Что такое проблема?
Казалось бы, простой вопрос, но
ежедневная работа с пациентами показывает, что и клиенты, и те, с кем я общаюсь
вне профессионального пространства, не очень-то понимают, как выглядит то, что
обозначает данное слово. Например, человек говорит: «У меня проблема», а когда
я его спрашиваю: «В чем суть, как выглядит она?», собеседник понимает, что зашел
в тупик, в лучшем случае начинает говорить: «У меня проблема в общении с
дочкой» или «Работа не приносит удовольствия» и так далее.
И тут я понимаю, что человек
воспринимает проблему как трудность, эмоциональную реакцию на какую-то ситуацию,
но далее все темно и глубоко непонятно. Она, как стихия, возникающая внезапно,
неуправляема и опасна. Итак, проблема, как она выглядит?
Прежде чем ответить, я решил
заглянуть в «Толковый словарь живого великорусского языка», дабы увидеть, как
этот термин толковал в свое время В. Даль. Он пишет: «Проблема ж. греч. задача, вопрос, загадка, что
предложено на разрешение, на научное решение; задача, для отыскивания
неизвестного по данному…»( М. 2003. с. 76).
Итак, что полезного в плане
подсказки и дополнения к слову «проблема» дает нам В. Даль? Прежде всего, то,
что показывает и психоаналитическая практика: человек, говоря о проблеме, испытывает,
что жизнь преподнесла ему какую-то загадку, задачу со многими неизвестными, которую
он пока не может разрешить. И для ее решения, вместо того, чтобы акцентировать
свое внимание на источник разрешения возникшей задачи, он в большинстве случаев
акцентируется на ситуацию и внешний мир (работа, люди, погода и т. д.). Могу
сказать, что это глубоко ошибочный путь, который приводит человека только еще
больше к невротическому противоречию, а тем самым и к сгоранию.
Проблема появляется на вашем пути
для того, чтобы вы получили урок. Но он возможен только в том случае, если вы
увидите тень проблемы, корни, которые всегда скрыты во внутреннем «Я»
(бессознательном) человека.
Например, у женщины возникла
проблема во взаимоотношениях с коллегами на новой работе (она повторяется
постоянно). Она говорит, что к ней относятся несправедливо и т. п. Раньше, до
прихода ко мне в анализ, несправедливость со стороны окружающих испытывала
постоянно, конфликт усугублялся, и она в итоге уходила. И так раз за разом,
пока к невротическим переживаниям не добавилось нарастающее раздражение, повышенное
артериальное давление и т. п.
«Я всегда считала до сегодняшнего
осознания, что все агрессивно настроены против меня, несправедливо меня
оценивают как человека и работника, – начала говорить пациентка на одной из
наших психоаналитических сессий. – Я обвиняла всех, чувствовала себя одинокой,
уходила в глубокую обиду. Теперь мне стало понятно, что проблема связана не с
окружением, а с моим острым ощущением несправедливого
отношения ко мне. А приобрела я это ощущение в отношениях с родителями. Я
вспоминаю, как особо травматично чувствовала, как отец несправедливо меня
наказывает, не оценивает мои действия, и вообще у нас не было, как вы говорите,
теплого взаимопонимания, доверительных отношений. Сейчас я уже способна заново
отследить свою историю о том, как свое детское переживание «Вы несправедливы и не любите меня» проецирую на окружение. Я была слепа, не могла
сама справиться с задачей, осознать все это, а переживание вновь и вновь преподносило мне
новые и новые неприятные моменты. Тяжело повернуться к себе и признать, что проблема,
которая только что опять возникла на твоем пути, - это, прежде всего, некий
невротический стереотип (дурная привычка реагировать), который ты вновь и вновь
проецируешь на свое окружение. Теперь я понимаю, что виновата не ситуация и
жизнь, а состояние твоего внутреннего «Я», те шаблоны восприятия мира, которые
приобрелись в глубоком детстве и стали глубоко неосознанными…».
Такие осознания, что проблема - это,
прежде всего, твой психоэмоциональный взгляд (шаблон восприятия) на мир, в моем
кабинете происходят постоянно. К чему они приводят? Конечно же, к исцелению, к
появлению интереса к жизни и т. п.
Недавно в одной из моих
творческих поездок мужчина в беседе спросил меня: «Что мне делать: у меня в
последнее время одни проблемы, наверное, кто-то навел порчу на меня?».
- А как они выглядят, твои
проблемы? – спросил я.
- А зачем об этом говорить? Давай
лучше посмотри, навели на меня порчу или нет.
Зная о том, что сегодня многие
напуганы порчей, сглазом, я сказал ему:
- Я
обязательно посмотрю, как выглядит порча, какие дыры в твоей ауре, но для
начала расскажи, как ты живешь.
Я построил
беседу так, что в ее процессе не только я, но и он осознал, что его проблема в
отношениях с женщинами имеет причины, скрытые в его бессознательном. Что помимо
«плохих» женщин, с которыми до сих пор он не может строить отношения и брак,
существует много вопросов о том, как он строит отношения с мамой. Я подводил
его к поиску собственного ответа на такие вопросы, как «Зависит ли он до сих
пор от мамы? Как влияет это на его эмоциональное состояние и зрелость
внутреннего «Я»? Как мать неосознанно держит его возле себя, а он с этим все
это время борется? И т. д.»
Так как мы не смогли далее работать из-за
моего отъезда, я ему порекомендовал сместить свой внутренний взор с обвинения
женщин в его проблеме на его проблему с мамой, а далее увидеть, понять и
принять то, что получилось в их отношениях. Через некоторое время он написал мне
письмо, в котором сообщил, что наша
беседа помогла ему изменить коренным образом свою жизнь: он по другому стал относиться
к маме (у них хорошие отношения), женился и поступил в Восточно-Европейский
институт психоанализа.
Итак, что
такое проблема? Это неспособность понять себя из-за искаженного восприятия
своего окружения. Показателем этого является еще тот факт, что невротик всегда обвиняет только свое
окружение. Я вспоминаю случай, как во время одной из лекций на тему «Как не
вовлекаться в конфликт» пожилой мужчина встал и сказал следующее: «Вы, психологи,
поработайте с теми, кто наверху, у власти. Они создают наши проблемы». Я ответил
ему, что если он сможет услышать, то я постараюсь ответить на его вопрос информацией,
которую собирался преподнести в масштабе лекции.
В другом
случае женщина обратилась ко мне по поводу плохого отношения учителя к своему
ребенку, который пошел в первый класс.
- Это для
меня большая проблема, и я не знаю, как ее разрешить, – сказала она и
вопросительно посмотрела на меня.
- А как вы
относились в свое время к школе? – спросил я.
- Неважно… Я
плохо училась… Злилась на учителей…
- А как вы
думаете, ваши чувства из прошлого могут действовать на сегодняшнюю проблему?
- Да, я
тревожусь за своего ребенка, и, наверное, до сих пор злюсь на учителей… Это
мешает мне спокойно подойти к ситуации его адаптации. Да, я осознаю, что больше
неосознанно настроена на конфликт, а не на плодотворное, позитивное
проговаривание ситуации с учителем… Моя проблема - в моей тревожно-агрессивной
проекции на школьное пространство (отношения ребенка с учителем).
Помимо
других причин, проблема может иметь еще свой корень в невротической стратегии избежать конфликт. Такое бессознательное
поведение воспитывается в отношениях с родителями. Это случай, когда ребенка
подавляют, или родители постоянно ссорятся и применяют друг к другу различные
формы насилия. Как выглядит проблема с такими корнями? Человеком манипулируют и
управляют, в результате чего в его душе возникает невротический конфликт «я
хочу ссориться, дабы защитить себя, но не могу, должен терпеть, чтобы не терять
отношения со своим окружением». Фундаментом этого конфликта является детский
страх потери вследствие конфликта любимого, значимого объекта. Эти мысли
помогают нам прийти к следующему промежуточному выводу о том, как выглядит
конституция проблемы. Под проблемой мы можем понимать дискомфорт, чувство
неудовольствия, которые создают напряжение неразрешенного душевного конфликта.
К сожалению,
сегодня мало кто понимает механизм возникновения проблемы, и это усугубляет
жизнь человека. Практика показывает, что подобные загадки являются результатом
собственных действий под указкой дирижера по имени «невротический конфликт». Мы
сами создаем проблему, поэтому ключ к ее разрешению находится внутри самого
человека (в его бессознательном). Так, например, в 1995 году, когда по всей
стране были разгул и бандитская смута, один бизнесмен, обратившийся ко мне за
помощью по поводу глубокой депрессии и мыслей о самоубийстве, сказал мне:
- Вы знаете, нет человека - нет
проблемы. Вот я и думаю, может грохнуть моих должников и мои проблемы исчезнут.
- Вы сегодня так думаете? –
спросил я.
- Мне так кажется.
- А были ли аналогичные проблемы
до сегодняшней ситуации?
- Вы знаете, были…
- Расскажите о них…
Анализ помог моему клиенту прийти
к пониманию, что его проблема не в этих людях, на которых он злился и которым пытался
подписать им приговор. Проблема в нем самом… Он внутренне был неуверенным и во
время заключения сделок не обозначал свои требования и четкие границы
заявленных отношений. Партнеры по бизнесу, считывая его неуверенное «Я»,
действовали соответственно.
Итак, позвольте себе увидеть, как вы создаете проблему, и она разрешится.
Неверный, невротический подход к жизни создает проблему, поэтому, чтобы ее
не было, надо дать себе время и разобраться в себе. Только в таком случае придет
ответ на возникшую задачу, неважно, что это: предразводная ситуация, конфликт с
ребенком, запои. Главное не торопитесь! Запомните: проблема, точнее, ваш
невротический подход к жизни (стереотипы, психические защиты, привычки) формировался
в течение всей вашей жизни, поэтому разрешить его за час нельзя. Разрешение, как
и фрукт, для созревания требует определенного срока времени.
Право и осознание
Люди сегодня заявляют о правах, забывая
о своих обязанностях. По-моему, это тупик, большое препятствие к самопознанию. Я
пришел к этому пониманию во время повседневной работы. Тенденция заявлять о своих правах мешает человеку прийти к себе. Например,
человек, попадая в конфликт, идет в суд, и судья решает, кто прав, а кто нет.
Решает ли приговор суда проблему человека? Я думаю, что нет. Давайте подумаем
вместе с вами, помогает ли такая практика, когда, к примеру, речь едет о
конфликте между родителями, родителями и детьми, работодателем и работником и
т. п.
Я полагаю, что конфликт, который
и порождает проблему, остается и продолжает работать дальше с вектором на увеличение
невротического конфликта и само разрушение душ всех участников процесса.
Недавно по телевизору была
передача, в которой ставился вопрос о том, как поступать с алкоголиками:
отправить их на принудительное лечение или оставить без всякого внимания, как
это происходит сегодня. Мнения были самые разные. Что я думаю по этому поводу?
Карательные, воспитательные методы не работают, пока сам человек не захочет
разрешить свою задачу, неважно, это алкоголизм или воровство в крупных
размерах. Я считаю, что все усилия по разрешению подобных проблем нужно
направить внутрь семьи. Учите человека с самого начала его жизни к
самопознанию, к ответственности за себя, к любви, и тогда все будет по-другому.
Возможно это или нет? Ответьте на этот вопрос сами. Но пока у нас другая
картина. Очень малый процент способен к работе над собой, над духовным
развитием. Сейчас люди очень мало читают, а я считаю, что чтение помогает
саморазвитию. Я вспоминаю, как со второго класса по седьмой я прочел все книги
в библиотеке нашего села (библиотека была большой) и потом стал писать, искать,
стремиться к новому и интересному. И вы знаете, это здорово помогает жить с
пользой и интересно. Когда я сталкиваюсь с жизненной ситуацией, я не говорю,
что это проблема. Наоборот, я благодарю судьбу, что она преподает еще один
урок.
Если у вас в жизни не получается,
не расстраивайтесь, это вам даны испытания, с которыми вам надо не бороться, а
познать, понять и обогатиться полученным опытом. Помните, у каждого свой срок,
за который он должен прийти к пониманию и изменению.
Итак, завершая мысль о проблеме,
я могу сказать, что проблема - это ситуация, возникшая вследствие проекции человеком на
окружение своего неразрешенного невротического конфликта.
Комментарии
Отправить комментарий