаточно хорошо
прошел все стадии психосексуального развития, в семье нездоровая
психоэмоциональная атмосфера. Например, протест и символическое отрицание
преподавателя может быть показателем того, что девушка или юноша из-за
определенных психотравм застряли на эдиповой и фаллической фазе развития с
неразрешенным конфликтом в соперничестве с родителем противоположного пола.
Этот случай очень показателен для конфликтов с преподавателем. Школьник на
бессознательном уровне протестует и соперничает с преподавателем, пытаясь,
таким образом, на бессознательном уровне разрешить проблемы из прошлого.
В
нормальной семейной обстановке ребенок получает способность справиться с
чувством агрессии и вины, выработать приемлемые нормы поведения и вобрать в
себя, а затем транслировать культурные ценности социума. Этот процесс напрямую
связан с отношением школьника к преподавателю, школе и влияет на качество
образования.
Когда
мы рассматриваем проблему отрицательного переноса и конфликта в отношениях
«школьник – преподаватель», как негативного фактора, влияющего на качество учебы,
мы должны понимать, что на психику школьника влияют программы, идущие из
развития рода, а также все ценностные детерминанты, которые получает его Эго в
процессе развития (детском, подростковом и юношеском периоде).
При
наличии невротической базы и отрицательного переноса вместо доверия
травмированное «Я» может занять по отношению к преподавателю критичную,
агрессивную и недоверчивую позицию. При встрече с препятствиями в процессе
обучения в виде требований преподавателя, запретов, чрезмерного давления на бессознательном уровне у школьника может возникнуть протест и
агрессия по отношению к преподавателю. На сознательном уровне требования
преподавателя воспринимаются школьником как ущемление, подавление, неуважение к
его личности. Непонимание этой психодинамики в отношениях «преподаватель - ученик»
и является главным препятствием к разрешению конфликтных ситуаций. Для
иллюстрации вышесказанного предположим, что у школьника был и продолжает быть
конфликт с мамой. В таком случае ученик переносит на бессознательном уровне на
учительницу те же отрицательные чувства, которые пережил (переживает) с мамой.
В подобных ситуациях внутренний конфликт ученика усложняется, так как к его
сложной ситуации прибавляется еще один участник.
Итак,
если возникший конфликт между школьником и преподавателем должным образом не
прорабатывается, их внутриличностный конфликт, в котором участвуют и родители,
усугубляется и отрицательно влияет на образовательный и воспитательный процесс, ребенок получает плохие оценки или
вовсе отказывается учиться. Это происходит до тех пор, пока ученик, его
родители и преподаватель не получат психологическую помощь. В результате
психотерапии ученик перестает смешивать родительские фигуры с фигурой учителя
на бессознательном уровне, проецировать на взаимоотношения в школе негативные убеждения,
привычки и верования семьи и таким образом становится способным приобрести
новый опыт взаимодействия с другими, воспринимать учебный процесс.
Хочу
отметить, что в конфликте участвует не только ученик со своим переносом и другими
невротическими проблемами, но также и учитель. Поэтому данная статья и для
преподавателя является подсказкой о том, как обратить внимание на свои
психологические проблемы, которые он приносит на свое рабочее место.
Анализ
данной проблемы позволяет сделать следующие выводы: возникший конфликт между
школьником и преподавателем нужно проработать с помощью психолога; администрация
школы должна рассмотреть все жалобы и результаты опросов через призму особенностей
и специфики отношений «ученик – преподаватель»; дальнейшее развитие личности
ученика и вопрос профессионального сгорания преподавателя зависят от
своевременного и качественного разрешения возникшего конфликта.
Вопросы
для самоанализа
1. Что
я делаю, что учитель ведет себя несправедливо по отношению
ко мне. Как мои родители участвуют в этом?
2. Почему
я хочу быть любимчиком учителя?
3. Почему
я ненавижу тот или иной изучаемый предмет?
4. Почему
мне кажется, что учитель враждебно настроен против меня?
5. Что
для меня школа?
6. Могу
ли я проговорить с учителем, почему он относится ко мне предвзято?
Комментарии
Отправить комментарий