Психическая анорексия. Профилактика и путь коррекции.

Средство исцеления находится в сердце болезни.

            Со случаями психической анорексии ко мне обращаются постоянно, хотя статистика говорит, что само заболевание встречается достаточно редко. Редко у тех, кто занимается цифрами, а у нас, практиков, не смолкает телефон: «Помогите, мой ребенок погибает!». Помогая, я одновременно исследую годами случай анорексии, дабы еще лучше понять, раскрыть и развернуть для осознания динамику внутренней сущности «Я» данных пациентов. «Для чего?» - спросите вы. Для успешной коррекции психики и обучения самого пациента, а также моих учеников и читателей. Такая работа полезна и похожа на разработку очередной прививки от опасного вируса. Только в моем случае работа направлена на избавление от информационных вирусов (программ), постоянно атакующих нашу психику.
Излагая мысли о данном расстройстве психики, я хотел бы обозначить с самого начала, что в данном материале не собираюсь охватить всю проблему, а приведу только те данные, которые будут понятны для вас и полезны для практического применения. Впервые систематизированные мысли о психической анорексии я опубликовал в книге «Психоанализ полноты, или Как избавиться от искушения переедать» (2002г.). Тогда я попытался систематизировать полученный материал о том, как человек становится зависимым от бессознательных психокомплексов, что происходит с телом и энергией. Я обратил внимание, что анорексия, помимо индивидуальных особенностей «Я» пациента, формировалась под влиянием психических установок различных компаний с целью наживы. Например, вводная для бессознательного индивидуума: «Будь, как голливудская звезда». СМИ, реклама делали (делают и сегодня) это нагло и агрессивно, начиная с 90-х годов, когда мы перешли к «светлому» капитализму. Эти вредные информационные программы атакуют молодое поколение и сейчас. К чему они приводят, воздействуя на слабые, травмированные психики детей? К беде… Конфликт между модой на похудение и низкой самооценкой приводит к формированию больного «Я», где преобладают истерические черты с эгоцентризмом, инфляцией самооценки, тревожностью, неуверенностью в себе, стеснительностью, упрямством, сопротивлением к общению, пунктуальностью, инфантилизмом, невротической зависимостью от мамы, зависимостью от интернета и т. п.
Итак, для того чтобы понять динамику, как ребенок приходит к такому психическому состоянию, нам с вами необходимо обратить внимание как на психологические характеристики больного, так и на психоэмоциональное состояние семьи. Например, практика показывает, что чаще причиной желания похудеть является повышенный вес ребенка (сегодня им страдает большое количество детей) и насмешки сверстников, которые в начале подросткового возраста для девочек очень травматичны и приводят к переживанию драмы идентичности (какая я, как девушка, женщина). Далее добавляются невротические акцентуации на собственные дефекты (гадкий утенок) в подростковом возрасте. Если нет поддержки родителей, особенно, отца (так как он своим отношением к дочери формирует в ее бессознательном здоровое восприятие своей женственности), то девушка убеждается все больше и больше, что она неполноценна и должна во что бы то ни стало исправить фигуру. Показателем подобных внутренних переживаний девушки, страдающей от психической анорексии, является симптом данного расстройства - ложное восприятие своего тела. Негативное отношение к себе и низкая самооценка, в свою очередь, приводят к тому, что девушка плохо контактирует с окружением, акцентирована на свою невротическую реальность (Я - уродина), доминирует самоотрицание и аутоагрессия. По мере развития анорексии на телесном уровне наблюдается выраженный дефицит веса, прекращение месячных или аменорея.  Ниже я приведу определение анорексии. В некоторых источниках она называется еще «нервная анорексия». 

Нервная анорекси́я (лат. anorexianervosa) (от др.-греч. ν- — «без-», «не-» и ρεξις — «позыв к еде, аппетит») — расстройство приема пищи, характеризующееся преднамеренным снижением веса, вызываемым и/или поддерживаемым самим пациентом, в целях похудения или для профилактики набора лишнего веса. Чаще встречается у девушек. Многими специалистами признается разновидностью самоповреждения. При анорексии наблюдается патологическое желание потери веса, сопровождающееся сильным страхом ожирения. У больного наблюдается искаженное восприятие своей физической формы и присутствует беспокойство об увеличении веса, даже если такого в действительности не наблюдается. (Википедия)

Для того чтобы понять глубинные причины этого недуга, я предлагаю прямо сейчас во время чтения этого текста взглянуть на себя психического и духовного (это полезно не только для аноретика, но и для всех читателей). Что я имею в виду? То же самое, что я писал в предыдущих публикациях. В режиме здесь и сейчас максимально осознайте поток своих мыслей, чувства и ощущения в теле. Помимо этого, вспомните, что все то, что происходит с вами, имеет смысл, который вы должны расшифровать, то есть осознать сохранившиеся программы из прошлого, наблюдать, как они влияют на вас сейчас. При этом необходимо знать, что, чем они древнее, тем лучше они укоренились в бессознательном, действуют помимо сознания, определяют наше здоровье и судьбу. Приступая к осознанию своей анорексии, девушка (чаще страдают девушки) должна спросить себя: «Что я должна осознать для трансформации своего взгляда на себя и свое окружение?» Такой вопрос будет полезен только в том случае, если девушка уже осознает, что анорексия - проблема ее «Я». Конечно, в этой работе должны участвовать и родители. Например, для начала они должны спросить себя: «Какую подсказку в плане изменения образа жизни дает мне анорексия моего ребенка?»
Анорексия чаще возникает у девушек на втором десятке лет жизни и намного чаще встречается, чем у мальчиков. Я полагаю, что мальчики, страдающие от анорексии, имеют проблему с полоролевой идентификацией. Они скорее феминны, чем мужественны… Заболевание возникает в семьях, где родители невротичны, отсутствует теплый эмоциональный контакт между членами семьи. В такой среде психика ребенка травмируется и приводит к тому, что он страдает депрессией, не способен концентрироваться, нерешителен, отсутствует воля, мучается частой сменой настроения и социально деградирует.
Исследуя данное расстройство, я спросил себя: «А что влияет на то, что у аноретика реальная потеря аппетита проявляется только на поздней стадии расстройства?» Ведь известно, что вначале больная испытывает такое же чувство голода, как и любой из нас, здоровых, при резком ограничении питания. Если в начале есть аппетит, а потом каким-то образом он пропадает, то есть смысл спросить: «Что повлияло на угасание аппетита?» Для того чтобы ответить на эти вопросы, нам необходимо дать толкование таких слов как «пища» и «аппетит». Если обратиться к филогенетической и онтогенетической памяти внутри нас, то пища символизирует жизнь, мать, средство выживания. Аппетит - это желание жить. Присутствие здорового аппетита является показателем того, что ребенок получил опыт радоваться, любить жизнь. Отрицая пищу, аноретик показывает, что проблемы внутреннего «Я», о которых мы говорим, заставляют его выплевывать или вовсе не принимать реальность, в которой он живет (бессознательно отказывается от жизни). По каким-то причинам он не хочет проглотить пищу, которая ассоциируется у нас с любовью, вознаграждением, выживанием. Чаще это – психотравмы, пережитые ребенком в первичных отношениях с мамой, глубоко осевшие в бессознательном, о которых мы далее поговорим.

Мать и аноретик

Ежедневная практика показывает, что одной из главных причин такого расстройства является мать, которая из-за своих проблем с психикой (эгоизм, тревожность, ложность и т. п.) во время беременности и в раннем младенчестве не дала возможности ребенку почувствовать себя единым с мамой. Скорее, он чувствовал маму, как что-то холодное, отстраненное, недоступное, противное, ядовитое… Естественно, такие отношения не позволяют ребенку получить опыт «реального существования» (Я есть и достаточно любим), то есть хороший фундамент самооценки и базального доверия. Как правило, если мама не справляется со своей депрессией, психологической проблемой, то травма брошенного ребенка усугубляется, его «я» начинает воспринимать жизнь, как нечто, что калечит, опасно и вредит ему. Показателем такого состояния психики младенца является отказ от груди. У Д. Винникотта этот феномен описывается как «плохая грудь». Возможно, в этом периоде закладывается отрицательное отношение к жизни, пище. Пища так же, как и жизнь, на бессознательном уровне воспринимается через плохие первичные отношения с мамой, как нечто плохое, опасное, которое не помогает развиваться, а убивает. В моей практике бывают случаи, которые показывают более глубинные причины анорексии. Это отягощенное развитие во внутриутробном состоянии (заключение в холодной матке).
Ребенок рядом с закрытой, тревожной и отвергающей или, наоборот, гиперопекающей мамой ищет пути спасения для собственного выживания. Так как на ранних стадиях развития ребенок полностью не может отрицать маму, то он переносит свое недовольство на грудь (отказывается от груди). Далее, уже в более осознанном состоянии, он, дабы сохранить мать из-за страха тотального одиночества, это отрицание переносит на себя: «Я недостаточно хорош». Идентифицируя на бессознательном уровне пищу с матерью, аноретик начинает отвергать ее, рационализируя свое поведение недовольством своим телом. Отказ от пищи, как вы уже понимаете, - это символическая подсказка о присутствии внутри «Я» ребенка ненависти к маме, которую в начале подросткового возраста он переносит на себя. Худое тело аноретика говорит о том, что ребенок не хочет взрослеть, зрелость на психическом и телесном уровне в тягость. Оно отражает крик души: «Мне страшно взрослеть. Я лучше умру, чем стану взрослой женщиной!»

Отец и аноретик

Конечно, в дальнейшем девочка, отворачиваясь от мамы, пытается получить любовь и поддержку от отца. И, действительно, в такой непростой ситуации отец может спасти своего ребенка от тотального самоотрицания, но только в том случае, когда он принимает участие в воспитании ребенка. Практика показывает, что рядом с девушкой-аноретиком чаще ложный отец. Он замороженный, то есть психоэмоционально неразвит и закрыт. Вы видели когда-нибудь, как выглядят кубики замороженного чая? Чай концентрируется в центре, а чистый лед его окутывает. То же самое можно наблюдать с состоянием души замороженного мужчины. Он закрыт, неспособен контактировать с окружением, быть эмоционально здесь и сейчас. Часто рядом с таким мужчиной активная, гиперсоциальная женщина. Дочь такого отца не чувствует, не получает необходимого отклика на запрос: «Кто я?». Так как изначально нет эмоционального контакта, доверия к такому замороженному отцу, дочь-аноретик закрывается, скрывает свои переживания от близких. По этой причине, как я часто наблюдаю, родители узнают о психическом расстройстве через год и более. Хочу отметить, что даже если они и осознают, их страх и невротичность не позволяют признать, что это - их проблема, которую наряду с дочерью они должны проработать с психоаналитиком. Их выбор - убегание от осознания проблемы при помощи медикаментозного курса лечения. Но такое решение не помогает ребенку, а приводит к очередному витку развития невротического состояния.
Хотел бы еще раз обратить ваше внимание, что у девушек анорексия возникает, в основном, на втором десятке лет, то есть в начале подросткового возраста. На этой стадии развития девочка особо остро начинает воспринимать себя, то, как происходит идентификация со своим полом (женственностью). Поэтому проблемы, идущие из семьи, приводят ее психику к ложному восприятию своего «Я» и тела, своего окружения. Чаще девушка в таком состоянии особо остро ощущает свою непривлекательность (отсюда вытекает желание сесть на диету, похудеть). Есть и другие причины, которые мешают девушке сконцентрироваться на своей мечте, чувствовать себя способной, любимой, мотивированной к жизни. В итоге спутанная идентичность, неуверенность, сомнения в собственных силах, депрессия приводят к тому, что она, вместо вступления на путь обретения женской зрелости, выбирает регресс в детство, в патологию. Об отказе от половой зрелости на психологическом уровне говорят проявляющиеся в дальнейшем, по мере развития расстройства, соматические показатели.

Как помочь?

Конечно же, с таким пациентом нужно использовать как семейную терапию, так и индивидуальную. При этом нужно знать, что она занимает много времени. В тяжелых случаях (которые могут привести к смерти пациента) нужна госпитализация. В случае же, когда у пациента легкая форма, хорошее самочувствие, вес повышается, необходимо провести поддерживающую психотерапию. Помимо работы со своим психоаналитиком, пациент и семья должны работать над проблемами, которые привели к анорексии.
Для этого полезно читать мои книги и статьи, которые помогут вам научиться быть осознанным здесь и сейчас, ответить на вопрос: «Почему возникла психическая анорексия?» И, как вы уже читали выше, она имеет свое начало в семье и далее продолжается в бессознательном больного. Когда вы поворачиваетесь к своей анорексии и начинаете осознавать ее контур, содержание, то вы уже запускаете работу по ее устранению из поля вашей жизни. Это я и хотел подсказать вам в начале статьи в эпиграфе: «Средство исцеления находится в сердце болезни». Если вы осознаете смысл анорексии, она уходит. Больше нет смысла ей быть, так как вы стали другим. Она уходит, а вы остаетесь с опытом «Я умею управлять своей психической энергией» и знанием о том, как работает ваша психика. Когда вы здесь и сейчас смотрите своей анорексии в лицо, вы начинаете чувствовать и осознавать гнев, депрессию, страхи, которые вы раньше не осознавали, но они, как вы уже понимаете, влияли на вашу сущность. Если вы этому научились, и у вас это получается, то можете пойти дальше – наблюдать, как и когда они приходят к вам. В эту работу можете добавить и анализ своих сновидений. Информация, идущая через сновидения, помогает еще больше усилить вашу способность осознавания. Со временем вы поймете и почувствуете, что осознание помогает вам изменить не только психоэмоциональное и телесное состояние, но и ход событий, в целом качество жизни.
Когда мы освобождаемся от внутренних конфликтов, напряжения, то мы исцеляемся. Тело и психика приходят в норму. Аноретик больше не использует тело для решения своих невротических проблем. Девушка сама осознает зависимость анорексии от ее психоэмоционального состояния. Она становится свидетелем, как при помощи осознания и работы над собой можно менять жизнь, различать символы повседневной жизни.

В заключение хотел бы отметить еще раз, что учение, которое я даю моим ученикам, - это толчок к самораскрытию психологического и духовного. Осознание в процессе работы над собой является одновременно и средством, и самим процессом. Раскрываясь, вы становитесь, как личность, и развертываете свои скрытые возможности, горизонты мировозрения. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога