Осенняя депрессия. Что делать?

Обман исходит не от Бога, а от злонамеренности, страха и слабости.
РЕНЕ ДЕКАРТ

После написания и публикации очередного материала у меня никогда нет ощущения, что работа над тем или иным вопросом завершена. В этой статье я продолжу излагать те данные, которые получил и продолжаю получать в повседневной практике. В предыдущей статье мы с вами обсудили вопрос о том, что путь к исцелению - внутри нас. Сегодня мы продолжим разговор об этом. Мы поговорим о сезонной депрессии, которая является одним из вариантов невротической депрессии, и, как правило, проявляется осенью и весной. К этому подтолкнул ряд событий и многочисленные запросы моих учеников. Одно из событий - расстрел студентов в Керчи. Я не собираюсь давать полную характеристику этому преступнику (этим, я думаю, занимаются коллеги из силовых структур), а позволю себе несколько замечаний. Помимо выдвинутых версий, я могу допустить, что убийца страдал от депрессии. Об этом говорит его поведение перед трагедией, а также информация о том, что он воспитывался только мамой. Психоанализ показывает, что в таких семьях дети вырастают неуверенными, с комплексом неполноценности, с чувством обиды. В школе, в социуме, как правило, они испытывают, что их не ценят, не любят, эмоционально подавляют и т. д. Поэтому внутри вынашивают идеи самоубийства, мести… Нападая на социум, свое окружение, они на бессознательном уровне мстят отцу и матери, которые не смогли дать эмоционального тепла, базового доверия к себе и миру, сделали их несчастными, изгоями, неполноценными, лишили любви. К сожалению, в современном мире таких типов становится все больше и больше. Причина одна - рост психически нездоровых молодых людей. Об этом говорит и Сью Клеболд, мать учащегося, который в школе Колумбайн (США) убил 13 человек. В своем выступлении перед очередной аудиторией она говорит, что в США 70-80% психически нездоровых людей не могут получить качественную профессиональную помощь. Никто из их окружения не обращает на это внимания. Замечают такого человека только тогда, когда происходит трагедия. Я думаю, что у нас происходит то же самое, особенно после развала СССР. Практика показывает, что опасность вышесказанного в том, что 2 процента самоубийц, страдающих от депрессии, убивают еще кого-то.
Сегодня депрессия встречается все чаще и чаще и, как пишет М.М. Решетников, к 2020 году депрессия займет второе место среди психических заболеваний, которые станут ведущими причинами инвалидизации населения. Помимо этого, стоит напомнить, что депрессия у женщин наблюдается почти в 2 раза чаще, чем у мужчин. Когда мы говорим о сезонной депрессии, то мы должны понимать, что причины этого расстройства всегда скрыты в недрах внутреннего «Я» человека. Об этом говорят данные, полученные во время психоаналитической практики. Как я уже отметил выше, депрессия чаще наблюдается у детей из неполных семей, детей, воспитанных нянями и родителями с психическими расстройствами. В таких семьях отсутствуют хорошие базальные отношения «ребенок-родитель», есть дефицит любви, заботы и внимания. Ребенок на бессознательном уровне вследствие всего этого получает негативную картину самовосприятия и мира. Он испытывает подавленность, тревогу и чувство вины. Снижена способность к самоосознанию и контролю, мир воспринимает через призму своей душевной боли. Некоторые могут скрывать это состояние, поэтому окружение не может адекватно действовать, прогнозировать его действия в будущем.
У такого типа осень с приходом холодов и «умиранием» природы на бессознательном уровне ассоциируется с психотравмой холодных отношений с родителями, одиночеством и смертью, то есть с семейной травмой. Помимо этого, есть и вторичные причины развития этого расстройства. Это проблемы (дополнительные стрессы, психосоматическое сгорание) вследствие невротического перенапряжения с регулированием уровня сератонина, повышением выработки мелатонина, снижением витамина D. Внутреннюю картину влияния расстройств психики и физиологических процессов подтверждают данные из моей практики. Например, во время первых встреч ученики говорят: «Я не сплю, мучает тревога, снижено настроение, ничего не хочется делать, испытываю чувство вины и т. п.». Помимо подобных жалоб, страдающий испытывает симптомы психической анестезии, деперсонализацию, снижение интереса к жизни, чувство вины, отсутствие аппетита, появление мыслей о самоубийстве, разнообразные, как я уже отметил выше, вегетативные и нейроэндокринные расстройства, нарушения сна и других витальных функций. 
Итак, вы должны знать, что депрессия часто проявляется как симптом, который указывает на то, что в вашем бессознательном возник невротический конфликт. Этот конфликт внутри «Я» приводит, в свою очередь, к низкой стрессоустойчивости,  психосоматическому напряжению и потере энергии. Одна ученица во время первой сессии сказала по этому поводу следующее: «Вроде и причин для расстройства нет. Живем в достатке с мужем… Дети и внуки также живут хорошо… Я испытываю усталость, нет настроения, в будущем не вижу ничего хорошего». 
Причина невротической депрессии, как я уже отметил выше, глубоко вытеснена в недра бессознательного. Усталость, ощущение безнадежности, трудности с концентрацией внимания затрудняют работу в психотерапевтическом пространстве. По этой причине работая с проблемой, человек чаще избегает какой-то темы, сопротивляется, говоря о том, что ему сегодня нечего сказать. Подобные формы сопротивления говорят о том, что как раз это пренебрежение вызвано огромным вложением негативных чувств в этой области, которые он пока не готов осознать. Для него они очень болезненные и вызывают пугающие реакции. По этой причине на первых сессиях с учеником нужно говорить на более «безопасные темы», которые помогут подойти к вытесненным чувствам и успешно их проработать. С приходом осознания у ученика уходит сопротивление, он постепенно становится способным наблюдать происходящее: как в теле, так и на психологическом уровне. На уровне внутреннего взора он наблюдает за той частью «Я», которая в депрессии. Например, как и когда снижается настроение, в какой части тела больше усталости, как выглядит внутренняя картина ощущения бесполезности либо безнадежности и т. п. В процессе дальнейшей работы внутренний наблюдатель концентрируется все больше и больше на то, как выглядит и проявляет себя депрессивная часть «Я», чтобы осознать информационную составляющую депрессии. Например, какие эпизоды детства всплывают во время концентрации и проговаривания депрессии, с кем она связана из окружения, как резонирует с актуальной жизнью здесь и сейчас, какая она по форме, цвету, температуре и т. д. Работая с моей помощью над причиной депрессии, ученик начинает видеть, осознавать программы, идущие из его семьи, рода в целом. По этой причине я предлагаю ответить себе на вопрос: «Что передали мне предки на бессознательном уровне, из-за чего сегодня я страдаю таким образом?» Известно ведь, что с момента рождения наша семья оставила отпечатки верований, образов, которые здесь и сейчас на бессознательном уровне управляют вами. Особенно это заметно невооруженным глазом, когда кто-то из родителей страдал депрессией. Я знаю много случаев, когда из-за депрессии совершали самоубийство целые поколения подряд: дед-отец-сын.
Нередко ученики спрашивают о том, как передается депрессия - генетически или на психологическом уровне.  Я отвечаю, что и так, и по-другому. Все зависит от того, как вы смотрите на этот вопрос. Вспомним (а кто не знал, подскажу), что квантовая сила «проявляет» свою энергию в физическом мире как «волна» и как «частица». В 1965 году Джон Стюарт Болл  доказал экспериментально, что результат, который вы хотите получить, зависит от того, на что вы сконцентрированы и что хотите на бессознательном уровне видеть. Невротик сконцентрирован на травматических отношениях в детстве, то есть на депрессивном состоянии, поэтому со временем под влиянием стрессовых ситуаций, в нашем случае «негативных» крючков, для него сезон (осень, весна) провоцирует депрессию. Его психика на это запрограммирована, и поэтому он от этого страдает до тех пор, пока не начинается процесс осознания и перепрограммирования себя на более качественную жизнь. Это происходит в тот момент, когда, как я писал в предыдущей статье «Решение проблемы внутри нас», в результате работы над собой вспыхивает инсайт: «О, как интересно работает моя психика! Вот что я еще должен осознать, для того чтобы быть счастливым и здоровым, а не наступать на грабли моего рода!»

Что делать?

Говоря о практических шагах, которые мы делаем во время исцеления от депрессии, мы должны понимать, что помимо концентрации на внутреннюю картину психического расстройства нам всегда нужно тренировать своего внутреннего наблюдателя. Часть этого «Я» должна не вовлекаться, оставаться отделенной от невротического конфликта, быть максимально осознанной. В результате такой практики внутренний наблюдатель не позволяет развиться невротическому конфликту, сохраняет внутреннее равновесие и изменяет психоэнергетическое состояние. Как это происходит? – спросите вы. Очень просто: вы начинаете более отчетливо видеть свои старые программы, а именно: как они возникают в виде эмоций, образов и заставляют вас действовать тем или иным образом. Когда вы это осознаете, то вы на уровне осознанности укрощаете их и заменяете при помощи тренировки другими психологическими программами. Например, после полного осознания сущности беспокойства меняете его на уровне визуализации на внутреннюю ровность, спокойную тишину. При этом вы должны понимать, что освобождение от депрессии, как и от других форм невроза, не происходит сразу. Освобождение и приобретение внутренней осознанной тишины происходит постепенно. Негативные мысли, образы трансформируются в позитивные. Далее они помогают легче находиться в поле приятных эмоций, телесных ощущений и привлекательных конструктивных действий. А все это в итоге меняет качество вашей жизни.
С самого начала вы должны признать, что с вашей психикой что-то происходит. Вы не в настроении, испытываете подавленность, тревогу и чувство вины. Ни в коем случае не нужно обманывать себя, что «у меня все в порядке, и я сниму депрессивное состояние алкоголем, медикаментами, убеганием в виртуальный мир, шопингом и т. п.». Нужно вернуться к себе, я бы сказал даже, повернуться к себе. Хотя, как показывает практика, в самом начале сопротивление к осознанию и работе над своей проблемой очень сильное. Обычно в таких случаях говорят: «некогда», «потом, сейчас у меня более важные дела», «а, может, пройдет и так». Психоаналитики, зная о сопротивлении в самом начале терапии, помогают постепенно повернуться к своему травмированному «Я», снизить тревогу и недоверие. Работая с аналитиком, вы можете и сами повернуться к тому, что вам сложно вспомнить, о чем тяжело говорить. Как правило, это травмы из раннего младенчества и эдипального периода развития. По мере адаптации к менее травматичным событиям, которые являются фундаментом сегодняшней депрессии, вы можете в дополнение к работе с психоаналитиком в расслабленном спокойном состоянии подойти к истокам более болезненных событий. Визуализируйте их, попытайтесь увидеть, как они еще выглядят на уровне внутреннего взора, какие эмоции и телесные ощущения вызывают. Поступая таким образом, вы увидите, что за этими пугающими образами, которые создавала до сих пор ваша психика, есть часть вашего «Я», которая сильна и спокойна. Что все образы и связанные с ними болезненные переживания поддаются трансформации.  Об этом я более детально написал в статье «Когда возможно исцеление» (29.07.2018). В частности, я отметил и думаю, что это стоит повторить еще раз: психика, мозг и тело пластичны и способны вернуться к норме в том случае, когда человек готов работать над собой.
В самом начале также важно знать, что старые невротические программы будут сопротивляться вашей работе. Невротическому «Я» удобнее жить по написанному когда-то сценарию, даже если он похож на триллер. Зная о том, что депрессивный человек на бессознательном уровне ищет утраченный рай (хорошие отношения с мамой и отцом), вы далее должны повернуться к осознанию того, как эта травма работает здесь и сейчас в отношениях с близкими, какие чувства и с какой интенсивностью проявляются к партнеру и окружению (разочарование и потеря друзей, смена работы и т. п.). Это можно сделать параллельно работе с психоаналитиком. Практикуя это в виде концентрации на возникшие чувства, образы, вы со временем заметите, что приобретаете психологическое равновесие. При этом будьте готовы к тому, что нечто, непроработанное из глубин бессознательного, далее попытается сбить вас с толку. У вас может вернуться плохое настроение, бессонница, произойти обострение психосоматического заболевания, тревожить кошмарные сны. Не пугайтесь этого. Это - благо, показатель, над чем вам еще нужно поработать в плане осознания смысла вашего расстройства.
Итак, по мере приобретения психоэмоциональной устойчивости регулярно работайте в плане осознания смысла происходящего здесь и сейчас. Найдите общее из вашего прошлого и болезненных для вас ситуаций сегодня. Вы можете помочь в этом примерным вопросом: «О чем мне говорит то, что со мной происходит сейчас?» По мере продвижения в плане терапии вы начнете осознавать, что практически создаете свое «Я» заново, но при этом продолжаете быть готовыми к тому, что на поверхности вашего сознания будут всплывать недоверие, страх потери, чувство беспомощности и т. п. Быть готовым означает быть осознанным здесь и сейчас. Когда я говорю о приобретении взрослого «Я», эмоциональной устойчивости, я имею в виду то, что вы ежедневно при помощи осознания будете осознавать все больше и больше серые оттенки внутреннего «Я», душевную боль, которая раньше доминировала над вами. Сказанное выше хотел бы добавить очередной метафорой, которая возникла в ходе психоанализа. Наше бессознательное как тень. Мы пытаемся приблизиться к ней и осознать, а она убегает от нас. Это вечно динамичный процесс развития. Осознание помогает уменьшить неопознанную тень. Мы становимся просветленными и на духовном уровне похожи на человека, над которым солнце светит в зените. Тени практически нет. В случае неосознанности и духовного невежества бессознательная часть проблемы похожа на тень в то время дня, когда солнце максимально приблизилось к горизонту, и потом вообще наступает ночь…
Работая с аналитиком над депрессивным состоянием, вы далее самостоятельно отследите, как удается быть эмоционально ровным. Тренируйтесь в этом, представляя, как вы жонглируете своим «Я», бросая его то в пространство горя, вины, то в пространство радости. Такое упражнение поможет вам стать хорошим наблюдателем, который больше не вовлечен в конфликт между любовью и ненавистью, плохим и хорошим окружением. Вы поймете, что, осознав этот конфликт, вы освобождаетесь от депрессии. Чувство утраты, гнев, скорбь и отчаяние еще будут давать о себе знать как в работе с аналитиком, так и в вашей самостоятельной работе. Но вы уже почувствуете, что это не тяжелая скорбь, как пишет М.М. Решетников, а обычная человеческая печаль. (1)
Продолжая работать над собой, вы должны знать, что трудности, которые возникнут на вашем пути, и длительность времени не должны вас расстраивать и расхолаживать. Наоборот, настройтесь на то, как эта работа интересна и полезна. Фокусируясь на этом, вы сможете далее прочувствовать все ваши чувства и использовать в вашей работе над собой все ресурсы. В этом очень хорошо помогает внутренний диалог и постановка различных вопросов. Например, спросите себя: «Кто мне нужен сейчас из моего окружения для успешной работы над депрессией? Какие знания я еще должен получить и какие способности развить?».
В заключение хочу сказать, что работа над своей депрессией сделает вас еще более опытным в плане понимания себя и других. По этой причине я сделал акцент на то, как осознать себя в омуте недостатка любви, гнева и вины. Преодолев это, вы начнете любить себя, а потом и других. И самое главное – вы поймете, что у каждого есть свой уникальный путь в депрессию и обратно.

Литература

1.      М.М. Решетников «Психоанализ депрессий», 2005 год.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога