Как управлять агрессией
Мы
здесь, чтобы постичь себя и больше ничего. Это так.
Йоги
Бхаджан
Вряд
ли вы найдете человека, который не мечтает управлять своими эмоциями, особенно,
агрессией на фоне происходящего в современном мире. И это - нормальное желание,
направленное на структурирование своего «Я» и обеспечение безопасности
(информационной и материальной). Человек, осознающий агрессию, идущую из глубин
«Я» и извне, становится полноценным во всех отношениях. Он понимает, что
агрессия - это информация, которая, так или иначе, действует на мозг и далее на
реальные события и материю (организм, материальный мир). Осознание всего этого
помогает концентрироваться на тенденцию или совокупность тенденций,
проявляющихся в реальном поведении или фантазировании, цель которых заключается
в том, чтобы навредить другому человеку, уничтожить, понудить к каким-либо
действиям, унизить его и пр. и подвергнуть анализу (1). Например, спросить себя:
«Я сейчас злой?» и далее «Я хочу узнать, что и как заставляет меня сейчас
злиться?» Такой подход помогает работать с информацией агрессии, которая, как правило,
имеет своего начало в бессознательном и управляет нашими эмоциями, телом и
сознанием. Ярким примером может служить сопротивление и отрицательный перенос во
время психотерапии, с которым мы, психоаналитики, сталкиваемся каждый день.
Фрейд о своем столкновении с сопротивлением (окрашенным агрессией) пациента
писал: «…человек, который раньше был добрым и честным, становится грубым,
лживым, необузданным, лицемерным, покуда я не скажу ему об этом, помогая ему
тем самым смирить себя». (2)
Наблюдения
показывают, что агрессия растет не только у активных людей, но и у домохозяек. Большинство
желают контролировать все происходящее. Но если они не работают с психоаналитиком,
такой контроль усиливает невротическое напряжение и мешает нормально жить.
Например, жена, повторяя поведение своей мамы, пытается контролировать своего
мужа. Он, в свою очередь, сопротивляется. Тогда, на фоне роста тревожности «Муж
выходит из-под контроля», она придумывает новую тактику нападения. Он, в свою
очередь, чаще неосознанно придумывает свою очередную стратегию защиты. И так
продолжается до тех, пока он не приходит домой, а жена получает СМС: «Я больше
с тобой жить не хочу!». В таких случаях я говорю своим ученикам, что
неосознанное агрессивное поведение невротику ВЫГОДНО. Для него это - важная защита, которая сформировалась в его
психике на ранних стадиях развития или даже во внутриутробном состоянии. И
особо делаю акцент на то, что
невротик не расстанется со своей агрессией до тех пор, пока не придет к
осознанию, что такое поведение и эмоциональная реакция уже не помогают, как
раньше, выживать, а вредят, то есть не выгодны. Это – пример, когда человек
готов работать со своей агрессией, но есть и те, кто далек от этого. Они не
способны повернуться к себе и проговорить то, что они переживают внутри.
Всячески сдерживают, контролируют агрессивный поток. Но, как я раньше писал,
это не помогает, пока не проработаешь первопричину, источник этого
деструктивного потока. Как показывает практика, рано или поздно он вырывается
наружу в виде конфликта, насилия, психосоматического заболевания, несчастного
случая. Практике известно, что
преступниками-маньяками оказываются пассивные, мягкие по характеру люди. Они
кажутся терпеливыми, способными выносить страдания на протяжении длительного
времени, умеющими себя сдерживать. Пословица «В тихом омуте черти водятся» как
раз хорошо характеризует психику таких типов. Они более опасны, непредсказуемы,
чем импульсивные агрессоры. Чрезмерно контролирующий себя агрессор похож на
партизана. Он прячет свой гнев под маской безразличия или даже дружелюбия. Но
через некоторое время терпение лопается, и агрессия в виде насилия вылезает
наружу.
Итак,
если человек готов работать со своей агрессией, то первое, что нужно делать, -
признать: «Я агрессивен!» и начинать работать над проблемой. Такой подход всегда
помогает прийти к осознанию, что управлять своими мыслями, образами, чувствами
и действиями можно только тогда, когда мы создаем в процессе работы над собой
«внутреннего наблюдателя». Он, наблюдатель, помогает смотреть на себя и
ситуацию, помогает осознать, что происходит здесь и сейчас с нами, как
развивается ситуация. Другими словами, мы наблюдаем, как, где и с кем мы
злимся, становимся агрессивными, какие наши невротические крючки вовлекают в
агрессивное переживание. Если этим мы занимаемся постоянно, то наш «внутренний
наблюдатель» становится способным здесь и сейчас работать с возникшей
агрессией. Мы начинаем понимать свои негативные переносы, невротические крючки
и то, как мы создаем агрессивную среду. Например, мужчина, склонный к
соперничеству и напористости из-за психотравм в детстве и проблем с самооценкой,
может в случае неосознанности прийти со временем к коронарным заболеваниям
сердца. Агрессия и невротическое стремление превзойти других усиливают невротическое
состояние, заставляют такого типа больше спешить, проявлять нетерпение,
открытую враждебность, особенно, когда на жизненном пути появляются
препятствия. Как вы понимаете, для управления этой ситуацией необходимо, прежде
всего, прийти к осознанию своего агрессивного поведения. Например, я должен
сказать себе: «Я спешу, раздражителен в последнее время… О чем это мне говорит?
Я хочу узнать, что со мной происходит сейчас, и как это проявляется на всех
уровнях (чувства, тело, действие)».
Когда
мы начинаем работать над собой, то мы осознаем здесь и сейчас, как, в какой
форме, с какой силой проявляется человеческая агрессия. Это межличностные
конфликты, конфликты на дороге, агрессивные столкновения на работе и т. п. Агрессию
мы проявляем вербально (требуем подчиниться, угрожаем, высмеиваем,
распространяем сплетни и т. п.), не вербально (повреждаем, разрушаем,
игнорируем). Яркой иллюстрацией проявления агрессии может послужить поведение
агрессивных водителей: резкое торможение, мигание фарами, звуковой сигнал. И
тут у читателя может возникнуть вопрос: «Что делать в такой ситуации?»
Управлять собой, то есть, как я говорил выше, тренировать свою способность
осознавать (а не контролировать) себя здесь и сейчас с помощью примерных вопросов:
«Как я реагирую? Почему я привлек такую ситуацию?» и т. п.
Итак,
чувством агрессии можно управлять, дабы не наносить вред другим и себе самому.
Уже сам момент осознания «Я сейчас злой» дает возможность визуализировать свою
агрессию, анализировать ее и, соответственно, трансформировать во что-то
полезное. Когда мы осознаем свою агрессию, то она уже в нашей психике не
функционирует, как раньше. Почему? Прежде всего, потому, что мы меняемся,
работая над своими психотравмами, убеждениями, искаженным взглядом на себя и
других. В этом помогает простая ежедневная работа по осознанию своих мыслей,
своих проекций на внешний мир, действий и полученных результатов. Вы должны
помнить, что каждая ситуация, полученный результат - это подсказка о том, какой
вы (закон зеркала). По этой причине, продолжая работать над своей агрессией, вы
должны спросить себя: «Что я еще могу сделать в плане осознания себя?»
Тревога и агрессия
Агрессия
человека или ее демонстрация при помощи мимики, одежды, поведения говорит о его
глубинной тревожности. Агрессивные действия для тревожного человека служат
защитой. «Как это понять?» – спросите вы. Закладывается фундамент такого
невротического поведения еще в детстве и даже во внутриутробном состоянии.
Сначала ребенок, испытывая дискомфорт в тревожной, «холодной» утробе, начинает
защищаться, дабы выжить, а потом эта программа работает и после рождения.
Агрессия ребенка является реакцией на невротическое окружение (прежде всего,
родителей), которые своим поведением не показывают ему, что мир безопасен,
надежен. Ребенок в такой семье чувствует себя в опасности и стремится на
бессознательном уровне взять ситуацию в свои руки, то есть не по годам стать вожаком
«стаи» (семьи). Это, в свою очередь, загоняет еще больше в тревогу и невроз.
Особо это выражено у детей, где нет отца, а мама психологически устранилась от
воспитания. Программа «бей других, чтобы самому не бояться» формируется на этом
раннем этапе развития и потом на бессознательном уровне оказывает влияние на
индивида на протяжении всей жизни.
Психоанализ
показывает, что индивиды, у которых нет базального доверия к миру и не
сформировалось чувство безопасности, агрессию направляют или во вне или на свое
Эго (аутоагрессия). И в первом, и во втором случае они страдают. В подростковом
возрасте это особо заметно. Один подросток становится преступником, а другой
погружается в омут навязчивых сомнений, отрицания себя и депрессии (по этой
причине появляются сайты самоубийц, увеличивается количество детей – зависимых
от интернета, наркоманов и алкоголиков). Ведут себя так же и люди старшего
возраста. Например, мужчина может злиться и переносить свою агрессию, которая возникает
на фоне конфликта, связанного с собственной нереализованностью в личной жизни и
на работе, на близкое окружение, социум, президента, страну…
Подводя
промежуточный итог вышесказанного, можно сказать, что проблему патологической
агрессии можно предупредить еще в детстве, формируя у себя и своих детей
установку: «Ты есть, и достаточно хорошо!» В таком случае человек не будет
невротически создавать конфликты, нападать, дабы снизить свою тревогу, наблюдая
страх в глазах своего окружения.
Как осознать свою
агрессию? Практические шаги
Первый шаг.
Приступая к анализу своей агрессии, вы должны понимать, что она имеет внутри
вашего «Я» всю историю развития, поэтому для раскрытия и осознания проблемы
необходимо ответить на примерные вопросы:
-
Когда я вступил в конфликт со своим окружением в первый раз? Чем я был
недоволен?
-
Есть ли аналогичные конфликты сегодня?
-
С кем я больше конфликтую: с мужчинами или женщинами?
-
Что общего в этих конфликтах с конфликтами, которые возникали (возникают) между
мной и родителями?
- Сколько времени присутствуют проблемы,
связанные с конфликтами и различными формами насилия (экономическое,
эмоциональное, физическое)?
-
Как я сопротивляюсь работе по осознанию проблемы и ее устранению?
Второй шаг. Описание
собственной проблемы на бумаге (возможен рисунок или лепка). После
самоанализа с помощью подобных наводящих вопросов вы можете приступить к
описанию собственной проблемы, связанной с агрессией, на бумаге (возможен
рисунок или лепка из пластилина, глины и т. п.). Передать словами, проговорить
свою проблему не так-то просто. Поэтому я часто даю следующее домашнее задание,
которое рекомендую выполнить и вам.
Возьмите
тетрадь и напишите все ваши негативные чувства, связанные с проблемой агрессии.
Вначале, по мере изложения своих ассоциаций, вы заметите, что это не так-то
просто. Но в процессе описания своих чувств и возникших ассоциаций вы заметите,
что вам становятся все понятнее некоторые моменты вашей агрессии. Описывая свои
высказывания, фразы, мысли, фантазии и чувства, вы приобретете способность
стать более осознанным, наблюдать с вершины «мудрого «Я»» свое поведение и в
целом работу вашей психики. Вы начнете понимать себя и других, то, как
родительские программы на бессознательном уровне запускают вашу агрессию, искажая
при этом еще больше ваше восприятие и поведение.
Во
время описания ваших отношений с другими обратите внимание на положительные
моменты из вашей жизни. Анализируя их, вы сможете приумножить способность
управлять своей агрессией, перепрограммируя отрицательные установки из
прошлого.
Если
есть отрицательные эмоции, на ваш взгляд тупиковые, тяжелые для описания и
анализа, не старайтесь форсировать данную работу. Остановитесь на некоторое
время, но при этом дайте себе установку, что ответ на ваш запрос придет
спонтанно в нужное для вас время.
Третий шаг. Проговаривание
(вербализация) существующих проблем с партнером. В
начале проговаривания договоритесь с членом семьи, что вы не будете давать
сказанному оценку и подвергать критике, что данная процедура поможет вам:
-
разрешить существующую проблему;
-
осознать бессознательную часть своих агрессивных действий, чувств, фантазий и
мыслей;
-
отдалиться от конфликта и таким образом приобрести возможность более адекватно
проанализировать и осознать происходящее;
-
приобрести максимальное осознание и способность управлять своей агрессией.
Четвертый шаг. Работа с
психоаналитиком.
Заключение
Завершая
этот материал, хочу в очередной раз обратить внимание, что когда человек
способен поменять хотя бы один из своих принципов на другой, то он способен к
трансформации и саморегуляции. То есть человек способен работать над собой, быть
осознанным и вести здоровый образ жизни, создавать комфортное рабочее место,
поддерживать присутствие мотивации к жизни. В таком случае агрессия не будет
выходить за пределы нормы, то есть не станет неосознанной, опасной для жизни.
Она будет использована как конструктивное действие, творчество и т. п.
Литература
1. Лапланш
Ж., Понталис Ж._Б. Словарь по психоанализу/ Пер. с франц. Н.С. Автономовой. –
М.: Высш. шк., 1996. – 623 с.
2. Бэрон
Р., Ричардсон Д. Агрессия – СПб.: Питер, 1997. – 336 с.
Комментарии
Отправить комментарий