Воображение как инструмент саморегуляции

Опыт - это путь к себе реальному.
Афоризм недели

Тема визуализации воображения в плане саморегуляции сегодня очень актуальна и полезна для практического применения. Это объясняется тем, что информация подается ежедневно преимущественно через зрительный канал в виде образов и символов. Наша психика перегружается ежесекундной, мощной атакой символов, фигур, красок и т. п., транслирующихся с экранов телевизора и компьютера. Под воздействием информации, которую мы наблюдаем, получаем осознанно и неосознанно, трансформируется и наше воображение. Оно создает соответствующие мыслеформы, так называемые устойчивые полевые образования, которые в свою очередь со временем формируют наше представление о себе и окружении. Как определить ту часть психики, которую мы называем воображением? Прежде всего, нужно сказать, что это - некий экран, за которым наблюдает наблюдатель. А кто он?  Это наше сознание. Обратите внимание – СО–ЗНАНИЕ. Само слово «сознание» говорит нам о том, что это - некая способность нашей психики знать в сотрудничестве с кем-то. А с кем? С вселенским Разумом (Богом). Итак, воображение - это информация, которая независимо от того, осознаем ее полностью или нет, присутствует, влияет на себя, развивается. Также могу предположить, что оно постоянно взаимодействует с информацией индивидуального, коллективного и общего информационного поля, принимая ту или иную форму в зависимости от силы источника информации. Например, если источником является невротическая мать, то в воображении ребенка будет доминировать информация, транслирующаяся из психики матери. Другой пример: если источник информации специалиста в области рекламы профессионален и подается через каналы с особой силой и частотой, то воображение человека будет под контролем этой информации. Я полагаю, что в словаре по психологии определение воображения не достаточно раскрывает сути этого процесса. В частности, в Большом толковом словаре (ARTHURS.REBER, 1985, 1995) читаем: «Воображение. Процесс переструктурирования образов памяти из прошлого опыта и прежде сформированных образов в новые конструкции…» (с.148) Я бы добавил то, что отметил выше: «Процесс переструктурирования образов памяти из прошлого опыта, идущих из индивидуального, коллективного бессознательного и общего информационного поля, и прежде сформированных образов в новые конструкции».
Известно, что наш разум (наше «Я», состоящее из сознательного и бессознательного (индивидуального, коллективного и общего информационного поля)) постоянно создает нашу реальность материальную и психическую. Мы осознанно или неосознанно направляем поток информации и энергии «Я» вовне и внутрь своей сущности, приводя в движение электроны, атомы, молекулы и т. п. В итоге возникает материальный мир, то есть то, что мы имеем сейчас (будем иметь в будущем) в плане здоровья и вокруг себя (материального, событий и т. п.). Согласно Доктрины Майи материя есть проявление мысли (индивидуальной, коллективной, вселенской). Выходит, воображение, то есть мыслеформы, создают себя и все то, что касается психики, в том числе и память, которая участвует в работе воображения. Справедливо будет, если мы ответим на вопрос: что такое память, и какую роль она играет в процессе воображения?
Обратимся к вышеназванному источнику. Читаем: «Память. Психическая функция сохранения информации о стимулах, событиях, образах, идеях и т.д. после того, как оригинальные стимулы больше не представлены». Здесь мы можем добавить, что это - некая система хранения информации, имеющая вселенский масштаб (общее информационное поле). Мы, люди, имеем доступ к этой памяти настолько, насколько мы готовы в данный момент к осознанию данной информации. Если мы не готовы, информация индивидуального плана, коллективного уровня и сферы общего информационного поля недоступна.
В чем полезность и практичность данных знаний? Прежде всего, в том, что при помощи тренировки воображения наряду с другими способностями психики мы можем открыть себе доступ к любой информации и, соответственно, возможности. Например,  разумом, своими мыслями мы можем трансформировать свою реальность, поддержать на должном уровне здоровье, достичь просветления, защититься от энергоинформационного вторжения извне. Сегодня этот вопрос очень важен, так как помимо естественного процесса информационного взаимодействия, различные специалисты создают специальные технологии, реально влияющие при помощи образов, красок, сюжетов на психику человека с той или иной целью.
В процессе информационного воздействия (сегодня преимущественно визуального) мы впадаем в разные состояния (измененные формы) сознания. Если в давние времена на психику человека влиял только шаман, образы природы, то сегодня мы находимся под влиянием целого комплекса образов и переживаний, излучаемых пространством цивилизации. Это и опыт измененного состояния сознания после воздействия образов рекламы, алкоголя, наркотиков, интернета и т. п. Осознание этого делает нас способными сделать выбор «плыть по течению реки невежества» или начинать работать с полученной информацией и использовать ее для собственного просветления (сохранения здоровья и духовного самосовершенствования).
Внутренняя визуализация помогает сортировать полученные образы, обратиться за помощью к ПАМЯТИ, получить ценную информацию и материал для собственного развития. Как мы наблюдаем и понимаем, она может быть позитивной, а также негативно-деструктивной. Пример негативного результата: воображение Гитлера и мощная трансляция этой информации массам стала причиной второй мировой войны. Более современный пример: результат визуализации и воображение образа «демократии» в  психике политиков США и некоторых стран Западной Европы, его трансляция сегодня привели к многочисленным воинам в Африке, различным межнациональным конфликтам и т. п.
Итак, эти и другие примеры индивидуального и коллективного масштаба наглядно показывают, с какой силой воображение влияет на нас и наше жизненное пространство. Мысль, а потом и образ меняют не только состояние ума, но и тело, и окружение. Поэтому необходимо постоянно сохранять осознание себя и своего воображения. Такое занятие сделает вас способными управлять психической энергией. Вышесказанное, как и центральную идею этого текста, хорошо иллюстрирует следующая тибетская метафора: «Пастух, сознающий свою твердую власть над своими овцами и ягнятами может смотреть на игривость своего стада, никоим образом не будучи привязанным к этой игривости, или без попадания под влияние ее, и не наводя порядок или не поправляя ее. И хотя он может позволить им бродить вольно, когда они пасутся, он никогда не утеряет их из виду или не бросит их».
Большую часть времени своей жизни мы проводим в воображении, создаем там то, что определяет (основу и качество), как мы живем. Кто-то создает негатив, а кто-то то, что ему нравится и приносит духовный комфорт. Воображение есть та способность нашей психики, при помощи которой мы можем все осуществить или испортить в своей жизни. Это зависит от того, умеем мы осознанно управлять воображением или нет. Например, человек может осознанно выбрать те образы на уровне воображения, которые помогут поддержать внутреннее эмоциональное равновесие и хорошее здоровье. И далее активизируя их (через психотехники, медитацию и т. п.), он может развить в себе сверхвозможности, внутреннее просветление. Это объясняется тем, что во время медитации, выполнения психотехник, визуализации позитивных образов (например, для верующего - это образы святых), человек на энергоинформационном уровне трансформирует виртуальный образ (психическую реальность) в реальный. Другими словами, воображение является кораблем, на котором вы можете совершить любое виртуальное путешествие и материализовать освоенные энергоинформационные пространства, образы в своем земном мире. Оно - очень важный инструмент как в плане самокоррекции, так и постижения вселенского Разума в целом. Это нам доказывает наука, религия, пространство культуры и жизни в целом.

Немного истории развития вопроса

Я полагаю, что практика работы с образами как внешними, так и внутренними существует столько, сколько существует человечество. Она описана в древних трактатах индийских, тибетских философов, мыслителей античной эпохи и т д. Известно, что Платон, Аристотель в своих трудах дали определение визуального воображения и развили эту теорию. Античные мыслители рассматривали воображение как способность души, созидательную силу, направленную на познание внутреннего и внешнего мира. Развивали практику работы с воображением человека и на Руси. Согласно различным источникам русский этнос образовался в районе Верхнего Междуречья (около 40 тыс. лет до н. э.).
В Древнем Египте носителями знаний о практике визуального воображения были жрецы. Известно, что древнеегипетские жрецы практиковали данные знания в секрете от остальной массы народы, используя их в магии, ритуалах и целительстве. То, что помимо остальных практик жрецы использовали работу с образами в различных состояниях сознания, наряду с другими древними источниками, говорит известная «Египетская книга мертвых».
Искусство владения практиками визуализации мы встречаем и в источниках, описывающих жизнь таких государственных образований в Древней Месопотамии как: Шумер, Ассирия, Вавилония, Аккад. Они использовали воображение в лечебно-магических ритуалах, изгнании духов, черной и военной магии, гадании и т. п.
В Древней Индии воображение наряду с другими психотехниками и различными философски-религиозными системами применялось для познания внешнего и внутреннего мира. Одно из ярких направлений - это Йога. С санскритского «йога» переводится как «соединение, единение».
В Древнем Китае работа с воображением использовалась, как и в других культурах, в культовых практиках, воинских искусствах, в медицине и религиозных обрядах.
В христианской культуре практика воображения играет большую роль. В храмах появляются различные образы святых, которые играют роль пускового крючка внутреннего воображения, трассового религиозного состояния верующего.
Воображение, как познавательная и творческая способность, стала центральной темой в XVII—XVIII в.в. Значительный вклад в изучение визуального воображения внесли научные труды Леонардо Да Винчи, достаточно много размышлявшего на эту тему. Известный представитель немецкой классической философии И. Кант в своих трудах развивает мысль, что без воображения человек не смог бы развиваться и познавать. Далее эту мысль, наряду с философами, доработал основатель психоанализа З. Фрейд. В своей теории, которую потом развили К. Г. Юнг, А. Адлер и др., он показал, что работа с воображением помогает человеку познать свое бессознательное, эффективно использовать ресурс внутреннего «Я».
           
Воображение детей и взрослых

Практика показывает, что в детстве человек больше живет в воображаемом мире, чем в реальном. Ребенок при помощи фантазий, мечты, грез разукрашивает свой мир, защищается от запретов и контроля взрослых, имеет хороший контакт с общим информационным полем. Помимо этого, у ребенка способность воображать выражается в сновидении. В сновидении он продолжает развивать тему своих переживаний. В случае психотравмы ребенок может спастись в воображаемом мире, а также может развить тот или иной тип психозащиты. Например, раньше (70-е, 80-е годы), когда не было компьютеров, ребенок жил в своем придуманном, воображаемом  мире при помощи книги, уголка на чердаке, шалаша на окраине деревни, пещеры и т. п. Сегодня на первый план в жизни ребенка выходят технические средства: компьютер, телефон, телевизор, аудиоплеер и т. п. Наблюдения показывают, что весь этот «суперпродукт» цивилизации мешает развить у ребенка воображение, загоняет в зависимость, изоляцию. Игры, где есть непосредственный контакт с природой, чтение книг, в отличие от компьютера и телевизора, развивают творческое воображение, учат тому, как работают законы жизни, повышают способность к адаптации.
Как будет развиваться воображение ребенка, всегда зависит от способности взрослого воображать, фантазировать. Например, воображение ребенка сильно развивает совместное с родителем чтение, рисование, путешествия и т. д. К сожалению, сегодня дети мало двигаются, соприкасаются с природой, чаще играют в компьютерные игры, мало читают, смотрят мультфильмы и фильмы ГОЛИВУДСКОГО ПОШИВА, которые больше травмируют детскую психику, чем способствуют развитию личности. О том, в каком состоянии способность воображать, говорят непосредственные случаи работы с детьми и подростками. У них очень слабо развита способность контактировать с собственной чувственной сферой, визуализировать образы, играть, рисовать и т. п. Как правило, у таких детей невротичные родители. Для ребенка образовательный процесс в детском саду, школе становится большой проблемой. Про них чаще говорят примерно так: «Он плохо учится», «Учеба плохо дается», «Лентяй» и т. п. Для родителя говорить так проще. Тяжелее признать: «Да, это результат того, что мы мало вовлекали его в игры, чтение, развивали его воображение… Чаще оставляли его у компьютера, телевизора, а сами занимались собой». Исследования показывают, что способность воображать развивают хорошие отношения «родитель-дитя», ситуация, когда в семье много детей, есть возможность хорошо контактировать с природой, рядом оказываются хорошие педагоги.
            Способность воображать у взрослого, как вы догадываетесь, напрямую зависит от того, какое у него было детство. В своей практике я сталкиваюсь с взрослыми клиентами, у которых заблокировано не только воображение, но и способность проговорить то, что их волнует. То, что у взрослого воображение ограничено, объясняется тем, что по мере взросления социум, психотравмы, а также наследие из прошлого блокируют все уровни его сущности (тело, психику, энергоинформационный уровень). Проще говоря, взрослый не может свободно воображать (это заметно во время практики) из-за своего приобретенного невротического ПАНЦИРЯ. Тотальная блокировка (эмоциональная, телесная, энергоинформационная) мешает ему быть спонтанным, ассоциативно мыслить, видеть образы, обратиться к памяти и т. п. Такая неспособность в свою очередь делает его более напряженным на всех уровнях «Я», создает проблемы в супружеских отношениях, в профессиональной деятельности и в плане здоровья.

Способность управлять своим воображением дает большие возможности!

Человек, умеющий визуализировать свой внутренний мир, осознанно управлять своим воображением, успешен. Он может управлять своими внутренними ресурсами, скорректировать возникший сбой (расстройство), развить до бесконечности свои возможности, изменить свой внутренний и внешний мир. Этот факт подтверждают люди, занимающиеся психотерапией, йогой, другими творческими и духовными практиками. Визуализируя образ желаемого, мы создаем все условия, чтобы то, что мы вообразили, появилось в нашем реальном жизненном пространстве. Это происходит потому, что, воображая, мы структурируем мир внутри и вокруг себя. Например, если девушка, пострадавшая в прошлом от плохих отношений с отцом, наблюдала непривлекательный образ жизни мамы, то эти образы («Быть в браке отвратительно», «Роль жены – ад») могут развиться в ее воображении и создать определенный сценарий судьбы. Но осознание этого может помочь ей приступить к саморегуляции, повернуться к своим внутренним негативным образам и избавиться от них. Практика показывает, что это возможно только в том случае, когда мы поворачиваем луч сознания на сущность, образ проблемы и начинаем с ней работать. Концентрируясь на них, мы начинаем видеть, как и когда мы используем этот негативный образ, как мы вокруг него создаем остальные страшные картинки и т. п. Такая работа позволяет нам сказать себе: «До сих пор я кормил этот образ, теперь я познакомлюсь с ним и постепенно поменяю на другие, более приятные, полезные картинки для меня». Могу сказать, что, поступая таким образом, вы не только устраняете блоки, проблему, но одновременно получаете опыт самокоррекции, новые духовные переживания.
Когда клиент спрашивает: «Как избавиться от моей проблемы?», я отвечаю: «Сначала надо ее осознать, поблагодарить за подсказку и лишь потом создать для себя что-то новое…». И, действительно, проблема - это всего лишь вызов внутреннего «Я» на новые действия, при помощи которых вы приобретаете новый опыт, становитесь мудрее. В таком случае вы не только можете создать новую реальность вашей жизни - при помощи визуализации воображения можете успешно изучить язык, написать книгу, научиться хорошо водить автомобиль, построить дом и т. д. Я, например, использую воображение постоянно. Один из случаев - это предварительная визуализация маршрута перед дальним автопутешествием. Я вхожу в состояние расслабления, просматриваю весь маршрут до конечного пункта. В пространстве воображения я визуализирую, как я еду без проблем, без ДТП, создаю образ, что меня не останавливает ни один инспектор ГАИ, как я приезжаю в конечный пункт бодрый и в хорошем настроении. В итоге всегда это дает хороший результат. Пробуйте, тренируйтесь, и вы узнаете свои возможности…
            Приступая к тренировке своего воображения (мысленной визуализации), вы должны понимать, что это - серьезный процесс создания реального мира и трансформации своего «Я» (телесного, психического, энергоинформационного уровня). Мы можем создать «негатив», а также «позитив» внутри и вокруг себя. Эти знания помогут вам дальше относиться более серьезно к тому, какие мыслеформы вы создаете и поддерживаете в своем воображении. Практика показывает, что человек сегодня отвлекается на все, что угодно, только не на себя, не на свое воображение и на то, что он в итоге получает в реальности. Результат такого пассивного состояния - рост агрессии, недоверия, предательство, количество и формы психосоматического сгорания и т. д.
            Подводя промежуточный итог вышесказанного, можно сказать, что человек, развивающий свою способность воображать, открывает для себя путь к сверхвозможностям в плане:
- поддержания психосоматического и духовного здоровья;
- развития способностей ясновидения, телепатии, исцеления, творческого, научного проявления и т. п.;
- построения гармоничных отношений «Я-Я», «Я-Ты», «Я-Они»;
- получения информации из бессознательного (индивидуального, коллективного и общего информационного поля);
- поддержания творческого долголетия;
- и т. д.

Практическая часть

После того как я дал вам несколько подсказок о визуализации воображения, мы можем перейти к практической части, где вы познакомитесь с полезными упражнениями и психотехниками. Они, как и весь остальной практический путь, дадут вам опыт, как тот или иной феномен жизни есть и действует. Выполняя их, вы убедитесь сами, как при помощи работы со своим воображением можно развить свое глубинное видение, познать максимально свои состояния сознания, тела, двигаться в сторону своей целостности.  Практикуя, вы скоро осознаете, что ваше воображение, как и весь остальной мир, не есть что-то отдельное от вашего «Я». Это понимание поможет вам более осознанно управлять энергиями космоса внутри и вне своей сущности.

Сосредоточение на пламени свечи (упражнение выполняется в темной комнате)

Поставьте зажженную свечу перед собой на расстояние 1-1,2 метра. Пламя должно быть на уровне глаз. Садитесь в кресло. Концентрируйте свой взор на пламя. Старайтесь не моргать, не думать ни о чем. Продолжительность – 3 мин. После 3-х минут концентрации взгляда на огонь свечи резко поверните голову, закройте глаза. Удержите образ пламени на уровне внутреннего видения (воображения). Упражнение помогает улучшить способность сосредоточиться на воображении и подготавливает к практике медитации и более серьезным психотехникам.

Визуализация и трансформация своих фантазий, мечты

Начните с самого простого. Начинайте тренироваться в том, чтобы сосредоточиться «здесь и сейчас» на своих фантазиях, мечтах и всем том, что показывает вам сейчас на внутреннем экране ваше воображение. Наблюдайте и распознавайте возникшие образы. Для начала попытайтесь проанализировать их (можно этим заниматься совместно со своим психотерапевтом). Если они негативные, замените их приятными образами. Фиксируйте ваши ощущения, изменения на психосоматическом уровне в отношениях с другими, событиях и т. п. Работайте таким образом над своим воображением постоянно. Постепенно вы увидите, что ваше воображение может не только вредить, но и приносить много пользы.

Психотехника «Визуализация проблемы и ее коррекция при помощи чакр»

Приступая к выполнению этой психотехники, вы должны удалиться в место, где нет шума, и вас не побеспокоят.
Ход выполнения психотехники
Садитесь в кресло. Выпрямите позвоночник, освободите диафрагму от напряжения (это помогает привести в равновесие энергию тела, открывает путь энергоподачам). Согните шею, опустив в расслабленном состоянии подбородок напротив адамова яблока (это помогает улучшить дыхание). Опустите расслабленный язык на основание нижней челюсти (пробуждает жизненную силу). Расслабьте мышцы лица и тела.
Далее концентрируйтесь на уровне внутреннего взора на проблему, которую вы хотите разрешить. Пристально изучите образ вашей проблемы: форма, величина, цвет, температура и т. д. Почувствуйте, какие эмоции, чувства возникают сейчас у вас, когда вы созерцаете образ проблемы. Фокусируйте свое внутреннее внимание на них. Далее концентрируйтесь на чакры.

Муладхара (первая чакра, стихия: земля)

Первая чакра расположена внутри между мошонкой и задним проходом у мужчин и в области шейки матки, на границе с влагалищем, у женщин. 
На уровне воображения представьте себе, что вы из пространства чакры Муладхара созерцаете образ вашей проблемы. Наблюдайте и фиксируйте все то, что происходит с образом проблемы, какие чувства, образы, символы приходят сейчас во время созерцания к вам. Запомните их.
Информация в помощь к толкованию! В Кундалина Йоге говорится о том, что в этой чакре соединяются 72000 нервных окончаний (копчиковое сплетение). Она на энергоинформационном уровне соединяет нас с землей, одновременно являясь ее представителем в нашей сущности. Помимо того, что она на физиологическом уровне помогает нормальному функционированию выделительных функций, она также поддерживает функционирование нашего инстинкта самосохранения.
В гармоничных отношениях чакра хорошо работает, помогает адаптироваться, быть здоровым, долгожителем, дает уверенность во всех формах общения и силу. В общении, используя энергию и информацию первой чакры, вы можете дать другому человеку уверенность, силу, чувство стабильности и радости.
Плохое, конфликтное общение является показателем, что первая чакра закрыта. Это приводит человека к тому, что он неуверен, эмоционально нестабилен, безволен и т. п. В общении тревожен, в глубине души подавляет агрессию, мечтает унизить, уничтожить свое окружение. Часто такие типы страдают от депрессии, панической атаки, ревности. На физиологическом уровне при блокированной чакре возникают такие психосоматические расстройства, как: доброкачественные опухоли матки, прямой кишки, предстательной железы, геморрой, остеохондроз и радикулит.

Свадхистана (вторая чакра, стихия: вода)

Чакра Свадхистана расположена в половых органах, в паре с Муладхарой являются энергоинформационной базой, отвечающей за здоровье мочеполовой системы и функционирование детородной функции. Здесь формируется сексуальное влечение и потребность удовлетворить сексуальные желания. Вторая чакра соотносится с элементом воды.
На уровне воображения представьте себе, что вы из пространства чакры Свадхистана созерцаете образ вашей проблемы. Наблюдайте и фиксируйте все то, что происходит с образом проблемы, какие чувства, образы, символы приходят сейчас во время созерцания к вам. Запомните их.
Информация в помощь к толкованию! Когда чакра открыта, работает хорошо, то человек способен на многое. Он энергичен, может развить свой талант до бесконечности, активен, с хорошим воображением, способен обольстить, соблазнить, иметь в целом половую харизму. Мужчина сексуален, мужественен, женщина женственна, хорошо выполняет свою материнскую и в целом половую роль (женственность).
В случае, когда чакра закрыта, общение становится проблемным. Главная причина этого в том, что мужчина и женщина становятся ложными. Они не могут строить глубинные крепкие отношения, ведут беспорядочную половую жизнь, страдают от психосоматических расстройств половой системы, депрессии и потери интереса к жизни.

Манипура (третья чакра, стихия: огонь)

Третья чакра расположена в районе пупка. На уровне воображения представьте себе, что вы из пространства чакры Манипура созерцаете образ вашей проблемы. Наблюдайте и фиксируйте все то, что происходит с образом проблемы, какие чувства, образы, символы приходят сейчас во время созерцания к вам. Запомните их.
Информация в помощь к толкованию! Этот энергоинформационный центр регулирует здоровье желудочно-кишечного тракта, связывает нас с родовой энергией (энергоинформационной пуповиной рода). Манипура на энергоинформационном уровне является условной границей перехода от животных инстинктов (Id) к истинно духовно-человеческим качествам (Эго и СуперЭго).
Хорошо работающая чакра дает возможность человеку приобрести власть, достичь карьерного и материального успеха. В общении такой человек (используя энергию третьей чакры) будет бессознательно стремиться доминировать над другим, учить, направить, в нужный момент поставить на место. Работа с этой чакрой делает человека способным осознавать и понимать происходящее в отношениях. Когда Манипура закрыта (нарушена ее работа), человеком в общении управляет жадность, гордыня, гнев, амбициозность. При длительной разбалансировке этой чакры у человека, помимо расстройства отношений и психоэмоционального состояния, могут появиться следующие психосоматические расстройства:
  1. Сахарный диабет. Это расстройство соматики показывает, что человек страдает долгое время от раздражительности, ему не хватает «сладкой» жизни, то есть он не способен радоваться, любить и т. п.
  2. Желчекаменная болезнь - является показателем, что блокировка третьей чакры делает человека раздражительным, не способным адекватно строить отношения с окружающим миром.
Эти и другие расстройства, также как и затруднения в общении, могут быть подсказкой, что надо работать над вопросом, как вы выходите на уровень осознания и понимания происходящего.

Анахата (четвертая чакра, стихия: воздух)

Четвертая чакра расположена между сосками в центре груди. Называют ее еще «центром Сознания Христа» и главным духовным центром нашей сущности.
На уровне воображения представьте себе, что вы из пространства чакры Анахата созерцаете образ вашей проблемы. Наблюдайте и фиксируйте все то, что происходит с образом проблемы, какие чувства, образы, символы приходят сейчас во время созерцания к вам. Запомните их.
Информация в помощь к толкованию! Анахата связывает душу, бессознательное и сознательное «Я» (разум). Ее силовые элементы: излучение и прием духовной информации. По силе вибраций этот энергетический центр самый мощный. Соединение информации и силового поля вибраций в этой чакре позволяет ей перекрыть вибрации всех чакр и энергетических каналов и точек. При помощи нее в общении мы передаем информацию на уровнях всех сфер бытия. Она может создать любые вибрации, начиная от радости и кончая гневом. Когда чакра работает хорошо, в общении мы излучаем добро и мудрость, можем подержать другого и исцелить, осознанно соединяемся со всеми спектрами чувств, усиливая их. Когда работа чакры расстроена, заблокирована, человек не может любить, сделать бескорыстный поступок, быть добрым и т. п. В таком случае могут возникнуть психосоматические расстройства сердечно-сосудистой системы, у женщин - заболевания молочных желез, нарушение лактации и т. п.

Вишудха (пятая чакра, стихия: эфир)

Проекция этой чакры находится во впадине на основании шеи (яремной ямке).
На уровне воображения представьте себе, что вы из пространства чакры Вишудха созерцаете образ вашей проблемы. Наблюдайте и фиксируйте все то, что происходит с образом проблемы, какие чувства, образы, символы приходят сейчас во время созерцания к вам. Запомните их.
Информация в помощь к толкованию! Сфера деятельности - регуляция эмоционального состояния в общении. Через этот центр происходит прием и передача эмоционального состояния в отношениях «Я-Ты», «Я-Они». От этого энергетического центра зависит то, как мы информационно взаимодействуем на другого, других при помощи речи. Вишудха помогает нам самовыражаться, получить информацию из высших, духовных чакр (Аджна, Сахасрара), открывает доступ к сфере знаний. Вилочковая железа является силовым генератором чакры Вишудха. Через нее от нижних чакр проходит силовой поток энергии. Когда чакра работает хорошо, в общении мы можем воздействовать словом, помочь человеку в тяжелой эмоциональной ситуации, проговорить возникшую ситуацию и т. п. Когда работа этого центра нарушена, то в общении мы наблюдаем, как человек проявляет упрямство, агрессию и самоуверенность. На физиологическом уровне в таком случае страдают щитовидная железа, паращитовидная железа, вилочковая железа, ЛОР-органы.

Аджна (шестая чакра: интуиция)

Эта чакра, как и все остальные, очень важна для общения. Она расположена между бровями, в центре лба. Ее называют еще «третьим глазом».
На уровне воображения представьте себе, что вы из пространства чакры Аджна созерцаете образ вашей проблемы. Наблюдайте и фиксируйте все то, что происходит с образом проблемы, какие чувства, образы, символы приходят сейчас во время созерцания к вам. Запомните их.
Информация в помощь к толкованию! Сфера деятельности этого энергетического центра - ясновидение, телепатия, интуиция. Пребывая в этом центре во время общения, мы можем уловить ту невидимую, неосознанную информацию, которая нашему рациональному «Я» недоступна. Другими словами, шестая чакра - это прямая связь с бесконечным источником универсального знания и мудрости в каждом из нас.
Используя в общении возможности этой чакры, вы можете руководить другим человеком, добиться того, чего вы хотите и т. п. Это происходит потому, что эта чакра (при хорошей работе) соединяет человека с общим информационным полем, делает его способным получать информацию, которая недоступна основной массе человечества. При блокировке этой чакры человек становится рационалистом (горе от ума), излишне контролирует себя и других, тревожен, плохо ориентируется в своем жизненном пространстве. Психосоматические расстройства в таком случае очень тяжелые. Это: рассеянный склероз, паркинсонизм, доброкачественные и злокачественные опухоли головного и спинного мозга, заболевания эндокринной системы.

Сахасрара (седьмая чакра)

Седьмая чакра представляет собой нечто большее. Это некий энергетический венец, который парит над головой (родничком).
На уровне воображения представьте себе, что вы из пространства чакры Сахасрара созерцаете образ вашей проблемы. Наблюдайте и фиксируйте все то, что происходит с образом проблемы, какие чувства, образы, символы приходят сейчас во время созерцания к вам. Запомните их.
Информация в помощь к толкованию! Монахи сбривают волосы на этом месте, обнажая высшую точку – «безграничное спокойствие», «индийский 1000-лепестковый лотос», «Божественную искру в кетер», через который космический свет проходит в тело. Сахасрару называют «Вратами Спасения», «Десятыми Вратами» и «Коронной Чакрой». Ее назначение - энергоинформационная связь с другими людьми и высшими энергоинформационными системами (общим информационным полем). Она является на энергоинформационном уровне проекцией эпифиза. В этой чакре, благодаря усиленной работе над собой, открытию предыдущих чакр, человек достигает высшего опыта просветления, испытывает чувство полной самореализации.
Человек, достигший такого состояния, может все: управлять своим психическим здоровьем и способностями, исцелять, контролировать тело и разум, других людей, стихии. Человек с развитой Сахасрарой умеет строить гармоничные отношения. «Информационная грязь» не пристает к нему. Он может быть пророком, крупным ученым, духовным учителем.
Когда седьмая чакра закрыта, она смещена, человек страдает от различных психических расстройств, начиная от невроза и кончая тяжелыми психозами. Жизнь у него тусклая, наполнена депрессией, наркотиками и алкоголем. Сегодня подобные проблемы можно наблюдать достаточно часто. Например, ребенок не может учиться, много мужчин и женщин курят и пьют, растет количество людей, страдающих от психических расстройств. Естественно, в общении такие люди могут принести только вред.

Следующий шаг выполнения психотехники

Обратитесь к своей памяти и вспомните положительный, приятный, комфортный образ. Поместите его в пространство той чакры, которая отрицательно (ощущение, образ и т. п.) откликнулась на образ вашей проблемы. Фиксируйте все ощущения, символы и образы, которые возникли сейчас в ходе этой работы.

Завершение выполнения психотехники
           
Концентрируйтесь на дыхание. Понаблюдайте, как протекает вдох-выдох. Далее перестаньте это делать. Не думайте ни о чем, в том числе и о том, что вы делали сейчас. Не анализируйте свои впечатления о произошедшем. Превратитесь в Пустоту. Побудьте некоторое время в этом состоянии (3-5 минут).
            Далее откройте глаза, сделайте глубокий вдох и выдох. Потянитесь руками вверх, как вы это делаете утром после пробуждения. Запишите полученный опыт в дневник здоровья. Полезно полученный материал использовать для дальнейшей работы над собой, в том числе и со своим психотерапевтом.

Литература
1.                          Ханнанова Ф.Г. Медицинские аспекты применения приборов центра информатики «ГАММА-7». (Записки психиатра). Уфа. 2007.
2.                          Bugental J.F.T. The art of the psychotherapist. New York et al. 1987.
3.                          Большой толковый психологический словарь. Артур Ребер (Penguin) Том 2. (П-Я): Пер.с англ. -  М.:Вече.АСТ. 2000. -560с.
4.                          Шапиро Д. Телоразум: рабочая книга: Как тело и разум работают вместе / Д.Шапиро; Пер.с англ. О.А.Долговой. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2004.-217, (7)с.
5.                          Шакти Парва Каур Хальса. Кундалини Йога: Поток бесконечной силы. ООО «Йога Экс-Пресс». 2010. с. 13.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога