Как не конфликтовать с учителем?

Духовность предполагает бодрствование.
На протяжении всей своей жизни большинство из нас беспробудно спит.
Энтони де Мелло

Во время практики этот вопрос задают мне достаточно часто, поэтому сегодня я поделюсь с вами свои мыслями о том, как ученику и родителям найти общий язык с учителем, использовать пространство школы с максимальной пользой. Вы нередко слышите, как родители говорят: «Учитель не справедлив к моему ребенку», «Терпеть не могу классного руководителя» и т. д. А, может быть, (если у вас ребенок учится в школе) и вы говорите также. Почему я так думаю? Прежде всего, потому что у меня в детстве также были конфликты с учителями, кого-то любил, а кого-то считал несправедливым. И это нормально, если конфликт не вредит учебе, успешно решается и дает ученику урок для общения в пространстве отношений  «Я-Ты», «Я-Они».
Сегодня участились случаи, когда родители обращаются ко мне и к моим коллегам с просьбой помочь разрешить конфликт их ребенка с учителем. Современный школьник, в отличие от советского ученика, менее дисциплинирован, «знает свои права», но не обязанности, приносит в школу проблемы из семьи, употребляет спиртное, наркотики, курит и т. д. Нередко родитель, не понимая происходящего внутри конфликтных отношений, занимает позицию ребенка, возмущается вместе с ним, что учитель занижает оценку, слишком строг, несправедлив. Помимо этого, я думаю, что сегодня назревает еще один конфликт, связанный с введением школьной формы. Нововведение обязательно столкнется с устоявшимися установками в бессознательном родителей и школьников. Слова министра образования о том, что дети при помощи формы ощущали общность, чувствовали, что они - часть единого коллектива, обязательно столкнутся с подростковым протестом на фоне непредсказуемого и неконтролируемого колебания настроения в этом возрасте. Конечно же, все это будет проецироваться на отношения «ученик - учитель».
Как выйти из подобных ситуаций? Прежде всего, прийти к пониманию, что учителя также могут ошибаться, у них есть свои странности, убеждения и верования. Но в конфликтной ситуации очень важно не обвинять учителя, а спросить себя (как ученику, так и родителю): «Что я делаю, раз возник данный конфликт?»
Мои  исследования показывают, что школьник на бессознательном уровне всегда проецирует на преподавателя те эмоции (позитивные или негативные), которые были пережиты в семье по отношению к родителям, а также модель отношений внутри семьи. Поэтому во взаимоотношениях «школьник – преподаватель» могут присутствовать и толерантные, и конфликтные отношения. Анализ подобных проблем показывает, что конфликт в школе часто возникает, когда ученик инфантилен, не способен адаптироваться к социальным требованиям. После столкновения с требованиями преподавателя и в целом системы образования у ученика на бессознательном уровне возникает протест и отрицательный перенос на фигуру преподавателя (Супер-Эго объект). Особенно конфликт обостряется в подростковом возрасте. Это происходит, потому что ребенка в этом возрасте бросает на психоэмоциональном уровне то в душевный подъем, то в депрессию, от любви к ненависти и т. п. К сожалению, сегодня, в отличие от советских времен, эти конфликты доходят до зверских избиений, снятых на видео, и убийств (например, расстрелы в школах США). В таких случаях на сознательном уровне мы наблюдаем конфликт между учеником и преподавателем, а на бессознательном – отрицательный перенос на преподавателя, идущий из отношений «родитель – ребенок» и личных возрастных переживаний ребенка. Например, ученики часто жалуются на то, что учитель:
1)      обращает внимание только на своих любимчиков,
2)      недолюбливает ученика,
3)      ставит незаслуженную оценку
4)      и т. п.

Бессознательная часть внутреннего «Я» школьника при столкновении с требованиями преподавателя, касающимися учебного процесса, проецирует те эмоции и знания, которые были приобретены в конфликтной ситуации в прошлом (по образу и подобию происходящего в отношениях внутри семьи). Практика показывает, что школьники при нормальном психологическом развитии более адекватны в своем подростково-юношеском протесте. Протест против преподавателя или другого представителя школы говорит о том, что школьник  недостаточно хорошо прошел все стадии психосексуального развития, в семье нездоровая психоэмоциональная атмосфера. Например, протест и символическое отрицание преподавателя может быть показателем того, что девушка или юноша из-за определенных психотравм застряли на эдиповой и фаллической фазе развития с неразрешенным конфликтом в соперничестве с родителем противоположного пола. Этот случай очень показателен для конфликтов с преподавателем. Школьник на бессознательном уровне протестует и соперничает с преподавателем, пытаясь, таким образом, на бессознательном уровне разрешить проблемы из прошлого.
В нормальной семейной обстановке ребенок получает способность справиться с чувством агрессии и вины, выработать приемлемые нормы поведения и вобрать в себя, а затем транслировать культурные ценности социума. Этот процесс напрямую связан с отношением школьника к преподавателю, школе и влияет на качество образования.
Когда мы рассматриваем проблему отрицательного переноса и конфликта в отношениях «школьник – преподаватель», как негативного фактора, влияющего на качество учебы, мы должны понимать, что на психику школьника влияют программы, идущие из развития рода, а также все ценностные детерминанты, которые получает его Эго в процессе развития (детском, подростковом и юношеском периоде).
При наличии невротической базы и отрицательного переноса вместо доверия травмированное «Я» может занять по отношению к преподавателю критичную, агрессивную и недоверчивую позицию. При встрече с препятствиями в процессе обучения в виде требований преподавателя, запретов, чрезмерного давления на бессознательном  уровне у школьника может возникнуть протест и агрессия по отношению к преподавателю. На сознательном уровне требования преподавателя воспринимаются школьником как ущемление, подавление, неуважение к его личности. Непонимание этой психодинамики в отношениях «преподаватель - ученик» и является главным препятствием к разрешению конфликтных ситуаций. Для иллюстрации вышесказанного предположим, что у школьника был и продолжает быть конфликт с мамой. В таком случае ученик переносит на бессознательном уровне на учительницу те же отрицательные чувства, которые пережил (переживает) с мамой. В подобных ситуациях внутренний конфликт ученика усложняется, так как к его сложной ситуации прибавляется еще один участник.
Итак, если возникший конфликт между школьником и преподавателем должным образом не прорабатывается, их внутриличностный конфликт, в котором участвуют и родители, усугубляется и отрицательно влияет на образовательный и воспитательный  процесс, ребенок получает плохие оценки или вовсе отказывается учиться. Это происходит до тех пор, пока ученик, его родители и преподаватель не получат психологическую помощь. В результате психотерапии ученик перестает смешивать родительские фигуры с фигурой учителя на бессознательном уровне, проецировать на взаимоотношения в школе негативные убеждения, привычки и верования семьи и таким образом становится способным приобрести новый опыт взаимодействия с другими, воспринимать учебный процесс.
Хочу отметить, что в конфликте участвует не только ученик со своим переносом и другими невротическими проблемами, но также и учитель. Поэтому данная статья и для преподавателя является подсказкой о том, как обратить внимание на свои психологические проблемы, которые он приносит на свое рабочее место.
Анализ данной проблемы позволяет сделать следующие выводы: возникший конфликт между школьником и преподавателем нужно проработать с помощью психолога; администрация школы должна рассмотреть все жалобы и результаты опросов через призму особенностей и специфики отношений «ученик – преподаватель»; дальнейшее развитие личности ученика и вопрос профессионального сгорания преподавателя зависят от своевременного и качественного разрешения возникшего конфликта.

Вопросы для самоанализа

1.      Что я делаю, что учитель ведет себя несправедливо по отношению ко мне. Как мои родители участвуют в этом?
2.      Почему я хочу быть любимчиком учителя?
3.      Почему я ненавижу тот или иной изучаемый предмет?
4.      Почему мне кажется, что учитель враждебно настроен против меня?
5.      Что для меня школа?

6.      Могу ли я проговорить с учителем, почему он относится ко мне предвзято?

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога