20.01.2007
Заметки психоаналитика
Телешоу – «вагончик» для рекламы или плоская картинка для
идиотов?
На днях мне позвонил знакомый,
известный ученый в области социологии, и предложил встретиться. «Надо
встретиться, на днях со мной произошло нечто, что требует прочистки мозгов», -
заявил он. Исследовав расписание приема пациентов и занятий с тренинговыми
группами, я предложил ему встретиться в четверг в час дня в кафе «Лагуна». Мне
всегда приятно проводить время с коллегами в свободное от приема и
исследовательской работы время. Марк, с которым мне предстояло встретиться
завтра, был интересным человеком, энциклопедически образованным, уже двадцать
пять лет занимающимся исследованиями поведения толпы.
Когда я зашел в «Лагуну», Марк
уже сидел в конце зала, попивал кофе и рассматривал какой-то журнал.
- Я не опоздал? – сказал я вместе
с приветствием.
- Если бы это случилось, то мы бы
сразу приступили к анализу опоздания, – засмеялся Марк, пожимая мою руку.
- То, что я пришел вовремя,
говорит о том, что я не сопротивлялся нашей встрече. Мне всегда интересно обсуждать
с тобой свежие идеи великого мыслителя. Но как я понял, если меня не подводит
интуиция, сегодняшняя встреча имеет свою тему?
- Да, ты не ошибся. Я даже
немного не в себе. Я хотел прийти к тебе в офис, но подумал, что лучше обращусь
к тебе, как коллеге по науке, а не как к доктору. Я перейду сразу к делу. На
днях я посмотрел телепередачу с моим участием в качестве эксперта. Она была
посвящена обсуждению проблем женщины, идущей в бизнес.
- О бизнес-леди: как она оказывается
в депрессии и одиночестве, – отметил я.
- Да, именно об этом. Конечно,
когда я приехал на съемки этой передачи, редактор предупредила меня, что,
рассматривая данный вопрос, особо глубоко копать не нужно. Но в процессе
разговора с организаторами передачи я заметил, что им интересно узнать, как
выглядят подводные камни этой проблемы. Я поделился своими взглядами о
женственности, ложной женщине и т. д.
- Мне кажется, – прервал я Марка,
- что тут ты мог наступить на мину, то есть говорил о феминистках с
феминистками.
- У меня такое же ощущение, –
согласился Марк и продолжил. – В ходе съемок я высказал много интересных идей и
практических рекомендаций, относящихся к проблеме женщины, идущей в бизнес.
Говорили мы на эту тему под пристальным взором кинокамер около четырех часов.
Нам говорили, что что-то вырежут, и из всего этого получится телепередача на
сорок пять минут. Ну, думаю, наконец- то выйдет нормальная программа, где
заявляется проблема, и обсуждение сопровождается профессиональным анализом и толкованиями.
Будет отличаться от большинства ток-шоу, которые похожи на плоскую картинку и
выполняют роль «вагончика» для рекламы.
- Ты так подумал? – заметил я.
- Да, нарисовал себе, что так
должно быть, что пора давать аудитории не «пустышки», а нормальную информацию,
которая поможет человеку в той или иной ситуации.
- И ты поверил, что в наш век
телевизионщикам нужно это: заботиться о твоих и моих проблемах?
- Я понимаю, к чему ты клонишь.
Об этом говорили мне друзья и коллеги по работе. Даже жена сказала мне после
просмотра передачи: «Слушай, Марк, не будь таким наивным… Им не нужны такие,
как ты, а народ тем более. Это было всегда – толпу развлекали хлебом, страхом и
зрелищем. Ток-шоу - кукла, пустышка, которую на скорую руку сварганят и бросают
на экран. Для чего? Чтобы продвинуть рекламу и заработать бабки».
Я согласен, что деньги нужны и
мне, и телекомпании, но зачем врать всем, что мы мол вот с вами сейчас
обсуждаем такую-то проблему с целью понять и разрешить ее. Почему нельзя
рекламу давать вместе с интересным, полезным материалом?
- А это требует денег и
мозгошевеления…
- Выходит, они хотят мозгами
шевелить меньше, а зарабатывать больше. Да, ты прав, это болезнь нашего
современного общества. В России все хотят так жить. Недавно один мой товарищ
сказал мне: «Ты видишь, что происходит вокруг: все хотят друг друга дурить.
Наша жизнь - сплошное кидалово». Я слишком наивный, а может просто хочу жить не
среди кидал, а среди личностей, таких, как ты…
Вот я сейчас говорю с тобой, и
мне легче. Я понимаю, что не все идиоты, что вокруг не только обман и гонка за
длинным долларом. Так вот я подхожу к главному. Когда я посмотрел передачу, на
которую возлагал такие надежды, увидел нечто ужасное. Передача была изрезана
вдоль и поперек. Из всего моего выступления только в конце показали фрагмент,
где я говорю буквально одну фразу: «Меняя профессию, женщина имеет возможность
анализировать прошлое и превратить его из сожаления в положительный опыт». Ну
скажи ты мне, что может телезритель понять из этой фразы, сказанной экспертом?
Они забыли представить меня аудитории. Слава богу, мою коллегу-социолога
представили при помощи титров и вставили пару ее ни о чем не говорящих реплик.
Ну как тебе это нравится: ты смотришь передачу, тебе говорят, что на нашей
передаче присутствуют эксперты, а кто они, догадывайтесь сами. Ни фамилии, ни
имени, ни кто они по профессии и научному статусу.
- Вытеснили тебя, – пошутил я и
сам удивился, как такое могло случиться. Ведь канал всероссийский. Да,
интересный случай для анализа работы СМИ.
- Выходит, что так.
- Что ты чувствовал во время
просмотра передачи и после нее?
- Разочарование… И я даже спросил
себя: «Марк, почему это задело тебя, ведь ты давно наблюдаешь за этим
маскарадом. Не ты первый, кого используют как ширму, и не ты последний. Ты сам
не раз читал студентам лекции про скрытые механизмы влияния на толпу через
экран телевизора, как организовываются ток-шоу и другие «вагончики» для
удовлетворения коммерческих интересов СМИ.
Я думаю сейчас не о себе, –
задумчиво продолжил Марк, прокручивая пустую чашку из под кофе в руках. – Я
подумал, насколько обречен телезритель, точнее обделен и лишен возможности
получать интересную, образовательную информацию с экранов ТВ. Он не может
конкурировать с рекламодателем. Реклама не только не дает возможности смотреть
нормально фильм, научно-популярную передачу или концерт. Получается, что мы
вынуждены из-за гонки СМИ за рекламой смотреть дешевую продукцию или, как я еще
называю, плоские картинки для идиотов.
- Марк, – обратился я к коллеге,
замечая, что его охватывают эмоции, – какие ассоциации вызывает у тебя плоская
картинка для идиотов?
- Она мертва, как обертка без
конфеты. Я вспоминаю, как в детстве мы с сестрой и другими детьми обманывали
друг друга. Брали фантик, аккуратно заворачивали его так, как будто там внутри
конфета. А когда обманутый брал его в руки, то убеждался, что это бутафория. Иногда
заворачивали в него камушек или землю. Но это была детская игра… А сейчас
взрослые играют в такие игры, обманывая друг друга. Это манипуляция… Это тупит
массы…
- Тебя волнует, станет ли
телезритель личностью или членом обманутой толпы, тупицей? – продолжил я.
- Наверное, да. Но я понимаю, что
я проецирую на телезрителя свои переживания. Это я не хочу превратиться в
обманутого идиота. Я сейчас осознаю, что я себя ощущаю обманутым. Им удалось
меня затянуть в стадо обманутых. Я поехал на съемку, потерял там целый день и
т. п. Но я думал, строил иллюзию, что как специалист смогу помочь людям
осознать все это, а в итоге сам попался. Мои переживания связаны с крахом
собственных ожиданий. Оказывается, и специалиста можно обмануть.
- На каком своем крючке ты
попался? – спросил я.
- Наверное, внутри меня живет еще
червяк социального самоутверждения. Хочется сказать в свое оправдание, что это
свойственно мужской сущности, но это все прикрытие. А если честно, то это собственный
интерес, связанный с распространением своего имени и своих наработанных знаний.
Наверное, еще и желание дать людям что-то полезное (это выработалось за годы
моей практики).
- Ты сказал выше, что тебя
волнует, станет ли телезритель личностью или членом стада, которым можно
управлять в любой момент?
- Хороший вопрос, спасибо. Я не
хочу жить среди дикарей, смотри, что происходит сейчас вокруг нас, тебе, как
психоаналитику, не нужно приводить статистические данные или убеждающие
примеры… Ко мне сейчас пришел ответ на вопрос, почему меня затронул случай с
передачей. Я недавно начал работать над книгой «Толпа и будущее России». В ней
я как раз рассматриваю будущее нашего общества через призму социальных
взаимодействий и роста личности… Меня волнует, как будут жить мои дети и внуки…
А если приблизиться ближе к сущности своей обиды и сожаления, то я думаю об
отношениях.
- Отношениях?
- Да, именно. Если мы и далее
будем поощрять отношения ради денег, то мы будем в итоге жить как проститутки.
- Это еще о чем-то говорит тебе?
- Ты не думай, хотя, я подумал об
этом. Я с ними заранее проговорил, что я выступлю без денег. Денег за эту
передачу я не получил…
- Почему ты стал оправдываться?
- Первое, что приходит сейчас на
ум, – я не такой, как они.
- А какие они?
- Обманщики. Я вспоминаю эпизод
из детства, связанный с такими же чувствами, которые я испытывал за эти дни.
Помню, мне было лет пять, родители обещали, что на выходные поедем в районный
центр. Накануне вечером перед сном я представил себе, как я поеду на автобусе, там мне купят мороженое
за 20 копеек, погуляю по большому магазину «Детский мир». Вот такую
картинку-ожидание я себе нарисовал. А утром облом: родители сказали, что не
могут поехать. Я помню, как сильно разочаровался, ходил обиженный и даже злой.
Я осознаю сейчас, что в своем
воображении построил такую же картинку-ожидание, а сотрудники ТВ обломали меня.
Я понимаю, что наша встреча за чашкой кофе может перейти к тому, что я стану
твоим клиентом, – с шутливым тоном сказал Марк.
- Какие ожидания у тебя были
сейчас? – спросил я с целью помочь ему максимально проговорить крах собственной
иллюзии.
- Я думал, что на этой передаче я
буду полезен, представлял себе, как много людей услышат мои подсказки, которые
я наработал за долгие годы практики и исследований.
- И тебя обманули, лишив такой
возможности…
- Да, я почувствовал, что они
решают, кому, сколько и почем.
- Это тебя еще расстраивает, еще
жива твоя иллюзия?
- Нет, я чувствую сейчас облегчение.
Мой внутренний мальчик больше не строит иллюзии, что дядя поступит честно.
Другое дело, и я особо это осознаю, что в роли наивного, обманутого мальчика
остался народ. Если бы у него была бы такая же возможность проговорить
возникшие вопросы, как у меня с тобой. Я знаю, что недоверие, которое сейчас
растет в массах, будет расти и дальше, а так хочется жить в пространстве доверия,
доброты и благополучия.
Я посмотрел на часы. Интуитивно я
знал, что подошел конец того времени, которое я отрезервировал для нашей
встречи. «Да, опыт не подводит даже в этом» - подумал я, и уже вслух обращаясь
к Марку, сказал:
- Ну что, Марк, мне пора. До
следующего интересного случая.
- Спасибо. Ты хорошо закрыл
сессию. По-моему, так говорят психоаналитики.
Вернувшись в офис, я узнал от
секретарши, что пациент, назначенный на ближайший час, отменил встречу. Эта
информация где-то в глубине души даже обрадовала. «Да, – сказал я себе, – тебе
хочется поразмыслить в одиночестве о случае с «вагончиком» для рекламы или
просто отдохнуть». Но просто отдыхать не получилось, мысли текли как весенний
ручеек… То стал вспоминать о своих исследованиях в области психоманипуляции и
зомбирования человека, то о конкретных случаях из своей практики, на сцене
которых играли свои пьесы обида, сожаление, злость и страхи…
- Что ты чувствуешь сейчас? –
спросил я себя с целью подвести некий итог в своей голове перед приходом
очередного пациента.
- Ничего, – ответило мое
глубинное Я, – каждому свое в силу его понимания происходящего внутри и вовне.
Комментарии
Отправить комментарий