Бессознательный смысл
ДТП
Эту статью
я начну с гениального высказывания Э. Севруса: «Интуиция никогда не подводит
того, кто ко всему готов». Изучая проблему дорожно-транспортных происшествий, я
пришел к мысли написать работу, а в ней попытаться дать ответ-подсказку на
следующие вопросы: «Насколько готов или не готов человек к ДТП? Происходит ли
оно случайно, или человек каким-то образом притягивает его?»
Наблюдая и
исследуя случаи ДТП, я пришел к выводу, что это происшествие имеет свое начало
в психике водителя. Большинство водителей неосознанно провоцирует ДТП из-за
бессознательного насилия против себя, блокировки нормального функционирования
психического аппарата невротическими переживаниями, отсутствия начальной школы
вождения и т. д. Я понимаю, что вы сейчас спросите меня (особенно, если вы сами
были участником ДТП): «Можно согласиться с этим толкованием в случае, когда я
сам столкнулся с препятствием (автомобиль, забор, человек и т. п.), но как
объяснить случай, когда в мой автомобиль врезаются?» Если я скажу, что вы сами
неосознанно подставляетесь для удара, оказываетесь не в том месте и не в то
время, это будет преждевременная подсказка, поэтому для начала разберем вопрос,
как чувство вины и потребность в наказании, перфекционизм, социальная фобия и
другие психокомплексы влияют на возникновение ДТП.
Актуальность
данного вопроса, который я поднимал уже не раз, в том числе и в своих
публикациях, подтверждает рост автокатастроф и установка, к сожалению, осевшая в
индивидуальном и коллективном бессознательном, что дорожно-транспортное
происшествие есть неизбежное, обыденное явление, я бы даже сказал, норма. Такое
программирование является не только опасным для психики водителя, но и в
некотором роде вопросом, вводящим в заблуждение его внутреннее «Я»: «Зависит ли
от меня остаться в живых или нет, если я за рулем автомобиля?» Могу сказать,
что если для нас ДТП становится неизбежностью, нормой, то тогда наше
бессознательное рано или поздно приведет нас к нему. Это происходит потому, что,
привыкая к мысли «ДТП – норма», вы открываетесь для нее. Так работает закон
взаимодействия: то, что допускается на сознательном и бессознательном уровне,
рано или поздно происходит в реальном материальном мире. В подтверждение
вышесказанного приведу строки из письма одной из моих читательниц: «Здравствуйте, Андрей Георгиевич!
Прочитала Вашу статью "Почему ДТП?", была поражена совпадением написанного с моим случаем и хочу поделиться им.
Я довольно часто сталкиваюсь с ощущением чувства вины, жду одобрения от окружающих, реагирую на критику самобичеванием. Воспитание со стороны мамы было похожим на то, что Вы описываете. И вот какой случай.
Мама вместе с бабушкой подарили мне деньги на покупку машины. Мы долго это планировали, обсуждали, я радовалась, когда купила, но при этом у меня было жуткое чувство вины, что я сама на нее не заработала, я чувствовала стыд, что это не мой поступок. Через пару месяцев случилось так, что мне нужно было отвезти бабушку домой. Я посадила ее в машину первый раз за все это время. И первая дурацкая (даже идиотская) мысль в голове: "Сейчас поедем, и если попадем в ДТП и бабушка пострадает, то мне совсем конец... это будет предел моего стыда, апогей для моей вины, тогда мне точно никогда не оправдаться перед родственниками". Мысль просто промелькнула, поехали и через 15 мин. попали в серьезную аварию, бабушка сильно пострадала. Я не уступила дорогу автомобилю СЛЕВА! (Он на огромной скорости ударил мою машину в левый бок). И самое главное, что сколько я ни вспоминала, ни анализировала - Я ЕГО ПРОСТО НЕ ВИДЕЛА и все, я его на дороге НЕ ПОМНЮ, хотя перекресток вполне просматриваемый, дороги прямые.
(+ ко всему у меня к 25 годам хоть очень теплые и близкие, но психологически очень зависимые отношения с мамой, мама и в детстве, и сейчас иногда пытается как бы "унизить" меня для воспитания, объясняя это тем, что хочет меня "разозлить", показав какая я плохая, никчемная, чтобы я быстренько принялась достигать результатов. Для меня же такое "воспитание" всю жизнь было только активным стимулом для продуцирования чувства вины и боязни собственного мнения, желаний, чувств).
Надеюсь, мой случай Вам пригодится.
С уважением, М.»
Прочитала Вашу статью "Почему ДТП?", была поражена совпадением написанного с моим случаем и хочу поделиться им.
Я довольно часто сталкиваюсь с ощущением чувства вины, жду одобрения от окружающих, реагирую на критику самобичеванием. Воспитание со стороны мамы было похожим на то, что Вы описываете. И вот какой случай.
Мама вместе с бабушкой подарили мне деньги на покупку машины. Мы долго это планировали, обсуждали, я радовалась, когда купила, но при этом у меня было жуткое чувство вины, что я сама на нее не заработала, я чувствовала стыд, что это не мой поступок. Через пару месяцев случилось так, что мне нужно было отвезти бабушку домой. Я посадила ее в машину первый раз за все это время. И первая дурацкая (даже идиотская) мысль в голове: "Сейчас поедем, и если попадем в ДТП и бабушка пострадает, то мне совсем конец... это будет предел моего стыда, апогей для моей вины, тогда мне точно никогда не оправдаться перед родственниками". Мысль просто промелькнула, поехали и через 15 мин. попали в серьезную аварию, бабушка сильно пострадала. Я не уступила дорогу автомобилю СЛЕВА! (Он на огромной скорости ударил мою машину в левый бок). И самое главное, что сколько я ни вспоминала, ни анализировала - Я ЕГО ПРОСТО НЕ ВИДЕЛА и все, я его на дороге НЕ ПОМНЮ, хотя перекресток вполне просматриваемый, дороги прямые.
(+ ко всему у меня к 25 годам хоть очень теплые и близкие, но психологически очень зависимые отношения с мамой, мама и в детстве, и сейчас иногда пытается как бы "унизить" меня для воспитания, объясняя это тем, что хочет меня "разозлить", показав какая я плохая, никчемная, чтобы я быстренько принялась достигать результатов. Для меня же такое "воспитание" всю жизнь было только активным стимулом для продуцирования чувства вины и боязни собственного мнения, желаний, чувств).
Надеюсь, мой случай Вам пригодится.
С уважением, М.»
Статистика последних лет говорит о том, что пора
подойти к более тщательному исследованию проблемы дорожно-транспортных
происшествий. Известно, что ежегодно в результате ДТП
гибнут более трети миллиона человек, а число раненых давно превысило 10
миллионов человек. На фоне людских потерь излишне говорить об астрономическом
материальном ущербе, причиняемом ДТП.
Анализ
литературы показывает, что некоторые авторы (В. А. Пономаренко) пытаются
разделить ДТП на случайные (связанные с колебаниями психических функций) и
закономерные. Я полагаю, что ДТП не случайно, и оно возникает по причине
психологической неготовности реагировать на экстремальные ситуации, возникшие
во время движения. До сих пор вину водителя представители страховой компании и
суд рассматривают только с точки зрения судебной автотехнической экспертизы.
Был введен и термин «время реакции» (ВР), определяющий критерий «человеческого фактора»,
который по сегодняшний день используется в анализе дорожно-транспортной
ситуации, упуская при этом фактор психоэмоционального состояния водителя. Оно,
в свою очередь, зависит от психологической подготовки водителя. Психоаналитическая
практика показывает, что водитель при обучении должен узнать и проработать свои
скрытые конфликты, научиться элементарным техникам саморегуляции, периодически,
в зависимости от своей «успешности» на дороге посещать своего психоаналитика и
т. п.
Исходя
из этих и других задач, стоящих перед водителем в плоскости профилактики ДТП, далее
я решил ознакомить вас с некоторыми психодинамическими аспектами данной
проблемы.
ДТП: чувство вины и потребность в наказании.
Проводя психоанализ с водителями
после ДТП, я пришел к выводу, что мало кто обращает внимание на свое
эмоциональное состояние, как важный фактор, определяющий: быть ДТП или нет. Для
того чтобы научить вас, как начинать свое обучение, профилактику и коррекцию
подобной проблемы внутри вашего «Я», обратимся к психодинамике в случае, когда
в психике водителя доминирует чувство
вины.
Как влияет на
возникновение ДТП чувство вины?
Что такое
вина? Это эмоциональное состояние, вызываемое осознанием человеком того, что он
нарушил моральные права. (4). Воспитывается чувство вины в семьях, где родители
и близкое окружение ребенка делают (неосознанно) акцент на обвинение ребенка с
целью воспитания (виноватым легче управлять). К этому взрослых подталкивает их
невротическое убеждение, что при помощи критики и обвинения ребенка можно
подтолкнуть к действиям, хорошей социализации и личностному росту. Программируют
чувство вины у ребенка и другие модели поведения родителей. Яркий пример,
который я наблюдаю в ежедневной практике, - это чувство вины самого родителя. К
чему это приводит? Только к возникновению чувства неполноценности и неврозу вины,
которые с самого раннего детства оседают в бессознательном ребенка и далее
управляют им. Ребенок становится послушным и дисциплинированным. Постоянно
пребывает под давлением установки «понравиться окружению, оправдать доверие и
не быть виноватым». Чувство вины заставляет человека жить для других, видеть
себя глазами окружающих, но не быть самим собой. Виноватый хочет своими
действиями показать, что он не виноват, что он достоин хорошего отношения к
себе. Из-за искаженного восприятия своего внутреннего «Я» виноватый даже в представлениях
и мыслях не видит себя как личность, имеющую жизненное пространство и мнение,
которое может свободно высказать, донести до близкого человека. Его степень
виновности хорошо отражает известный армейский анекдот: «Товарищ сержант, за
что ударили?» - «Было бы, за что, вообще убил бы…».
Один мой клиент (мужчина 43 года),
пострадавший в дорожно-транспортном происшествии, на одной из сессий анализируя
свое чувство вины, сказал следующее: «Я пытался уйти от чувства вины при помощи
спиртного, но даже в опьяненном состоянии я не мог забыть упреки жены и тещи,
на которые очень болезненно реагировал. Концентрируясь на своих ощущениях и
мысли: «Лучше бы меня побили, чем обвиняли», я обнаружил, что мое чувство вины
идет из детства. Мать постоянно обвиняла меня, что я не такой, что вечно делаю все
не так и т. п. Теперь я понимаю, что она таким образом проецировала на меня
свое недовольство собой, тревогу и плохие отношения с отцом. Когда я спросил
себя: «А почему ты пьешь?», мое внутреннее «Я» содрогнулась от мысли: «Я злюсь
и наказываю себя за то, что я плохой». Видимо, авария на прошлой неделе была
продолжением этого внутреннего процесса…».
Невротическое чувство вины
действительно загоняет человека в тупик «Я плохой, живу плохо, нет выхода и т.
п.», из которого человек пытается выйти при помощи алкоголя, наркотиков,
болезни, нанесения себе увечий и травм (в том числе и при помощи ДТП).
Какие еще
переживания, связанные с чувством вины, включают в бессознательном механизм
притяжения несчастных случаев? Прежде всего, это:
- постоянное самообвинение и
гипертрофированное желание выглядеть для себя и других правильным во всем,
везде и всегда (перфекционизм, который, в свою очередь, является обратной
стороной чувства вины);
- присутствие
страха разоблачения и неодобрения.
Эти и другие эмоциональные
составляющие внутреннего «Я» виноватого делают его психосоматически
напряженным.
Для того чтобы еще больше
прояснить вышесказанное, ниже я приведу некоторые характеристики внутреннего
«Я» водителя, страдающего от переживаний, связанных с чувством вины и его
обратной стороной - перфекционизмом. При этом хочу обратить ваше внимание, что
как чувство вины, так и перфекционизм не являются отдельными факторами, а, как
и все остальные психокомплексы, взаимодействуют и присутствуют в той или иной мере
в каждом случае ДТП. В этой работе я представляю некоторые факторы и подсказки
не как окончательные, бесспорные законы, скорее, - это подсказка, для того
чтобы вы задумались: «С какими чувствами я сажусь за руль».
Перфекционизм и ДТП…
Психоанализ показывает что перфекционизм
- это психическое расстройство, которое взаимосвязано с чувством вины,
тревожными расстройствами, связанными с виной и, соответственно, с
невротической потребностью в наказании, вплоть до суицидальной готовности.
Почему я остановился на этом расстройстве? Прежде всего, для того чтобы
показать, как оно участвует в психодинамике полушарий головного мозга и тела во
время вождения и возникновения ДТП. Известно, что перфекционизм с латинского (perfectio) переводится
как совершенство. Человек, страдающий от перфекционизма, на бессознательном
уровне испытывает свое несовершенство в виде тревоги и чувства вины, поэтому неосознанно
вновь и вновь стремится к совершенству. Работая со своими клиентами и исследуя
влияние невротических переживаний на функции полушарий головного мозга и тела,
я спросил себя: «Что происходит на психическом и телесном уровне с невротиком,
который компульсивно (вновь и вновь) хочет понравиться, завоевать любовь, искупить
вину и т. п.?»
Компульсивность. Склонность к повторяющимся поведенческим актам:
эмоциональным, познавательным и моторным. (4)
Первое, что для меня стало ясно, перфекицонист
обретает свой невротический сценарий поведения в отношениях «Я-отец». Почему вы
так решили? – спросите вы. Помимо подтвержденных фактов из моей практики, об
этом говорят и другие авторы. Например, Эрик Фром в своей работе «Душа
человека», описывая любовь между родителями и детьми, пишет: «Мать любит своего
новорожденного младенца потому, что это ее дитя, а не потому, что ребенок
выполняет какие-то ее условия или оправдывает какие-то ее надежды».(1) О том,
как мать безусловно любит своего
ребенка, в отличие от отца, писали и Макс Вебер, и Г. Юнг. Отец, в свою очередь,
любит на определенных условиях. В
«обусловленной» отцовской любви, как и в «безусловной» материнской, можно найти
и отрицательную и положительную сторону. В нашем случае перфекционист
испытывает чувство вины, которое постоянно пытается искупить стремлением к
совершенству, быть хорошим послушником для своего отца, для своего окружения.
Он пытается стать совершенным не только для того, чтобы понравиться другим,
избежать их неодобрения, но, самое главное, принять себя. Но, как мы с вами
знаем, это невозможно в случае, когда ребенок не получил нужной, базальной
поддержки, любви и ощущения: «Я могу просто быть, допускать ошибки, не
удовлетворять чужие ожидания, испытывать вину и бояться критики». Он вынужден
жить в невротическом противоречии: «Хочу быть правильным и не виноватым, но не
могу» и с мыслью: «Я должен сражаться, стать совершенным и только тогда я не
буду виноватым, неполноценным, и, наконец, меня полюбят».
Вывод. Перфекционизм блокирует
нормальную работу психики, левого полушария и правой части тела.
Водитель-перфекционист,
испытывающий чувство вины, постоянно ставит перед собой высокие стандарты,
которые в итоге приводят не к удовлетворительным результатам, а к очередным самообвинениям
и психосоматическому напряжению. Таких водителей можно увидеть на различных
курсах и школах под названием «Экстремальное вождение» или на дороге с
демонстративной манерой вождения «Я - Шумахер».
Если такой тип и обогнал вас, то
он на этом не успокоится. Его потребность вновь и вновь обгонять нужна не для
того, чтобы успеть куда-либо, а для успокоения своего «Я»: «И все же я чего-то
стою, достоин любви и уважения». На дороге такой водитель, возможно, выпускает
свой агрессивный пар, самоутверждается (особенно, если страдает от
невротической импотенции) и т. д. Его внутреннее «Я» страдает от напряжения
невротического противоречия, психосоматически он неадекватен. Заставляют его
быть таким следующие характеристики:
1. Сверхтребования к себе,
самообвинение после очередной неудачи (брак, работа, секс и т. д.), колебания
самооценки, хроническая неудовлетворенность собой и своей деятельностью.
Например, водитель-перфекционист стремится всех обогнать. Езда позади кого-то ассоциируется
у него с поражением, очередной неудачей, несостоятельностью и т. п.
2. «Озабоченность ошибками» -
негативная реакция на ошибки, склонность приравнивать ошибку к неудаче. (2)
Экстремальная езда для него на бессознательном уровне символизирует
пространство самоутверждения и ощущается как реванш и способ реабилитировать
свое ущербное «Я», которое устраивает только совершенство.
3. «Сомнения в собственных действиях»
- перманентные сомнения относительно качества выполнения деятельности. Из-за
этого чувства у водителя с подобными невротическими переживаниями периодически
может возникнуть тревожное сомнение: «Достаточно ли хорошо я вожу?».
Что формирует такое мышление у
перфекциониста? Как показывает практика, это, прежде всего (3):
1. Чрезмерные
критичные и требовательные родители (особенно отец).
2. Родительские
ожидания и стандарты чрезмерно высоки; критика при этом не прямая, а косвенная.
3. Родительское
одобрение отсутствует или непоследовательно и условно.
4. Родители-перфекционисты
служат моделями для научения перфекционистским установкам и формам поведения.
Водитель, страдающий от чувства
вины и перфекционизма, выезжая на дорогу, постоянно испытывает
психосоматическое напряжение. Он боится стать виноватым, получить неодобрение
других участников дорожного движения, но при этом ставит перед собой высокие
задачи, которые нужно выполнять безошибочно. Подобные противоречивые стремления
внутри «Я» водителя-перфекциониста увеличивают напряжение и работу духовного
закона: чего боишься, то и получишь. Вместо правильной безаварийной езды
водитель неосознанно нарушает правила дорожного движения и попадает в аварию.
Практика показывает, что такие
водители так напряжены чувством вины и несостоятельности, что со временем
неосознанно провоцируют ДТП, дабы при помощи случившегося хоть на время снять
напряжение невротического колпака «Я
должен соответствовать, быть совершенным и не виноватым».
Такое невротическое состояние
усугубляет работу психики (пространство «Я-отец»), а на физиологическом уровне
левого полушария и правой стороны тела. Все это в итоге усугубляет способность вождения.
Как это происходит?
В данном случае невротический
конфликт «Я должен соответствовать, быть
совершенным, не виноватым, но не могу быть таковым» усугубляет работу левого полушария, которое и так склонно к избыточной
активности, особенно в таких ситуациях, как вождение на современной автостраде.
Помимо этого, информация (накопленный опыт навыков и умений), идущая из правого
полушария, заблокирована невротическим напряжением (тревога, вина, логический
контроль и т. п.) и не может поступить для переработки левым полушарием. В
итоге происходит психосоматическая перегрузка левого полушария и правой стороны тела. Все это мешает водителю
быть способным использовать адекватно прошлый опыт (за который отвечает правое
полушарие) для прогнозирования ситуации на дороге и адекватных действий в
критической ситуации. Помимо ухудшения реакции действий (особенно, правая рука
и правая нога, нажимающая на педали «газ-тормоз»), водитель психологически не
способен схватывать и анализировать целостный образ ситуации на дороге из-за
нарушения пространственной ориентации (например, плохо ощущает габариты своего
автомобиля, других участников движения). Известно, что правое полушарие быстрее
схватывает информацию из окружающей среды и общего информационного поля. Что
еще полезного подсказывает нам этот факт? То, что водитель способен решать
тысячи и тысячи неоднозначных задач только в случае, когда полушария на
психоэнергетическом уровне взаимодействуют, и отсутствует их блокировка. Правое
полушарие подстраховывает левое в случае, если нужно принять срочное,
неосознанное, но правильное решение. Яркий пример сказанного - экстремальная
ситуация на дороге. Если водитель психологически здоров, то тогда за счет
взаимодействия правого и левого полушария в экстремальной ситуации он принимает
правильное решение и действует по сложившейся ситуации на дороге.
А если он психоэмоционально
неуравновешен? Тогда переживания мешают водителю воспринимать пространство
движения, как простое дело, где в нужный момент необходимо быстро проанализировать
поступившую информацию, принять правильное решение и адекватно действовать.
Биоинформационная и психосоматическая блокировка мешает информационному сигналу
пройти необходимый путь до головного мозга и обратно, когда информация о том,
как нужно действовать в данной ситуации, идет к телу. Исследователи давно
установили: то, что мы видим в виде световых волн, передается на наши глаза, а
далее свет превращается в нервные импульсы, идущие в мозг. Свет, поступающий в
глаз, успешно сортируется и обрабатывается только в случае, когда отсутствует
биоинформационный и психосоматический блок. В случае его присутствия сигналы
блокируются во время их передачи по зрительному нерву к мозгу (замедляется
скорость), который, будучи неработоспособным из-за блокировки, плохо
обрабатывает и несвоевременно реагирует и передает нужную информацию на
периферию тела (руки, ноги и т. п.). Для того чтобы вы еще лучше поняли происходящее
во время невротической блокировки и ДТП, далее я вас ознакомлю с деталями
левополушарной и правополушарной психосоматической блокировки.
При левополушарной психосоматической блокировке водитель плохо воспринимает
пространство дороги справа (правое зрительное пространство).
При невротической блокировке психодинамики
левого полушария водитель плохо воспринимает зрительную информацию, идущую преимущественно
с правой стороны (правое зрительное пространство). Естественно, мы с вами понимаем, что в случае отсутствия
невротических и психосоматических расстройств, полушария головного мозга в
нужный момент подстраховывают друг друга, перерабатывают поступившую информацию
и адекватно отвечают. Например, у опытных водителей, профессиональная интуиция
развита очень хорошо. Многие действия они делают в большинстве случаев
бессознательно. Если их бессознательный «автопилот» не расстроен эмоциональными
переживаниями, то водитель практически защищен от ДТП.
В случае, когда невротические переживания
блокируют левое полушарие, то в случае ДТП происходит следующее:
- автомобиль сталкивается с
препятствием или его бьют преимущественно с правой стороны;
- у водителя страдает
преимущественно правая сторона тела.
При правополушарной психосоматической блокировке водитель плохо
воспринимает пространство проезжей части слева (левое зрительное пространство).
Я уже отметил выше, что когда у
водителя по тем или иным невротическим причинам заблокировано правое полушарие,
это говорит нам о том, что у него с детства заблокировано пространство
«Я-мама», а вместе с этим и способность быть интуитивным, выражать свои эмоции,
соприкасаться с воображением: теми навыками и умениями, необходимыми для
управления автомобилем, которые осели глубоко в бессознательном.
Вы согласитесь со мной, что большую
часть времени мы водим автомобиль бессознательно (неосознанно переключаем
передачи, реагируем на различные сигналы, делаем те или иные движения рук и ног
и т. п.). Все это управляется преимущественно правым полушарием, нашей кладовой
полученных навыков и умений. Помимо этого, правое полушарие отвечает за нашу
экзистенциальную безопасность, которая закладывалась всей эволюцией до
сегодняшнего дня. Водитель, будучи за рулем, в силу многозначности динамики
вождения, не всегда осознает происходящее (за ним следит и адекватно отвечает
бессознательное «Я»). Ученые давно доказали, что правое полушарие воспринимает
новую информацию быстрее, чем левое. Так и во время вождения благодаря
автоматизму, правое полушарие получает информацию, реагирует на нее, не доводя
ее или часть до сознательного уровня. Невротические переживания, связанные с
пространством «Я-мама», блокируют нормальное психосоматическое функционирование
правого полушария. К чему это приводит? К торможению интуиции, глубинных систем
защиты в плане самосохранения, к нарушению быстрой психологической адаптации в
критических ситуациях, к дезинтеграции поведения во время вождения и плохого
восприятия левого зрительного пространства.
В случае ДТП:
- автомобиль сталкивается с препятствием
или его бьют преимущественно с левой стороны;
- у водителя страдает
преимущественно левая сторона тела.
ДТП часто является показателем бессознательной потребности в наказании
Как невротическая потребность в
наказании «помогает» человеку попасть в ситуацию ДТП?
Психоанализ показывает, что образ
наказывающего родителя со временем становится достоянием нашей психики (инстанция
Супер-Эго). Учитывая то, что водитель, испытывающий чувство вины и страдающий
от перфекционизма, не может допустить свои чувства наружу, то при каждом случае
«нехорошего поступка» наказывает себя. Это в итоге приводит к укреплению
тенденции к самообвинению и самонаказанию и к тому, что вся агрессивная энергия
направляется против себя. Словами это психическое состояние я бы обозначил
примерно так: «Я виноват в том, что так происходит в моей жизни…». Такие типы
постоянно страдают от неспособности выразить свое недовольство, свой гнев.
Происходит это, как я уже говорил выше, из-за роста чувства вины и страха перед
конфликтом, вследствие которого они могут потерять близкого человека. В итоге самобичевание
приводит к росту недовольства собой, раздражительности: «Я злюсь, но не могу
утверждать себя и претендовать на свои права». Каждая очередная ошибка
воспринимается как провал и основание для самонаказания. Крайняя форма такого
невротического колебания внутри «Я» человека – чувство безнадежности и сознательная
или бессознательная установка «Жизнь - одно мучение».
Водитель с таким
психоэмоциональным содержанием может бессознательно использовать ДТП как акт
самонаказания или вовсе суицидальную попытку. Об этом говорят данные,
полученные в индивидуальном консультировании и психоаналитической терапии.
Суммируя вышесказанное, я могу
полагать, что в случае ДТП автомобилем управляет не человек, а часть его «Я»,
желающая себя наказать. Невротик при помощи страдания от полученных ран,
материального ущерба решает на бессознательном уровне актуальную для его «Я»
задачу: избавление на некоторое время от чувства вины, гнева, а в случае
перфекционизма - быть правильным, всегда соответствовать.
Чувство вины и перфекционизм
создают, как вы убедились выше, ряд противоречий внутреннего «Я»,
вследствие которых накапливается много отрицательной энергии, гнева, обиды и т.
п. А так как канал выхода этой энергии закрыт чувством вины, страхом перед
конфликтом и желанием быть правильным, то энергия направляется на себя. Так
рождается и начинает работать склонность к самонаказанию. Сигналами
невротизации по этому сценарию и возможности попадания в катастрофу являются
хроническая усталость, приступы меланхолии, депрессия, потребление спиртного и
т. п.
Изучая феномен ДТП, я пришел к
выводу, что в некоторых случаях водитель бессознательно стремится к разрешению
безнадежной ситуации в его жизни. Например, мужчина страдает от осознания
расхождения между его потенциальными возможностями в плане карьерного роста и
его реальными достижениями. Или другой случай: женщина хочет уйти от мужа, но
при этом испытывает жалость и чувство вины по отношению к нему. Подобные
противоречивые переживания создают чувство презрения и ненависти как к себе,
так и к жизни в целом. Чем не благодатная почва для включения бессознательного
механизма самонаказания?
Итак, мы можем сделать несколько
промежуточных полезных выводов:
1. ДТП и страдание отвлекают на
некоторое время от невротических переживаний.
2. Оно защищает от чувства
бессилия в возникшей патовой жизненной ситуации.
3. Оно дает свободу, выгоду,
любовь и предрасположение.
4. ДТП является показателем
бессознательного отказа от жизни.
В моей практике были случаи,
когда водитель попадал в аварию, дабы привлечь внимание уходящей супруги, или,
наоборот, через гибель уйти от жены, которую не мог бросать по-другому из-за
сильного чувства вины и жалости к ней.
ДТП как суицидальная попытка
Известно,
что у невротика внутренние противоречия со временем приводят к чувству
безнадежности. Чаще это ощущение имеет свое начало в постепенном осознании
индивида, что он является рабом неконтролируемых импульсов тревоги, чувства
вины, а также одобрения или неодобрения со стороны и т. п. К чему оно приводит?
К желанию со всем этим как-то покончить. Нередко такая установка (часто неосознанная)
приводит невротика к ДТП и к гибели. Сегодня автомобиль становится средством,
при помощи которого многие люди разрешают назревшие душевные конфликты.
В этой
части работы мы с вами можем сделать несколько полезных подсказок для
водителей:
1. Если вас
гложут проблемы, связанные с жесткими требованиями ваших близких или тупиковыми
ситуациями на работе, не садитесь за руль, пока не разрешите их сами или при
помощи психоаналитика.
2. Если вы
озабочены какой-то ошибкой, сомнениями в собственных действиях и т. д., то
подумайте о том, как они могут «здесь и сейчас» блокировать вашу способность к
нормальному вождению автомобиля.
В случае ДТП:
- автомобиль сталкивается с препятствием
или его бьют преимущественно спереди («в лоб»).
- у водителя страдает
преимущественно голова.
ДТП и социальная фобия
Социальная фобия также может
нарушить способность к адекватному восприятию пространства вождения и привести
к ДТП. Человек, страдающий от такого расстройства, боится социума, который рассматривает
как пространство, излучающее угрозу. Я нередко сталкиваюсь с таким
расстройством в своей практике. Тревожный клиент говорит, как вокруг все
безнадежно, везде таится опасность, могут унизить, уничтожить и т. п. Такие
переживания блокируют нормальную работу правого полушария (эмоциональную сферу)
и перегружают тревогой, контролем левое полушарие. Человек испытывает
эмоциональную усталость и чувство безнадежности. Такой энергетический и
психосоматический дисбаланс отражается на технике вождения и восприятии
происходящего на проезжей части. Во время вождения ДТП в таких случаях является
результатом психосоматического перенапряжения водителя.
В случае ДТП:
- удар или столкновение
происходит с задней частью автомобиля,
- у водителя страдает преимущественно
спина, позвоночник.
Пройдите по обозначенной линии или
коснитесь указательным пальцем кончика носа…
Примерно такие тесты могут задать
вам полицейские за границей или наши сотрудники ГИБДД в случае, если вы сели за
руль в нетрезвом состоянии. Что они определяют при помощи них? Прежде всего,
как алкоголь, наркотик влияет на ваш мозг, психику и способность водить
автомобиль. Алкоголь действительно блокирует функции сознательного, левого
полушария головного мозга и делает человека неспособным адекватно воспринимать
себя и пространство, которое его окружает. Нарушаются функции вестибулярного
аппарата, замедляется реакция, сознательное восприятие происходящего, всплывают
вытесненные негативные эмоции и т. п.
Изучая влияние негативных эмоций
на психосоматическое состояние человека, особенно в экстремальных ситуациях, я
пришел к выводу, что негативные эмоции, душевные конфликты ни чем не уступают
алкоголю и наркотикам в плане опасности вождения. Данные моих исследований
показывают, что негативные эмоции больше влияют на возникновение ДТП, чем
алкогольное состояние. Яркий пример - сегодняшний финансовый кризис (осень 2008 г .) и увеличение аварий
на дорогах Санкт-Петербурга. Конечно же, в каждом случае помимо видимых причин
есть и невидимые, сугубо индивидуальные. Анализируя данную проблему, я подумал
о том, что было бы полезно, если бы водитель:
- в начале подготовки не проходил
формально (мне известно из собственного опыта) осмотр психиатра, а прошел курс
психологической подготовки;
- обязательно проходил психологическую
реабилитацию и дополнительную психологическую подготовку после ДТП.
Я думаю, что если мы с вами будем
соблюдать хотя бы эти предложенные мной положения, то здоровье и безопасность
водителя и пассажиров были бы на более высоком уровне. Недавно по телевизору
говорили о том, что в Петербурге и других городах участились случаи ДТП с
участием маршрутных такси. «В чем причина?» - спросил я себя. Разве только в
техническом состоянии, экономической конкуренции компании и т. п.? Нет.
Всмотритесь в лицо водителя, который за рулем по 14, а то и более часов, с
установкой «Заработать, заработать!!!» и страхом потерять работу. Вы увидите,
что это – уставший, до предела невротизированный человек. Далее не трудно
догадаться после прочтения этого материала, почему так много ДТП.
Проблема приходит тогда,
когда ты сам себе не веришь. Познай и проработай свою неуверенность, и тогда
твой внутренний король взойдет на трон и больше никогда тебя не подведет.
Итак, продолжим. У уставшего,
невротизированного водителя, у которого внутренний бессознательный автопилот подстегивается
различными противоречиями души, начиная с вопроса «Как выжить водителю-гастарбайтеру
и не потерять работу в гонке за хорошим заработком». Левое полушарие,
загруженное такими тревожными противоречиями и страхами, блокируется и в нужный
момент (экстремальной ситуации) не может принять и переварить подсказку правого
полушария (интуитивный сигнал, навык и т. п.). Все это в итоге приводит к
неспособности водителя успешно разрешить возникшую на проезжей части задачу.
Как предотвратить ДТП
Прежде всего, нужно подойти к
вождению (профессиональному или любительскому) с позитивной позиции. Что это
значит? Это понимание, что ваша жизненная позиция не должна совпадать с
неврозом и психосоматической деградацией. Как я показал выше, все функции как
на уровне соматического, так и телесного, их успешная работа зависит от того,
присутствует расстройство внутри личности или нет. Например, если работодатель
автобусной компании в целях сохранения своего высокого дохода держит водителя в
страхе: «Если не нравятся условия труда, уходи - завтра на твоем месте будет
другой», то мы можем догадаться, в каком психоэмоциональном состоянии находится
водитель – а за его спиной десятки пассажиров…
Если говорить в общем о профилактике
ДТП, то каждый из нас, водящий автомобиль, должен следить не только за своей
железной лошадкой, но и за собственным психоэмоциональным состоянием. Это
диктует как само пространство вождения, так и рост количества автомобилей, а
вместе с ними и количество сложных экстремальных ситуаций на проезжей части.
Психоаналитическая практика показывает, что только психоэмоционально уравновешенный
водитель способен адаптироваться и быстро решать любые неблагоприятные задачи,
возникшие на проезжей части.
Признайся себе, что проблема есть!
Первое, что нужно делать современному водителю, признать, что у
него есть та или иная проблема, а то и деструктивная программа, которая в итоге
может подтолкнуть его в ДТП. О том, как выглядят психоэмоциональные расстройства,
блокирующие нервную систему и способность адекватно водить, я на нескольких
примерах показал выше. Хотел бы обратить внимание на еще один важный момент:
как справиться со своим отрицанием, что губительные программы, идущие из рода и
близкого окружения, не существуют и не действует. Беседуя со своим клиентом,
который рассказал о друге, разбившем за лето свой автомобиль в третий раз, я
спросил его:
- Обратил ли он внимание, что сам
он как-то участвует в этом?
- Конечно, нет. Он говорит
постоянно, что то тот, то этот виноват, и все в таком роде. Правда, вчера,
когда мы беседовали, он стал говорить о том, что его отец также постоянно
попадал в неприятные ситуации».
Так в чем причина? Работая над
собой в плане профилактики ДТП, надо научиться не только увидеть, но и сказать
себе: «Не кто-то, а я создаю это». Яркий пример - бессознательное заражение программой
на самонаказание (в виде порчи здоровья и имущества) и самоуничтожение. Так как
я учу своих клиентов и учеников, что прежде, чем освободиться от проблемы, необходимо
для начала с ней поближе познакомиться, то далее мы на простом примере
посмотрим, как эта информация передается от поколения к поколению и от человека
к человеку. Чтобы доказать, что информация передается от одной сущности к
другой биоинформационно или при помощи «молекулы памяти», в 1960 году
Макконелл, Рива Кимбл и Барбара Хэфрис, «научив» некоторых планарий избегать
электрического удара, разрезали их на мелкие кусочки и скормили первой группе
«нетренированных» планарий. Вторая группа «нетренированных» планарий получила
только обычную еду. Затем обе «нетренированные» группы были протестированы.
Ученые получили удивительные, потрясающие результаты. Планарии-каннибалы обрели
память съеденных тренированных сородичей, а вторая группа не показала никаких
свидетельств навыка. (5)
Хоть мы и не поедаем своих
родителей, но данный простой, на первый взгляд, эксперимент заставляет нас
задуматься: какие «молекулы памяти» мы поглощаем с материнским молоком, на
биоинформационном уровне и т. д. Эксперимент с червями показывает нам, как на
физическом уровне проявляется то, что мы в каждое мгновение списываем на
бессознательном и сознательном уровне друг у друга. Если я вас убедил, что
мысль и память могут проявить себя как физическая структура на материальном,
видимом уровне, то в рамках первого шага в сторону профилактики ДТП есть смысл
приступить к самоанализу с целью обнаружения и нейтрализации вредных программ.
Преврати обнаруженный психоэнергетический блок, проблемное пространство
в урок
Очень важно, чтобы вы на этом
этапе работы над собой, независимо от того, занимаетесь профилактикой или
реабилитацией после ДТП, смогли сконцентрироваться на приобретении способности
преобразовать свой проблемный опыт (травматический) в поучительный урок,
который в будущем станет позитивным ресурсом для вождения без проблем.
Например, работа с образом страха
после его исчезновения поможет вам использовать навыки работы с внутренними
образами для саморегуляции и укрепления навыков вождения. С преобразованием
проблемного пространства при помощи психоанализа и психотехник, направленных на
работу с внутренними образами, я работаю давно. В моей книге «Как защититься от
сгорания в семье и на работе» (2008) вы можете ознакомиться с психотехникой
«Познай свое пространство». Она вам поможет скорректировать психоэмоциональное
состояние, а тем самым и защитит от ДТП.
Работая со своим проблемным
пространством, вы предупредите не только ДТП и другие несчастные случаи, но и
психосоматическое здоровье. Как это можно объяснить? Прежде всего, прорабатывая
свои внутренние проблемы, вы приобретаете способность к самоанализу и
формированию позитивного подхода к себе и к жизни. Далее устраняете
невротические фиксации (например, предрасположенность к травматическим
ситуациям), устраняете проблему вторичной выгоды от ДТП (другого несчастного
случая) и выходите на уровень позитивной саморегуляции.
Мудрость или уровень позитивной саморегуляции
ДТП является закономерностью в
цепочке событий, диктуемых вашим бессознательным «Я», которое дает вам подсказку,
что вы как-то не так живете и вам срочно надо скорректировать свой сценарий
бытия. Если человек способен увидеть, что подсказывает ДТП, то далее работа над
собой (лучше провести ее со своим психоаналитиком) поможет приобрести новое
видение себя и своего жизненного пространства. Например, лобовое столкновение
подсказывает, что человек должен задуматься о том, как он себя воспринимает,
как приобрел предрасположенность к травматическим ситуациям и почему на
бессознательном уровне он отрицает жизнь.
Итак, какие шаги я предлагаю в
ходе профилактики ДТП, коррекции психотравмы ДТП и выхода на уровень позитивной
саморегуляции?
1. Это, прежде всего, вопросы
«Почему со мной это произошло?» и «Что данное происшествие хочет мне
подсказать?», участие в психоаналитической терапии, самоанализ, во время
которого я предлагаю охватить все свое жизненное пространство: отношения,
фантазии, сновидения и т. п.
2. Акцентируйте свое внимание,
анализ, работу с внутренними образами на свой внутренний негатив, то, что вам,
возможно, сильно не нравится узнать, признать и т. п.
3.
Позитивный настрой на то, что подобная работа вам нужна, как ничто другое,
потому что «час пробил!».
4. Для успешного продвижения в
вашей работе над коррекцией, предупреждением проблемы важно всегда на уровне
мыслей и воображения сформулировать достаточно четко то, что вы хотите получить
в настоящий момент и вообще в жизни.
5. Постарайтесь увидеть, как в
вашей проблемной ситуации участвует ваше окружение. Например, мужчина использует
ДТП как способ разрешения существующей проблемы в супружеских отношениях.
Тренируясь, помимо
психоаналитической терапии вы приобретете способность к самоанализу,
позитивному мышлению, мудрости.
Для более
детальной проработки существующей проблемы далее я предлагаю вам психотехнику
«Машина времени».
Психотехника
«Машина времени»
При
помощи данной психотехники мои клиенты успешно разрешают свои проблемы,
связанные с психотравмой после ДТП, корректируют свое психосоматическое
состояние. Всем нам известно, что душевный
дискомфорт, связанный с переживаниями пережитой катастрофы, ДТП, своего
комплекса неполноценности, одиночества, психосоматического заболевания,
гипнотизирует нас и сужает наше поле восприятия как самого себя, так и
окружения. Это в свою очередь приводит к тому, что мы ощущаем себя в тупике, из
которого нет выхода, и это усугубляет наше телесное и психическое состояние.
Исследуя механизм сужения самовосприятия в критических ситуациях (ДТП и других
несчастных случаях), я пришел к выводу, что в момент стресса надо уметь переключить
состояние психики из суженного восприятия в расширенное понимание. Работа с
тяжелыми пациентами показала, что такой переход изменяет их психоэмоциональное
и телесное состояние к лучшему. Человек имеет возможность увидеть свою ситуацию
со всех сторон, а тем самым и масштаб выбора. Большое количество вариантов
выбора снимает напряжение, ощущение безвыходности, блокировки биоэнергетики
организма.
Практика показала, что эта
психотехника помогает человеку научиться расслабляться, концентрироваться на внутреннем
состоянии своего тела и внутреннего «Я». Эта способность, в свою
очередь, помогает ему стать сверхчеловеком, успешно двигаться по спирали духовного развития. Например, многие мои клиенты
помимо исцеления научились читать символику своего бессознательного, понимать
тонкости межличностных отношений и открывать свои способности к ясновидению.
Данная психотехника является
одной из ступенек к открытию своих сверхвозможностей для тех, кто не только
читает статью с целью набора знаний, но и постоянно тренирует психоэнергетическую
сущность своего внутреннего «Я». Она не может помочь людям, которые в силу
своей лени и тревожности хотят изменить себя здесь и сейчас.
Ход выполнения
психотехники
Выполните следующее упражнение на
расслабление:
1. Включите медитативную музыку.
Сядьте в удобное кресло. Положите руки на колени ладонями вниз и закройте
глаза. Спина должна быть прямой, ноги и руки не перекрещиваются.
2. Представьте, что на вас
начинает падать энергетический целительный «водопад». Он омывает вашу голову,
плечи, позвоночник. Поток проникает в каждую клеточку организма, очищает
внутренние органы. Все напряжение, мысли, проблемы смываются потоком вниз, в
землю. Почувствуйте, как тело становится все легче и легче, как его заполняет
золотистый теплый цвет. Тело достигло полного расслабления.
3. Если
где-то еще есть волнение или какая-то часть тела не расслабилась, пошлите
внутренним усилием в это место побольше золотистой теплой энергии… и
дискомфортное состояние исчезнет.
4. Оставайтесь в состоянии
полного расслабления некоторое время. Знайте, что можете вернуться к нему,
когда бы ни захотели, в любое время, в любом месте.
Первый шаг. Представьте себе, что перед вами течет справа
налево пространство времени. Вы
наблюдаете со стороны, из точки сегодняшнего года, месяца, даты и сезона.
Сконцентрируйтесь на ощущениях в теле и душе. Задайте себе следующие вопросы:
– Что я чувствую сейчас в
настоящем, таком-то году, месяце, числе, сезоне, времени дня, на уровне тела и
души?
– Что я испытываю на
психоэмоциональном уровне по поводу моих проблем, связанных с ДТП?
– Как я вижу (форма,
сложность и т. п.) свою нынешнюю проблему?
– Насколько широк сегодня
мой выбор в плане разрешения существующей проблемы?
– Что мешает мне сегодня
решить существующую проблему?
– Насколько я готов(а) к ее
разрешению?
и т. д.
Зафиксируйте в вашем сознательном
«Я» все пережитое в данном отрывке самоисследования.
Второй шаг. Мысленно повернитесь в пространстве времени направо,
где находится ваше прошлое, и вернитесь на десять лет назад. Дайте себе
следующую установку: «Сейчас я в таком-то году, месяце, дате, сезоне....»
Сконцентрируйтесь на ощущениях в теле и душе. Задайте себе следующие вопросы:
– Что я чувствую сейчас в
настоящем, этом году, месяце, числе, сезоне, времени дня, на уровне тела и
души?
– Что я испытываю на
психоэмоциональном уровне по поводу моих проблем, связанных с ДТП?
– Как я вижу (форма,
сложность и т. п.) свою нынешнюю проблему?
– Насколько сегодня широк
мой выбор в плане разрешения существующей проблемы?
– Что мешает мне сегодня
решить существующую проблему?
– Насколько я готов(а) к ее
разрешению?
и т. д.
Далее мысленно повернитесь к
пространству года, откуда вы отправились в путешествие, и понаблюдайте за собой
в этом году. Спросите себя:
– Что я испытываю сейчас на
психологическом и телесном уровнях, когда я наблюдаю за собой в будущем (в
пространстве, откуда вы начали путешествие)?
Зафиксируйте
в вашем сознательном «Я» все пережитое в данном отрывке самоисследования. Сравните ваши ощущения в начале путешествия в
пространстве времени с ощущениями из пространства прошлого.
Третий шаг. После короткого анализа эмоций и телесных ощущений,
пережитых во время выполнения второго шага, мысленно переместитесь по ходу
течения пространства, через пространство точки отправления (вашего настоящего
бытия) на десять лет в будущее. Сконцентрируйтесь на ваших телесных ощущениях.
Какие чувства, образы и мысли возникают на экране вашего сознательного «Я»
сейчас: в данном году, месяце, дате, сезоне? Коротко проанализируйте их.
Далее мысленно повернитесь
направо, к прошлому, к пространству, откуда вы отправились в путешествие в
пространстве времени, и посмотрите на себя там. Спросите себя: «Что я испытываю
сейчас на телесном и психологическом уровнях, когда я наблюдаю за собой в
таком-то году, месяце, дате, сезоне, переживающим так-то по поводу той
проблемы?»
После созерцания себя в прошлом
(точке отправления) из точки будущего вернитесь мысленно в настоящее.
Сконцентрируйтесь на ваших телесных и душевных ощущениях здесь и сейчас после путешествия
в пространстве времени. Что вы испытываете? Зафиксируйте в вашем сознательном
«Я» все пережитое в данном отрывке самоисследования. Сравните ваши ощущения в
пространстве будущего (на десять лет вперед) с ощущениями из пространства
настоящего и прошлого (десять лет назад). Проанализируйте информацию,
полученную во время сравнения.
Выход из психотехники. Далее концентрируйтесь на дыхании.
Прочувствуйте по очереди ноги, спину, руки, мышцы лица. Откройте глаза.
Сделайте глубокий вдох и выдох. Далее можете выполнить следующее упражнение по
регуляции биоэнергетики в организме, которое мы рекомендуем всегда ученикам и
пациентам по окончании терапии и медитаций.
Посмотрите на эту ситуацию с высоты птичьего полета, а потом из космоса
Визуализация проблемы ДТП с
различных расстояний и высот помогает понять, что это - всего лишь маленькое
событие, которое можно разрешить, а в другом случае можно позволить ему
проглотить вас. Расширение понимания возникшей проблемы помогает человеку выйти
из состояния осознания тупика, делает его способным приступить к его устранению.
Далее проблема ДТП воспринимается как урок или как умственная задача,
разрешение которой только обогатит.
Заключение
Заканчивая данную главу, я хотел
бы отметить следующее: ДТП как неотъемлемую часть дорожного движения, как результат
технических факторов, а также функциональных и психических человеческих
возможностей необходимо максимально изучить, а также постоянно разрабатывать
все новые и новые методы по профилактике, коррекции данной проблемы и
реабилитации жертв ДТП. Этого требует сегодняшнее состояние на дорогах: увеличение
стресса вследствие роста количества машин, невротизация водителей, отсутствие у
большого количества водителей надлежащей подготовки и т. п. Сегодня водитель-профессионал
или любитель водят автомобиль на максимуме своих психосоматических
возможностей. Это, в свою очередь, ухудшает их психоэмоциональное состояние и
создает новые, благодатные условия для попадания в ситуации ДТП.
Как я показал выше, ДТП всегда
сопровождают различные переживания: от психологического напряжения до потери
смысла жизни. Чаще всего они носят отрицательный характер и блокируют
адекватное восприятие водителя и его способность реагировать и действовать. В
данной работе я попытался анализировать динамику влияния психоэмоционального
состояния водителя на возникновение ДТП, а также способы коррекции такого
сценария и переживания самой травмы, связанной с ДТП.
Немаловажный вопрос, который я
недостаточно раскрыл из-за масштаба статьи, это работа с водителем с момента получения
психотравмы после ДТП и до возвращения к вождению.
Необходимость подобных
исследований и практических шагов в этой области обусловлена малой
разработанностью данной проблемы в отечественной психологии, а также важностью
для профилактики ДТП на современной дороге.
Моя практика показывает, что
данную работу нужно развернуть на федеральном уровне в качестве целевой
программы. В этой программе ключевые акценты нужно делать на следующих моментах:
1. Психологическая подготовка
будущего водителя. На этом этапе работа направлена на выявление переживаний и
скрытых невротических конфликтов, которые в будущем могут привести к ДТП, а
также обучение водителя приемам саморегуляции и решения психологических
проблем, поведения в экстремальной ситуации и т. п.
2. Комплекс мероприятий по работе
над собой после ДТП: работа с посттравматическим синдромом в восстановительный
период.
3. Психологическая
помощь во время возврата к вождению.
Практическая значимость этой работы состоит в том, что полученные
подсказки позволят вам выявить психологические проблемы, которые вы вовремя
сможете преобразовать в положительный ресурс (урок), не позволяя им довести вас
до ДТП. Также полученные знания позволят вам определить психологические приёмы,
которые помогут предотвратить ДТП, а в случае его возникновения ускоряют
процесс реабилитации и устранения первопричины его возникновения.
Литература
1.
Э. Фром. Душа человека: Перевод. – М.: Республика,
1992. – 430 с. – (мыслители ХХ века).
2.
Журнал «Современная терапия психических
расстройств»/Архив/ТПР №1 2006/ Перфекционизм и психические расстройства (обзор
зарубежных эмпирических исследований). Н.Г. Гаранян. Московский НИИ психиатрии
Росздрава.
3.
Barrow
J., Moore C. Group interventions with perfectionistic thinking // Personell and
Guidance Journal. 1983. V. 61. Р. 612–615.
4.
Большой толковый психологический словарь/ Ребер Артур (Penguin): Пер. с англ. –
М.:Вече, АСТ, 2000. – 592с.
5.
Странности нашего тела. Занимательная анатомия/ С.
Джуан; пер с англ. А.А.Давыдовой. – М.: РИПОЛ классик,2008.-560с.:ил..
Комментарии
Отправить комментарий