21.12.2014
Разговор по телефону за рулем:
необходимость или проблема?
Еду
на автомобиле по городу и вижу, как машина впереди меня начинает вилять, а
потом без предупреждения перестраивается на левую полосу, создавая аварийную
ситуацию для водителей этой полосы. Говорю себе: «Вероятно, водитель сейчас пишет
СМС или увлечен разговором по телефону». Прибавляю газу и… точно, молодая
девушка держит телефон и пишет СМС.
Для
того чтобы понять, телефон - проблема зависимости или новое умение современного
человека, мы немного поговорим о том, как современные технологии (мобильные
телефоны, смартфоны и т. п.) влияют на психику водителя во время вождения.
Статистика ДТП за январь-ноябрь 2013г. показывает, что на дорогах России
произошло 185764 ДТП. Погибло 24380 и ранено 235316 человек (Источник: www.gibdd.ru).
За январь–октябрь 2014 года погибло в ДТП 22063 и ранено 208603 человека. Как вы понимаете, за год практически погибает
целый город, и прибавляется целая армия инвалидов, как на телесном, так и на
психологическом уровне. Так как данная проблема исследована недостаточно, мы
можем только догадываться, что ДТП, причиной которых является телефон, достаточно
много. Как они происходят, описывает следующая публикация: «Согласно данным
отдела пропаганды УГИБДД по Петербургу и Ленинградской области, авария
случилась у дома № 19 на Каменноостровском проспекте. В 11.40 там столкнулись
Porshe и Chery. Очевидцы рассказали, что дама за рулем Porshe разговаривала по
мобильному телефону. Не глядя, она совершила левый поворот. В результате чего и
столкнулись две машины» (http://ok-inform.ru/ ).
Опираясь
на опыт собственных исследований, я могу сказать, что разговор по телефону во
время движения автомобиля, помимо того, что создает опасность на дороге, является
показателем, что водитель страдает от психического расстройства. Чаще это -
мужчины и женщины, страдающие от тревожности, с низким уровнем удовлетворенности
жизнью, депрессией, невротической зависимостью, синдромом дефицита внимания и
т. п. Телефон или смартфон для них являются таблеткой–спасителем от чувства
одиночества во время движения в закрытом пространстве автомобиля, а также
объектом зависимости. Правда, ученые сегодня ломают голову над вопросом: это - зависимое
поведение или стремление «идти в ногу со временем»? Сегодня специалисты данное
расстройство окрестили термином «технологические
зависимости». Правда, кому-то выгодно, чтобы по сегодняшний день
«технологическая зависимость» в системе классификации DSM-IV и МКБ-10 не признавалась как
расстройство психики (заболевание), а расценивалась как частное поведение.
Международная
статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (англ.
InternationalStatisticalClassificationofDiseasesandRelatedHealthProblems) —
документ, используемый как ведущая статистическая и классификационная основа в
здравоохранении. Периодически (раз в десять лет) пересматривается под
руководством ВОЗ. МКБ является нормативным документом, обеспечивающим единство
методических подходов и международную сопоставимость материалов.
«Технологически
зависимый» водитель опасен на дороге так же, как водитель в нетрезвом состоянии
или принявший психоактивные вещества. Становясь зависимым от телефона,
смартфона, такой водитель не только является опасным для своего окружения, но и
не осознает, что имеет проблемы с психикой. Например, Н.
Карр в своей книге «Пустышка: что Интернет делает с нашим мозгом» рассуждает о том,
что обмен текстовыми сообщениями и пользование соцсетями провоцирует развитие
поверхностного мышления. Другими словами, человек уходит от способности быть
личностью, осознанным здесь и сейчас. К
сказанному хорошо подходят слова Далай Ламы:
«Мы создали множество компьютеров для хранения и
копирования огромных объемов информации, но стали меньше общаться друг с
другом.
Мы выиграли в количестве, но проиграли в качестве.
Это время быстрого питания, но медленного усвоения,
Людей высокого роста, но низкой нравственности,
Высоких доходов, но мелочных отношений.
Это время, когда так много за окном, но ничего в комнате!»
Мы выиграли в количестве, но проиграли в качестве.
Это время быстрого питания, но медленного усвоения,
Людей высокого роста, но низкой нравственности,
Высоких доходов, но мелочных отношений.
Это время, когда так много за окном, но ничего в комнате!»
Что происходит с психикой при
разговоре по телефону во время движения автомобиля?
Психоанализ водителей,
разговаривающих во время движения автомобиля, показывает, что, помимо
присутствия психической проблемы, разговор по телефону во время движения
усугубляет их стрессовое состояние и приводит к дальнейшей невротизации. Как
правило, это повышение уровня агрессии, тревожности, нарушение сна и социальное
истощение (сгорание на работе и в семье). Во время вождения нарушаются работа
вестибулярного аппарата, навигационные способности, идентификация с автомобилем
и ощущение его габаритов. А теперь представьте себе, что разговор по телефону
выводит водителя из психоэмоционального равновесия. В таком случае переживания
мешают водителю воспринимать пространство движения, как простое дело, где в
нужный момент необходимо быстро проанализировать поступившую информацию,
принять правильное решение и адекватно действовать. Биоинформационная и
психосоматическая блокировка мешает информационному сигналу пройти необходимый
путь до головного мозга и обратно, когда информация о том, как нужно
действовать в данной ситуации, идет к телу. Исследователи давно установили: то,
что мы воспринимаем в виде световых волн, передается на наши глаза, а далее
свет превращается в нервные импульсы, идущие в мозг. Свет, поступающий в глаз,
успешно сортируется и обрабатывается только в случае, когда отсутствует
биоинформационный и психосоматический блок. В случае его присутствия сигналы
блокируются во время их передачи по зрительному нерву к мозгу (замедляется
скорость), который, будучи неработоспособным из-за блокировки, плохо
обрабатывает и несвоевременно передает нужную информацию на периферию тела
(руки, ноги и т. п.). Для того чтобы вы еще лучше поняли
происходящее во время невротической блокировки и ДТП, далее я вас ознакомлю с
деталями левополушарной и правополушарной психосоматической блокировки.
При
левополушарной психосоматической блокировке водитель плохо воспринимает
пространство дороги справа (правое зрительное пространство).
В случае отсутствия невротических и психосоматических расстройств полушария
головного мозга в нужный момент подстраховывают друг друга, перерабатывают
поступившую информацию и адекватно отвечают. Например, у опытных водителей
профессиональная интуиция развита очень хорошо. Многие действия они делают, в
большинстве случаев, бессознательно. Если их бессознательный «автопилот» не
расстроен эмоциональными переживаниями, то водитель практически защищен от ДТП.
В
случае, когда водитель загружает левое полушарие разговорами по телефону о
работе, неотложных делах, домашних заботах и других проблемах, это приводит к
тому, что пространство с правой стороны проезжей части плохо воспринимается или
вовсе вытесняется из поля зрения. В таком состоянии в случае ДТП происходит
следующее:
-
автомобиль сталкивается с препятствием (или его бьют) преимущественно с правой
стороны;
-
у водителя страдает преимущественно правая сторона тела.
При
правополушарной психосоматической блокировке водитель плохо воспринимает
пространство проезжей части слева (левое зрительное пространство).
Когда
водитель во время движения говорит или пишет нечто, сильно затрагивающее
эмоциональную сферу (в гневе, любви, страхе и т. п.), то блокируется правое
полушарие. Такой блок мешает водителю быть интуитивным, хорошо контактировать с
теми навыками и умениями, необходимыми для управления автомобилем, которые
осели глубоко в бессознательном.
Вы
согласитесь со мной, что большую часть времени мы водим автомобиль
бессознательно (неосознанно переключаем передачи, реагируем на различные
сигналы, делаем те или иные движения рук и ног и т. п.). Все это управляется
преимущественно правым полушарием, нашей кладовой полученных навыков и умений.
Помимо этого, правое полушарие отвечает за нашу экзистенциальную безопасность,
которая закладывалась всей эволюцией до сегодняшнего дня. Водитель, будучи за
рулем, в силу многозначности динамики вождения, не всегда осознает происходящее
(за ним следит и адекватно отвечает бессознательное «Я»). Ученые давно
доказали, что правое полушарие воспринимает новую информацию быстрее, чем
левое. Так и во время вождения, благодаря автоматизму, правое полушарие
получает информацию, реагирует на нее, не доводя ее или часть ее до
сознательного уровня. Разговор по телефону блокирует нормальное
психосоматическое функционирование правого полушария. К чему это приводит? К
торможению интуиции, глубинных систем защиты в плане самосохранения, к
нарушению быстрой психологической адаптации в критических ситуациях, к
дезинтеграции поведения во время вождения и плохого восприятия левого
зрительного пространства.
В
случае ДТП:
-
автомобиль сталкивается с препятствием (или его бьют) преимущественно с левой
стороны;
-
у водителя страдает преимущественно левая сторона тела.
Как помочь себе в таком случае?
Если
вы обнаружили, что не можете ездить без разговора по телефону, смартфону и т. п.
(вас мучает страстное желание кому-то позвонить во время езды), портится без
телефона настроение, часто пользуетесь телефоном за рулем и т. п., то вы должны
признать, что у вас психическое расстройство.
Попытаюсь описать некие симптомы,
хотя они могут протекать у каждого индивида по-разному:
- возникновение тревоги и других
неприятных эмоциональных состояний, в том числе и психосоматические симптомы
при возникновении препятствий на пути к использованию современных технологий
(телефон, смартфон, компьютер и т. п.);
- рост частоты и продолжительности
использования телефона, смартфона, компьютера и т. п.;
- разговор по телефону, общение по
интернету считается более важным, чем реальное общение;
- имея вышеперечисленные симптомы, человек
считает, что он не зависим от современных технологий;
-
и т. п.
Первое,
что нужно делать в таком случае, - обратиться к своему психоаналитику. Далее
самостоятельно попытаться в режиме «здесь и сейчас» осознать, как и с какой
силой протекает зависимость от телефона во время вождения автомобиля. Если вы
будете в этом осознанны в течение дня (5 раз и более) сорок дней подряд, то
ваше бессознательное начнет освобождаться от этой вредной привычки.
По
вечерам уединитесь, закройте глаза и после выполнения дыхательного упражнения
подведите итог дня (на уровне воображения) в плане того, как идет работа по
коррекции проблемы зависимости от телефона. Сделайте далее медитацию на
осознание этой проблемы. Встречайте свою зависимость на уровне воображения,
отпустите ее и меняйте на что-то приятное и полезное для вашей жизни.
Заключение
Мы
с вами затронули очень сложную, но поддающуюся коррекции проблему, которая уносит
много жизней и калечит много людей. Телефон, интернет вторглись в нашу психику
так быстро и вероломно, что мы оказались не готовы к этому. По этой причине я
предлагаю вам подумать и осознать, как выглядит ваш случай, и что можно сделать
здесь и сейчас. Никто не даст вам готовых рецептов, как освободиться от
гаджетов, - напротив, капиталисты заинтересованы в том, чтобы продать побольше,
загоняя в невротическую зависимость от современных технологий все больше и
больше населения земли. Запомните: негативное поведение можно корректировать,
только если человек этого хочет и тренируется быть осознанным здесь и сейчас.
Комментарии
Отправить комментарий