Я могу измениться

Как остаться собой среди множества, 

среди толпы, которая кишит вокруг.

Шпиттелер

 

Продолжая мысль о том, как мы должны заниматься самокоррекцией в нынешнее непростое время, сегодня остановимся более детально на вопросе «Могу ли я измениться?». Он звучит всегда на первых психоаналитических сессиях, и, как мы с вами понимаем, является главной подсказкой о том, что спрашивающий страдает от неуверенности в возможностях собственного «Я». В этом случае я отвечаю: «Вы можете всё, но только, если будете практиковать осознание!». Практика показывает, что когда вы наблюдаете здесь и сейчас за своими мыслями, действиями, эмоциями и ощущениями, которые, как правило, сегодня негативные, то вы оказываетесь на перекрёстке возможностей. Об этом перекрёстке, как символе, говорится в сказках, русском фольклоре, который хорошо изобразил художник Виктор Васнецов на своей картине «Витязь на распутье». На камне написано: «Как пряму ехати - живу не бывати - нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролётному; направу ехати - женату быти; налеву ехати - богату быти». В сказках чаще говорится: «На развилине путей-дорог лежит Вещий камень, а на нём надпись: «Направо пойдёшь – коня потеряешь, себя спасёшь; налево пойдёшь – себя потеряешь, коня спасёшь; прямо пойдёшь – и себя, и коня потеряешь»».

Как мы понимаем, мы всегда находимся на своем перекрёстке и имеем возможность двигаться в четыре направления: вперёд, направо, налево и назад. Давайте попытаемся в контексте нашего материала дать толкование этим направлениям. Когда мы осознанны здесь и сейчас, созерцаем направления внутреннего взора внутри своего «Я» и вовне, мы приобретаем возможность изменить себя и своё бытие. Будучи на своем перекрёстке, мы должны осознавать, что фольклор передает нам учение:

- Когда пойдёшь прямо, то столкнёшься с очередным уроком, неизвестным для тебя. Смотри: готов ли ты к этому психологически и духовно? В другом случае ты убежишь обратно, то есть произойдёт регресс внутреннего «Я», и ты опять будешь в начале пути. Мы часто наблюдаем, как человек, будучи психологически не готов к браку, бизнесу и т. д., после некоторых попыток регрессирует. Это происходит, потому что он не осознан, без опыта и не готов расчищать, убирать возникшие препятствия (страхи, комплексы, тревожность, инфантильность и т. п.) и сделать движение вперёд приятным, познавательным процессом приобретения духовного опыта. По этой причине надпись «Как пряму ехати - живу не бывати - нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролётному» предупреждает об осознании серьёзности продвижения по пути бытия. Согласно модели психики З. Фрейда без осознания и развития своего «Я» не будет продвижения в плане духовного и психического ни Ид, ни Эго, ни Супер ЭГО. Если толковать фольклорную подсказку с точки зрения закона триединства (Святой троицы), то в случае неготовности нашего «Я» к духовному продвижению, в нашей сущности не сможет сдвинуться вперёд ни Инь (женская энергия), ни Ян (мужская энергия), ни святой дух (жизненная энергия, которая возникает и существует только при гармоничном взаимодействии Инь и Ян). 

- Когда пойдёшь направо – мы можем толковать, как осознание своих возможностей, связанных с правым полушарием головного мозга и женского пространства (Я-Инь). Это - творчество, интуиция, проявление любви, заботы и т. п. Фольклор подсказывает нам, что, когда мы идём в плане психологического и духовного развития в это пространство, мы приобретаем способность гармонично контактировать с Энергией Инь и всем, что с ней связано в нашей сущности. По этой причине мы читаем: «направу ехати - женату быти». Слова из сказки «Направо пойдёшь – коня потеряешь, себя спасёшь» можно толковать следующим образом. Конь символизирует инстинкты, которые управляют человеком, если он недостаточно осознан, имеет слабое Супер Эго. Поэтому, «уходя направо», человек освобождается от зависимости Ид (животных инстинктов) и, хорошо контактируя со своим бессознательным через правое полушарие, приобретает и спасает себя. 

- Когда пойдёшь налево – мы можем толковать как осознание своего мужского пространства (Я-Ян), в том числе и своих возможностей левого полушария головного мозга. Слова на камне «налеву ехати - богату быти» говорят о том, что, уходя больше в развитие левого полушария, мы приобретаем такие мужские качества, как ум, агрессивность, самоуверенность, надёжность, рациональность – всё то, что помогает человеку приобрести социальный статус и материальное благополучие. Слова «налево пойдёшь – себя потеряешь, коня спасёшь» дополняют наше толкование. Духовно не развитый человек, уходя в рациональность, гонку за статусом и материальным благополучием, может себя потерять, а конь (животные инстинкты) берут верх над Супер Эго. 

Тут возникает вопрос: а что произойдёт, если я пойду назад? Если это - неосознанный поступок, то это может быть большой проблемой. Например, алкоголик регрессирует в младенчество из-за неспособности адаптироваться к требованиям взрослой жизни. Животный инстинкт получения удовольствия от оральной зоны при помощи баночки, бутылки, бокала и т. п. побеждает его и делает зависимым. Символически на бессознательном уровне он возвращается к соску материнской груди. Такое отступление назад, как вы понимаете, пагубно…

Другое дело, если человек осознан. В таком состоянии вы можете спокойно делать паузу в своей жизни, отойти немного назад для более чёткого созерцания и понимания, где вы здесь и сейчас в своём жизненном пространстве и какие шаги осознанно делать дальше.  

Страх как препятствие к изменениям 

Не только моя практика, но и примеры из вашей жизни показывают, что страх сковывает человека и не позволяет жить полноценно. Учитывая, что изменения нашего «Я» зависят от способности проникать в тайную область бессознательного, не трудно догадаться, что присутствие страха осознать свои проблемы создаёт ещё больше проблем. Яркий пример сказанного — это случаи, когда больной психосоматическим расстройством пытается вылечиться у врача, не задавая при этом себе главный вопрос: «В чём смысл моего заболевания?». Находясь под влиянием страха, человек не может работать с причиной болезни, психического расстройства. Он остаётся под влиянием триггеров, приведших к проблеме.

Осознание страха открывает для вас возможность освободиться от старых проблем. Работая со своим страхом, вы поймёте, что он внутри вашего «Я» сформировался давно, влиял до сих пор на ваше здоровье, судьбу. Для того чтобы изменить всё это, помимо работы с психоаналитиком, я рекомендую выполнять различные психотехники. Например, напишите историю своего страха. А именно: что передалось в этом плане на бессознательном уровне от родителей, а также историю развития вашей личности. Описывая историю своего страха, вы увидите много полезного для использования в вашей работе по изменению себя и своей жизни. 

Сопротивление к работе над собой 

Оно также является серьёзным препятствием к изменению себя. В его основе - страх приблизиться к своим проблемам, осознать их, сделать выбор и измениться. Практика показывает, что сопротивление срабатывает на первых сессиях, а также при выполнении различных практик, рекомендованных психоаналитиком. Например, я говорю после сессии: «Практикуйте дыхательную технику Х и попытайтесь осознать, как, где и с кем работает ваш триггер!». На очередной сессии спрашиваю: «Вы практиковали то, что я вам порекомендовал?» Ученик, который ещё в стадии сопротивления, отвечает: «Нет».

Если вы осознаете своё сопротивление к своему изменению, то это уже половина успеха. Далее только остаётся осознанно работать с ним. А именно: осознать, как оно мешает вам в отношениях, в работе и жизни в целом. Осознавая момент сопротивления, почувствуйте, как здесь и сейчас реагирует тело. Снимите обнаруженное напряжение при помощи дыхательных техник и попытайтесь осознать (в том числе с помощью психоаналитика) бессознательный смысл обнаруженных мышечных зажимов.

Осознание таких моментов поможет вам укрепить свою веру в то, что сопротивление и страх — это всего лишь игра вашей психики, что всё это мешает вам расширить границы своего жизненного пространства, освободиться от оценки и таких чувств как обида, вина, тревога и т. п.

Результатом вашей работы с сопротивлением будет то, что вы сможете сделать свой выбор, не откладывать жизнь на завтра, действовать здесь и сейчас и т. д.

Далее прилагаю ранее опубликованный материал, который дополнит сказанное выше. 

Кому и почему трудно выбирать

При помощи этой статьи я хотел бы помочь читателю ознакомиться с невидимыми преградами, мешающими человеку быть способным сделать свой выбор. В ней я, как обычно, не стану предлагать фундаментальный теоретический анализ - она написана для того, чтобы каждый читатель понимал, о чем идет речь в ней, и, самое главное, нашел необходимую подсказку для практического применения и самоанализа.

Итак, трудность в плане выбора, как черта невротического характера человека, имеет свое начало в травматическом эпизоде детства или идентификации с моделью поведения родителей (кому-то из них также было трудно в плане выбора). В бессознательном ребенка формируется некая изначальная модель реагирования на свое окружение, восприятия себя, которая со временем, по мере развития ребенка кристаллизируется в неспособность сделать свой выбор. Обращая внимание на общий контур такой проблемы, мы можем увидеть, что она выражается в бессознательной тенденции человека к самоограничению и однообразию в жизни и мышлении. В общении пользуются только механической логикой, а эмоциональная сфера закрыта. Например, такой тип говорит в случае, когда ему надо принять решение о выборе: «Я думаю и так, и так, и это еще больше вводит меня в сомнение». Или девушка, страдающая от чувства неполноценности, не осознавая свой бессознательный страх перед мужчиной («как он меня воспримет», «я его не достойна» и т. п.) как серьезную преграду на пути своего выбора, говорит: «Где мне найти мужчину для отношений? Уже не те годы… Хороших мужчин не осталось» и т. д. В таких случаях очень важно не уйти в оправдание своего невротического видения и характера, а спросить себя: «Что скрывается под такими фразами?» Часто при помощи таких высказываний человек прикрывает сам от собственного осознания проблему затруднения в плане выбора между привычкой жить по-старому или шагнуть в новое, неизвестное. Я согласен, что освободиться от старых стереотипов поведения и эмоционального реагирования очень сложно, но при этом в процессе работы с клиентом помогаю осознать происходящее и потренироваться в принятии решения жить также в неврозе и дальше или по-другому.

Практика показывает, что чем больше человек задерживается в невротической модели «не могу принять решение, сделать свой выбор», тем больше она охватывает внутреннее «Я», кристаллизируется и крепчает. Добавляются примеры для оправдания своей неспособности выбирать, увеличивается количество психических защит, и через некоторое время все это психоэмоциональное содержание определяет характер человека.

Анализ показывает, что уход от выбора в раннем детстве используется неосознанно для спасения себя в конфликтной, опасной для существования ситуации. Например, девочка, наблюдая за конфликтом родителей и постоянно слыша их вопрос к ней, кого она любит больше, испытывает психологическую травму: «Я не могу никого выбрать, боюсь потерять обоих». В итоге в дальнейшей жизни для нее выбор всегда будет отягощен этими негативными переживаниями и станет большой проблемой. Подобные случаи из моей практики показывают, что проблему выбора порождает конфликт между необходимостью выбирать и нарастающей тревогой и неуверенностью: «правильно ли я поступаю?». В итоге единственным спасением для невротика в такой ситуации является подавление импульса своего желания, уход от выбора, который далее только усугубляет существующую проблему на фоне сожаления, роста неуверенности и аутоагрессии.

Не выбирая, невротик как бы уходит от конфликта, который в его представлениях мог бы быть. Это поведение подсказывает, что в основе проблемы выбора может стоять и страх перед конфликтом. Например, пережившая травму физического или эмоционального насилия со стороны отца-психопата, во взаимоотношениях с мужчиной бессознательно (каждый раз, когда ей нужно будет выбирать, принимать и озвучить свое решение) будет подавлять в себе свои решения и желания, оставляя последнее слово за мужчиной. В ее неосознанном восприятии так безопаснее. Словами эти ощущения во время анализа выражаются примерно так: «Лучше промолчу и откажусь от своего выбора, чем разозлить тирана».

Человек с невротической чертой «затрудняюсь выбирать» бессознательно заинтересован в том, чтобы тревожиться и сомневаться. Как вы думаете почему? Анализ показывает, что невротик так ведет себя, дабы оправдать свое состояние: «Я не могу выбрать, потому что…», прикрыться от осознания происходящего внутри «Я». Представьте себе, что делал бы невротик, если бы не тревожился, доверял своему окружению. Тогда ему надо было бы признать, что проблема неспособности выбирать не вовне, а в нем самом, и то, что вместо перекладывания решения на других и прозябания в неврозе нужно будет выбирать, брать ответственность и действовать. Но с невротическим стилем жизни всегда трудно расстаться. Благодаря нему невротик ощущает, что он хоть как-то живет, чего-то стоит. Проблема выбора, как стиль жизни, является единственным видением мира и себя. Это так, потому что невротик не испытал другого образа жизни, также как австралийский абориген не испытал, как жить в зимних условиях. Например, мужчина говорит, что все женщины, которые были у него, видели не его, а его деньги. Тогда я спрашиваю его: «А что мешает вам выбрать для себя другой стиль жизни, в отличие от этого, который применяете столько времени?»

Известно, что современный невротик всегда неосознанно загоняет себя в ситуации, соответствующие его невротической проблеме. Вспомним поговорку «Свинья всегда грязь найдет».  Она относится и к поведению невротика: он всегда найдет ситуацию, отражающую его невротический стиль. Например, человек с проблемой выбора притянет ситуацию, в которой (в его восприятии) к нему будут несправедливы, будут обижать его и мешать ему делать свой выбор. Видимо, загоняя себя в очередную ситуацию, в которой «нет выбора», он получает удовлетворение от своего невротического убеждения «Этот мир всегда не оставляет мне поля для моего выбора» и оправдание неспособности сделать свой выбор.

За долгие годы анализа я пришел к выводу, что невротическая личность, имеющая проблему выбора, помимо переживания страхов, сомнений в полноценности собственного «Я», занимается коллекционированием отрицательных примеров для оправдания своего состояния. Одна моя клиентка сказала по этому поводу: «Если я вижу очередной пример неудачи в супружестве друзей, окружающих, я на некоторое время успокаиваюсь и думаю: «Значит я права, что так долго выбираю мужчину». Конечно же, такое поведение приводит невротика в очередной тупик бытия. Вместо решения своей проблемы он занят коллекционированием негативных примеров для оправдания своей неспособности быть и выбирать. Пока невротический стиль руководит им, он не хочет решить проблему, но при этом любит говорить о себе в ней. В беседе с другими отмечает, что окружение виновато в том, что он не может сделать свой выбор в создавшейся ситуации.

Один мой клиент прислал мне следующее сновидение: «Я возвращаюсь домой по привычной мне дороге…  Вдруг осознаю, что иду по неизвестной дороге. Я испугался и проснулся». Толкование такого сновидения привело его к мысли, что он до сих пор боится самостоятельных действий, особенно в случае, когда ему нужно принять собственное решение, выбрать.

Зависимость и выбор

Конфигураций семьи, в которой возможно возникновение невротической зависимости, очень много. Главное, на что нужно обратить внимание в данной проблеме, - то, как ведет себя мать по отношению к ребенку, его ответные действия, отношения между мамой и отцом, а также состояние их половой роли (мужественность, женственность). Например, если отец из-за своих страхов и психокомплексов отстраняется от воспитания ребенка, то тогда создаются благоприятные условия для того, чтобы ребенок «прилип» к маме. Безусловная любовь мамы на фоне отсутствия эмоционального контакта с отцом формирует в психике ребенка установку, что «там» (отец, социум и т. п.) плохо, а «здесь», рядом с мамой всегда хорошо. Далее эта установка порождает сильный страх перед сепарацией, взрослением, который в свою очередь мешает мальчику стать зрелым мужчиной, девочке - женщиной. Он и она воспринимают мир как опасность, как сплошной стресс, в котором не они решают и выбирают, а другие. Это происходит потому, что отец не показал, что мир безопасен, что любовь нужно зарабатывать, выбирая и действуя. Практика показывает, что в таком психологическом раскладе у мальчика и у девочки в юношеском и более взрослом состоянии возникают серьезные проблемы во взаимоотношениях с противоположным полом. Они думают, что их все должны любить, принять так же, как и мать. Но реальный мир другой, он предлагает равные отношения, неприятен, а иногда приносит и боль. Не будучи способными адаптироваться к таким зрелым отношениям, и он и она убегают назад к маме, которая из-за своего материнского взгляда (он и она остаются для нее всегда детьми) мешает взрослеть.

Путь к взрослению, отрыв от матери может быть только в случае хороших отношений с отцом. Он дает модель для идентификации с мужественностью для мальчика, а для девочки играет большую роль в формировании ее женственности. Любовь отца нельзя получить просто так, ее надо заслужить собственным трудом. Такой подход помогает ребенку уйти от инфантильной позиции в активную, которая в будущем трансформируется в способность строить здоровые отношения с окружением. Например, для девочки это служит хорошей базой для построения отношений с противоположным полом, создания брака, здорового воспитания сына. Иногда можно услышать, как девушка говорит: «Я хочу родить только девочку». В таком случае она (возможно) выдает свою проблему, что плохо ориентируется во взаимоотношениях с мужским миром, что дочка воспринимается ее бессознательным, как что-то более известное и понятное.

 Бывает так, что мать также может не проявлять свою безусловную любовь к своему ребенку (например, когда мать маскулинная). В таком случае ребенок не может строить «здоровые» модели отношения с миром, не понимает себя, происходит регресс и уход в инфантилизацию. Он чувствует, что должен стать, быть и т. п., но не может отделиться, сделать свой выбор и уйти от матери в «свою жизнь». В зависимость толкают его такие противоречивые чувства, как желание стать взрослым, автономным, но с другой стороны - страх, что там «за пределами» не примут, не поддержат и не обеспечат безопасность. Один мой клиент, анализируя свои чувства, связанные с попытками отделиться от родительского дома, сделать свой шаг в сторону независимости, сказал следующее: «Когда я попадаю в ситуацию, где мне нужно принять собственное решение, действовать «здесь и сейчас», меня охватывает ужас, повышается температура, болит живот, сжимается позвоночник и т. п.». Да, это так. Невротически зависимый человек переживает свою трудность принять собственное решение, стать независимым, зрелым не только на эмоциональном уровне, но и на соматическом. Это говорит нам о том, что мир для незрелого, невротического человека - как сплошной стресс, как пространство экстремальных условий обитания.

Итак, причин, влияющих на проблему собственного выбора ребенка, очень много, и все они родом из отношений «родитель-дитя». Одна из них, помимо невротической зависимости – чувство вины.

Чувство вины и способность сделать свой выбор

Чувство вины играет огромную роль в неспособности делать свой выбор. Вина, как показатель присутствия невроза, возникает из негативных отношений с родителями. Например, гиперопека в виде ограничительного и критикующего характера может сформировать у ребенка ложное восприятие как себя, так и окружающего мира. К чему это приводит? К сомнению в собственном «Я» и неврозу со следующими контурами:

- Самообвинение во все происходящем: с собой, с другим, во всем мире. Если свидание не состоялось, то невротик винит себя. При этом он потом долго будет размышлять, как неправильно действовал, рассуждал и т. п. В итоге такого самообвинения он или она при возникновении ситуации сделать выбор впадают в ступор. Причина этому - страх сделать опять что-то не так и впасть в очередной виток самообвинения.

- Чрезмерная чувствительность к мнению со стороны. Это и страх неодобрения, критики и, самое главное, страх разоблачения его внутреннего «Я»: «А вдруг он, они узнают, кто я?» Настороженность в таком случае является главной преградой к способности выбирать. Карен Хорни, описывая невротическую тревогу, про таких типов пишет следующее: «В психоаналитической ситуации они могут утаивать важную информацию. Они воспринимают психоаналитический процесс так же, как преступник воспринимает судебное разбирательство; вследствие этого они всегда настороже, не зная, однако, в точности, какого разоблачения устрашаться. Чтобы избавиться от любого возможного упрека или сделать его несостоятельным, они соблюдают крайнюю осторожность, избегая ошибок и стараясь следовать букве закона».

Страхи и выбор

Практика показывает, что от страха потери страдают те, кто в детстве пережили травму раннего отлучения от матери, травму ухода отца из семьи или, наоборот, застряли под гиперопекающим крылом матери. Как проявляет себя этот страх?

В супружеских отношениях страх потери мешает разрешить конфликт, связанный с насилием. Например, жена не может выбрать между разводом и мужем-тираном. Мешает ей сделать свой выбор глубинный страх потери близкого человека и боль одиночества, уже пережитые в детстве. Я говорил выше, что однажды пережитый (особенно в раннем младенчестве и детстве) страх со временем закрепляется в нашем бессознательном и потом, независимо от нашего сознания, управляет нами, особенно в ситуациях, аналогичных той, травматической.

Страх перед бедностью, помимо того, что загоняет человека в трудоголизм, делает из него машину для зарабатывания денег, привязывает к материальным ценностям. В них он видит себя, без них его нет. Такая эмоциональная зависимость в некоторых случаях мешает человеку быть свободным в своем выборе. Деньги сковывают любое его решение. Расставание с деньгами воспринимается им как потеря значимости и безопасности своего «Я».

Травма сексуального насилия также блокирует способность человека сделать свой выбор. Анализ подобных случаев показывает, что он или она бессознательно ограничивают себя в действиях и в целом свое жизненное пространство из-за страха допустить еще раз ужас насилия. Помимо этого, на выбор также влияют и чувства, связанные с подавленным травмированным «Я»: чувство неполноценности, полное самоотрицание и т. п. Известно, что эхо психотравм и проблема своего выбора всегда переносится на все сферы жизни, начиная от выбора покупки одежды и заканчивая выбором места в общественном транспорте. Низкое самовосприятие всегда заставляет невротика сомневаться, что он этого достоин (предмета, места, внимания и т. д.), сомневаться в правильности своего действия. 

Что делать, когда есть подобные проблемы?

Для решения проблемы, связанной с выбором, также как и в других случаях невротического расстройства, вам необходимо ее распознать. Это возможно при помощи вашего психоаналитика и собственной работы: самоанализ, медитация, выполнение различных психотехник и т. п. Когда вы узнаете свой невротический стиль, то далее можно приступить к его замене на новые модели бытия.

В процесс самоанализа включите упражнения по тренировке способности расслабиться. Только в расслабленном состоянии мы можем более качественно контактировать как с телом, так и с бессознательным. Без установления хорошего контакта со своей сущностью работа не пойдет. Я часто слышу, как мне говорят: «Я пытался медитировать, заниматься самоанализом, но ничего не получается». Тогда я спрашиваю: «А в каком состоянии ваше тело во время тренинга?» «Не знаю, не обращал внимания» - отвечает собеседник.

Итак, путь к себе начинается с хорошего контакта с телесным и психическим, который возможен только на фоне хорошей релаксации. Известно, что сегодня большинство настолько привыкли к эмоциональному и телесному напряжению, что воспринимают такую аномалию как норму. При работе с клиентом я иногда использую много времени и мастерства для того, чтобы человек вернулся к себе, своему телу и чувствительной сфере.

Упражнения по концентрации на свой внутренний мир и тело помогают нам не только расслабиться, как думают некоторые, - такое действие воспитывает и тренирует способность управлять своей психической энергией, соматическим состоянием, а в случае присутствия невротического конфликта, вредной привычки или телесного блока (биопатогенной зоны) дает нам возможность убрать их и далее не допустить их возврата.

Психотехника «Я могу выбрать»

 Далее я предложу технику, которая поможет вам стать совершеннее. Ее можно применять не только в работе с выбором, она пригодна для импровизаций на любые невротические темы.

Для начала выполните упражнение на расслабление. Садитесь в кресло и закройте глаза. Концентрируйтесь на мысли, которые всплыли на поверхность вашего сознания. Следите, как посторонний наблюдатель, как они текут, в какие ассоциации превращаются. Со временем скажите себе: «Я расслаблен, мысли исчезают, и я отдыхаю».

Далее концентрируйтесь на тело, начиная от подошв и кончая макушкой. Путешествуя внутренним взором, отмечайте те места в вашем теле, где есть напряжение. Отмечайте их словами: «Я осознаю тебя, напряжение, и хочу тебя познать». Не останавливаясь на телесном блоке, продолжайте созерцание и ощущение своего тела. После самоисследования почувствуйте все тело. Убедитесь, где напряжение спало, а где еще осталось.

Вернитесь к напряженному месту и концентрируйтесь на него. Медитируйте на это напряжение и ждите, что оно вам подскажет в виде образов, телесных импульсов, звуков и т. д. Не старайтесь с самого начала достичь идеального расслабления. Все приходит постепенно, в зависимости от вашей готовности и сложности вашей проблемы.

Далее концентрируйтесь на дыхание. Следите, как вы дышите, в течение 1-2 минут.

Далее представьте себе ситуацию, где вам было трудно обозначить свои личностные границы, сделать свой выбор. Проиграйте эту ситуацию на уровне вашего воображения. Посмотрите на уровне внутреннего взора, как выглядят преграды на пути к свободному выбору. Попытайтесь их максимально понять и прочувствовать: откуда родом эта трудность, с кем из вашего окружения она связана, как она влияет на вашу жизнь в режиме «здесь и сейчас», и как вы можете ее трансформировать.

Заканчивая данную статью, хочу еще раз отметить, что от того, как вы сможете выбрать «здесь и сейчас», зависит не только судьба, но и здоровье.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога