Психосоматический иммунитет
Никто не может вас разрушить, кроме вас самих;
никто не может вас спасти, кроме вас самих.
Ошо Раджниш
Сегодняшний день, пандемию,
связанную с коронавирусом, необходимо принять, как важный этап в нашей жизни,
который, в случае осознания, учит нас многому. Мы должны задуматься над
происходящим, видеть и осознавать, что всё, что предлагал до сих пор капитализм
(ничего личного, только деньги, капитал), подтачивает психосоматическое
здоровье. Человек постоянно находится в стрессе, а стресс, как признала и
Всемирная организация здравоохранения, является одной из главных проблем
негативного воздействия на здоровье. Стресс связан с тем, что под жерновами
капитала современный человек теряет смысл жизни. Работа, в большинстве случаев,
не приносит удовольствия и не питает смысл жизни. Она, скорее, нужна для
выживания. Например, рабочий чувствует себя рабом в руках собственника, который
выжимает из него последние соки для своей наживы, чиновники не получают удовольствие
от своей деятельности, зная, что они - часть бюрократической системы и т. п. И
мы это наблюдаем, когда большое количество людей, жалуясь на бессмысленность, умирают
от онкологии, сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета, алкоголизма. З.
Фрейд когда-то сказал: «В тот момент, когда человек усомнился в смысле жизни,
он болен. …Задаваясь этим вопросом, он делает ни что иное, как подвергается
действию некоего фермента, производящего печаль и депрессию…». Сегодня это надо
знать, дабы не пропустить психосоматический удар по иммунной системе. Об этом я
предупреждал и в предыдущих публикациях. Например, в статье «Психическая
реальность и коронавирус» можете прочесть: «Человек постоянно получает негатив
в виде картинок с экранов ТВ и гаджетов, цифры заболевших и погибших, тексты
людей, охваченных тревогой и паникой…». Паника, кризис смысла жизни и т. п.,
как известно, держат человека долго в стрессе. А длительный стресс, как вам уже
известно, приводит к снижению работоспособности иммунной системы, а тем самым и
к психосоматическому сгоранию. В современных условиях - к вероятности
пострадать от коронавируса.
Анализируя происходящее,
я полагаю, что сегодня страдают и умирают те, кто из-за внутренних конфликтов
психосоматически ослабли и испытывают экзистенциальный невроз (во время
которого человека охватывают апатия, пустота, смутное недовольство и тревога). И
это происходит массово во всём мире! Как расстраивают подобные переживания
работу иммунной системы, помогают понимать и слова Ирвина Ялома из его книги
«Экзистенциальная психотерапия»: «Возникает ли болезнь или нет, зависит от
индивидуальной сопротивляемости агенту (то есть от таких факторов, как иммунная
система, питание и степень утомления): когда она понижается, то болезнь может
развиться, пусть даже токсичность и плодовитость болезненного агента не изменились».
Про сегодняшний день мы можем сказать, что люди, которые не справились с
коронавирусом на психосоматическом уровне, имели слабые защитные механизмы и,
помимо психосоматических заболеваний, страдали от экзистенциального невроза. Это
происходит потому, что такие типы более тяжело переживают стресс из-за
глубинного страха смерти, чувства потери смысла жизни, высокого уровня чувства
вины и тревоги. Они, как правило, сопротивляются осознанию того, как они живут,
и должны следовать замечанию Томаса Гарди: «Если это путь к Лучшему, то нам не уйти от того, чтобы как следует
разглядеть Худшее».
Многие, находясь в
стрессе, спрашивают про вакцину (когда она уже будет?) и про новые лекарства,
забывая о том, что они могут сами исцелить себя, поддерживая психоэмоциональное
состояние на должном уровне. Сегодня важно заниматься своей психикой и телом,
то есть отдыхать и вести правильный образ жизни. Для этого вам необходимо
повернуться к себе и осознать, какой вы, и где вы сейчас в своём жизненном
пространстве. Как я уже отметил выше,
сильный удар по иммунитету наносят тревога, потеря смысла жизни и, самое
главное, неспособность беседовать со своей душой. Сегодня я думаю, что каждый
может обратиться к своей душе с вопросами: «Как я живу здесь и сейчас?»,
«Насколько я напуган происходящим?» или «О чём говорит мне заболевший орган
(система органов?». В случае заражения коронавирусом спросить себя: «Почему я
стал уязвимым для вируса, страха, а другой, находящийся рядом (родственник,
сосед, коллега и т. д.), нет?». Этот вопрос касается и целых стран. Например,
почему в России, пострадало от вируса меньше людей, чем, например, в США? Я думаю,
что разница характеризует силу духа народа. Мы духовно сильнее американцев и
европейцев, которые психологически более инфантильны, не способны к преодолению
трудностей, психосоматически не устойчивы.
То же самое можно сказать
о здоровом человеке сегодня. Он не поддается панике, работает со своими
страхами, сохраняет психоэнергетический баланс. Такая работа над собой укрепляет
психосоматический иммунитет. Почему я ввёл термин «психосоматический иммунитет»,
также как когда-то ввёл термин «психосоматическое сгорание»? В предыдущих
публикациях я дал простое объяснение: потому что тело и психика - одно целое. И
для того, чтобы грамотно подойти к коррекции здоровья, не нужно понимать
иммунитет только с точки зрения биологической школы. Вот как звучит определение
с точки зрения биологии: «Иммуните́т (лат. immunitas - освобождение) человека
и животных — способность организма поддерживать свою целостность и
биологическую индивидуальность путём распознавания и удаления чужеродных
веществ и клеток (в том числе болезнетворных бактерий и вирусов).
Характеризуется изменением функциональной активности преимущественно иммуноцитов
с целью поддержания гомеостаза
внутренней среды». (Википедия)
Как вы видите, не хватает
слов о том, как «целостность и биологическая индивидуальность», «поддержание
гомеостаза» зависят ещё во многом от психологического состояния человека.
Например, в книге «Как защититься от сгорания в семье и на работе. Часть 1»
(2008 г.) я писал: «…процесс сгорания сегодня правильнее будет назвать не чисто
эмоциональным (профессиональным), а психосоматическим, так как он охватывает
одновременно и психику, и телесный уровень». Поэтому я, предлагая термин «психосоматический
иммунитет», помогаю нам обратить внимание на те психологические факторы,
которые, наравне с биологическими, реально влияют на состояние нашей сущности в
целом. Например, важно знать, что помимо работы иммунного ответа на
биологическом уровне при столкновении организма с чужеродным в антигенном
отношении материалом необходимо уметь вовремя распознавать и адекватно
реагировать на негативную информацию (из вне или из бессознательного), которая
так же опасна для здоровья, как вирусы, бактерии и другие микроорганизмы.
Тренировка психики помогает нам укрепить психосоматическую защиту, формировать
способность адекватно реагировать на стрессовую ситуацию, и в нужный момент не
только на телесном уровне, но и на психологическом (бессознательном) вовремя
сработает способность отличить «своё» от «чужого».
Все эти подсказки помогут
нам вовремя повернуться к себе и спросить: «В каком состоянии мой
психосоматический иммунитет? Что мешает моей сущности нормально осуществлять
свои функции?» Эти вопросы, как и в целом работа над собой, сегодня важны ещё и
потому, что люди из-за развития современных технологий и невротизации забывают,
кто они есть, какая их миссия в этой жизни. Моё мнение: коронавирус дан нам для
того, чтобы мы одумались, перестали культивировать в масштабе агрессию,
тревогу, страх смерти, самоизоляцию и т. п. Всё это, как я сказал выше, делает
нас беспомощными и неспособными духовно эволюционировать.
Мы - частичка целого, и,
если мы обособляемся, закрываемся, то мы похожи на раковую клетку. Вспомните
советские времена. Люди общались, работали вместе. А что предлагает нам современный
мир? В беседе с мужчиной о том, что мы - частичка целого, я сказал ему: «Смотри,
ты говоришь, что мир жестокий. Но это ты говоришь! И, как я понимаю, твои
мысли и образы повёрнуты на жестокость, агрессию, страхи… То есть ты
постоянно находишься в тревожном, агрессивном состоянии. А это значит, что ты
сам страдаешь, и твоему окружению с тобой не комфортно. Обрати внимание, как
работает закон бумеранга. Ты обманываешь другого, тот, другой - следующего, и
через некоторое время это возвращается к тебе в виде обмана или несчастного
случая».
Такие беседы помогают
моим ученикам и собеседникам начать задумываться о том, как они живут, и почему
иммунная система их подводит.
Что помогает укрепить психосоматический иммунитет?
Анализ того, как вал
информации охватывает меня, какие мои невротические крючки цепляет, помогает
осознавать и вовремя предупредить возникновение негативных состояний паники,
хронической тревоги и стресса. Например, я говорю себе: «Как на меня влияет
стресс сегодняшнего дня? Какие эмоции, образы, голоса наблюдаю на сцене моего
внутреннего театра? Почему это сейчас со мной происходит?» Подобные вопросы во
время самоанализа и медитации помогают осознать происходящее, быть хорошим
наблюдателем, находясь вне поля воздействия стресса. Будучи хорошим
наблюдателем, вы осознаёте смысл происходящего, и вам доступны все внутренние
ресурсы для поддержания иммунитета на должном уровне.
Когда вы осознанны, то образ
сегодняшней угрозы, который интенсивно транслируется извне, разрушается и
больше для нашей психики он не опасен. То есть он перестаёт нас напрягать,
держать в тревоге, как и в случае, когда мы включаем свет в тёмной комнате и
видим, что там ходит не призрак, а кошка…
Итак, вам становится
понятно, что самая лучшая работа по укреплению иммунитета — это осознание, то
есть способность без страха «нырнуть» внутрь своего «Я» и всплыть обогащённым
опытом «Вот оно ещё как происходит!» Слова К.Г. Юнга «…человек пребывает в
психическом» помогают нам во время самоанализа осознать и нейтрализовать то,
что сегодня может навредить нашему здоровью. Скажу больше: занимаясь постоянно
осознанием, мы создаём адаптивные формы восприятия, мышления и поведения. Мы,
двигаясь по «спирали осознания», с каждым разом шире видим себя, окружающий
мир, а это означает, что мы качественнее контактируем с душой, телом и общим
информационным полем. Примером, как наладился контакт с бессознательным, может
служить сновидение, которое рассказал мне ученик: «Мне приснился сон. Я выхожу
из подвального помещения. А на выходе стоит озлобленная рысь. Бросается на меня
и хватает за правую руку, кусает кисть между большим и указательным пальцем… Я
пытаюсь освободить руку, другой рукой тяну за верхнюю челюсть рысь… И тут
появляется добрый большой медведь (а, может, лев) и одним махом отрывает голову
рыси. Освобождает мою руку… Я чувствую защиту…». Во время толкования ученик
сказал следующее: «Подвальное помещение — это работа с моим бессознательным
страхом. Медведь или лев — это та часть психики, которая помогает мне одолеть
страх. Правая кисть — это мои проблемы, которые сейчас возникли в бизнесе…»
Итак, наш иммунитет напрямую
зависит от того, насколько мы осознанно и постоянно стремимся осознать себя, проговариваем
внутренние конфликты и справляемся с ними, мотивами и страхами. При этом вы
должны знать, что в начале работы над собой внутренний мир выглядит смутно и пёстро.
Но это не должно вас пугать. Наоборот, приглядитесь к полученным подсказкам во
время психоанализа, толкования сновидений, выполнения психотехник и со временем
увидите, как бессознательный материал становится более понятным и действующим в
плане исцеления и изменения качества жизни.
Полезные психотехники!
ПСИХОТЕХНИКА «ПОЗНАЙ СВОЕ
ПРОСТРАНСТВО»
При помощи выполнения
данной психотехники вы сможете на уровне мыслеформ продиагностировать своё
психоэмоциональное и телесное состояние, укрепить иммунную систему.
Ход выполнения.
Устройтесь поудобнее в кресле или ложитесь на ровную твердую поверхность.
Закройте глаза. Руки и ноги не перекрещиваются. Сосредоточьтесь на дыхании.
Погружаясь в мягкий ритм своего дыхания, вы почувствуете, как волны
расслабления охватывают вас всё больше и больше. С каждым вдохом в вас
проникает приятная, расслабляющая энергия космоса. Внутренним взором вы
исследуете ваше тело, начиная от подошв и кончая макушкой. В случае обнаружения
мышечных блоков, неприятных ощущений в теле концентрируйтесь на них. С каждым
выдохом данный блок растворяется и выходит из тела. Ваше тело приятно
расслаблено. Ваше внутреннее «Я» готово к созерцанию своего биоинформационного
пространства.
Концентрируйтесь
внутренним взором на пространстве, которое находится впереди вас. Картинка
данного пространства становится всё четче и четче. Фиксируйте для себя то, что
вы видите сейчас в данном пространстве: предметы, ландшафт, люди, формы,
символы и т. п. Что вы чувствуете сейчас на психоэмоциональном и телесном
уровнях?
Далее переведите ваш
внутренний взор на пространство, которое находится справа от вас. Исследуйте
его так же, как и предыдущее пространство.
Далее переведите ваш
внутренний взор на пространство, которое находится позади вас. Исследуйте его
так же, как и предыдущее пространство.
Далее переведите ваш
внутренний взор на пространство, которое находится слева от вас. Исследуйте его
так же, как и предыдущее пространство.
Далее переведите ваш
внутренний взор на пространство сверху над вами. Исследуйте его так же, как и в
предыдущих случаях.
Далее переведите ваш
внутренний взор на пространство, которое у вас под ногами. Исследуйте его так
же, как и предыдущие пространства.
После выполнения данной
работы переведите ваше внутреннее внимание на дыхание. Ощутите тело. Вернитесь
к ощущению себя в настоящем и, когда будете готовы, откройте глаза.
Фиксация результатов.
Возьмите шесть листов бумаги (их величину вы сами определите) и нарисуйте
(каждое пространство на отдельном листе) увиденное во время выполнения
психотехники. После окончания данной работы расположите рисунки впереди себя в
виде креста.
Посмотрите внимательно на
них. О чем вам говорит каждый рисунок в отдельности и вместе взятые? Как
связаны они с вашей эмоциональной сферой, взаимоотношениями в семье и с другими
людьми, телесным здоровьем?
Свои наблюдения запишите
в ваш дневник здоровья (вести такой дневник я рекомендую всем своим клиентам и
слушателям моих семинаров и лекций). Записи можете проговорить со своим
психоаналитиком. Все эти мероприятия помогут вам прийти к способности к
внутренней (психоэмоциональной и телесной) саморегуляции и устранению кризиса в
супружеских отношениях.
КЛЮЧ-ПОДСКАЗКА
1. Пространство
спереди чаще содержит мыслеформы, связанные с нашим будущим. Поэтому то,
что вы увидите в этом пространстве во время выполнения психотехники, относится
к тому, как вы на бессознательном уровне программируете своё будущее. Например,
практика показала, что женщины, эмигрирующие в Финляндию и Германию, имеющие те
или иные проблемы с перспективой в будущем, во время выполнения психотехники в
этом пространстве видят следующие картинки:
– дорога, ведущая в
темный тоннель,
– черное пространство,
– болото и т. п.
Одним словом, они видят символы, характеризующие их
бессознательное психоэмоциональное отношение к своему будущему. К чему может
привести такое психологическое состояние, если от него не освободиться,
нетрудно догадаться.
У других клиентов пространство видится в картинках океана,
леса, широкой поляны с цветами и т. д.
Люди в вашем пространстве – это способность к общению, и,
наоборот, их отсутствие может служить подсказкой, что у вас есть проблемы в
общении с внешним миром.
2. Пространство справа
содержит мыслеформы, связанные с правым полушарием, нашей эмоциональной сферой.
Если мы видим в этом пространстве людей, то это может быть подсказка о нашей с
ними эмоциональной гиперпривязанности, любовных чувствах, ненависти и т. п.
Окраска пространства
может нам подсказать, в каком эмоциональном состоянии мы находимся сейчас.
Например, если в вашем пространстве доминирует красный цвет, это говорит о том,
что ваше эмоциональное состояние на пределе. Вы легко взрываетесь по поводу и
без него. Помимо этого, окраска может подсказать, в каком состоянии такие
системы и органы вашего организма, как сердечно-сосудистая система,
поджелудочная железа, щитовидная железа, левая почка.
Величина пространства
подсказывает вам, насколько вы эмоционально открыты для внешнего мира или
закрыты от него.
3. Пространство сзади
содержит мыслеформы, связанные с вашим прошлым. Показывает, насколько вы
зависимы или независимы от событий прошлого и имеете способность жить «здесь и
сейчас».
Сравнивая данное
пространство с первым (пространство спереди), вы можете получить подсказку:
двигаетесь вы по дороге жизни вперед или застряли в прошлом. Практика
показывает, что признаком динамики роста внутри личности является разница в
цвете пространств (прошлое темное, переднее светлое), величине пространств,
количестве людей и других символах.
4. Пространство слева
содержит мыслеформы, связанные с левым полушарием. Это пространство
рационального и социального. В этом пространстве вы можете находить ответы на
проблемы, связанные с коллегами по работе, с родственниками и обществом в
целом. Сравните пространства левой и правой сторон и получите подсказку,
насколько у вас гармонично или дисгармонично взаимодействуют не только
полушария, но и мужская (правая) часть тела и женская (левая) часть тела.
Дополнительную подсказку найдете в книге: Саракул А. Г. В болезнь и обратно.
СПб, 2004. 383 с.
5. Пространство сверху
содержит мыслеформы, относящиеся к вашей способности быть открытыми для
информации вселенной. Также символы, увиденные в этом пространстве, могут
указать на то, насколько вы поддаетесь влиянию и подавлению со стороны. Если,
например, человек во время выполнения психотехники видит над головой тёмный,
тяжелый потолок, это может быть подсказкой, что его внутреннее «Я» с детства
получило установку ходить со «склонённой» головой. Такие типы не могут сказать
слово «нет», тревожны, испытывают постоянное недовольство от чувства, что ими
постоянно манипулируют, психологически насилуют. И, наоборот, если человек
видит над головой бездонное пространство вселенной, голубое небо, это подсказка
о присутствии у него духовной и психоэмоциональной свободы.
6. Пространство снизу,
то есть под ногами, содержит мыслеформы, относящиеся к нашей способности стоять
на ногах. Другими словами, символы в данном пространстве показывают нам,
насколько мы психологически зрелы. Инфантильному человеку во время созерцания
данного пространства могут прийти такие картинки, как болото, грязь, пропасть и
т. п. В случае зрелости человек видит в данном пространстве мощные машины,
приятный, зеленый ландшафт, плодородные сады и т. п.
Внимание!
В данном комментарии «ключ-подсказка» я привел условное толкование некоторых
символов, которое даёт вам только подсказку к толкованию собственного
материала, полученного в ходе выполнения данной психотехники. Хочу напомнить
читателю, что видения (символы, цвета, звуки и в целом картины) ваших
пространств содержат сугубо вашу личную информацию, поэтому, приступая к их
толкованию, забудьте то, что вы прочитали выше.
Результаты толкования
материала, полученного при помощи психотехники, помогут вам поддерживать
телесное и психоэмоциональное здоровье на должном уровне.
ПСИХОТЕХНИКА «РЕСТАВРАЦИЯ
КАРТИНКИ ВНУТРЕННЕГО «Я»
Данная психотехника
успешно помогает снять внутренние причины кризиса в семейных отношениях.
Ход выполнения.
Устройтесь поудобнее в кресле и закройте глаза. Руки лежат на коленях, ноги не
пересекаются. Внутренним взором начинайте исследовать ваше тело изнутри,
начиная с подошв и кончая мышцами лица. Концентрируйтесь на каждом участке тела
(например, колени, копчик и т. д.), ненадолго выделяя следующие характеристики:
чувства, возникающие во время концентрации на данном участке, температура, цвет
внутреннего видения участка тела, тяжесть или легкость.
Далее сосредоточьтесь на
дыхании. Воздух входит и выходит. Входит и выходит. Далее обратитесь к своей
памяти и вспомните неприятный психотравматичный эпизод из вашей жизни
(актуальный или из прошлого). Он появляется в поле вашего внутреннего зрения и
становится всё чётче и чётче. С каждым вдохом и выдохом он становится всё чётче
и чётче. Концентрируйтесь на данном эпизоде и проследите на уровне чувств, что
вы испытываете сейчас к этому эпизоду из вашей жизни. После короткого осознания
своих чувств и ощущений на телесном уровне превратите этот эпизод в картинку и
переключите свое внимание на дыхание…
Далее вспомните приятный
эпизод из вашей жизни (актуальный или из вашего прошлого). С каждым вдохом он
становится всё чётче и чётче. Концентрируйтесь на данном эпизоде из вашей
жизни. Прочувствуйте, что вы испытываете на эмоциональном и телесном уровнях во
время созерцания положительного эпизода. После короткого осознания своих чувств
и содержания данного эпизода превратите его в картинку…
Далее мысленно возьмите
положительную картинку (она меньше по размеру) и приклейте ее на отрицательную
картину. Посмотрите, что есть общего и противоположного в содержании картин.
Чем они ещё отличаются и что это вам подсказывает…
Далее посчитайте до пяти
и на счет пять наблюдайте, как положительная картинка начинает расти и
постепенно полностью перекрывает отрицательную. Фиксируйте для себя, что вы
чувствуете на эмоциональном и телесном уровнях сейчас, когда отрицательная
картинка уступила место положительной…, повторяйте данное упражнение до тех
пор, пока не исчезнут отрицательные эмоции.
Рекомендации
1. Данную психотехнику
можно использовать параллельно с самоанализом во всех стрессовых ситуациях.
Данная работа поможет вам проработать последствия стресса здесь и сейчас, не
допуская их в бессознательное.
2. Психотехнику можно
выполнять перед сном, корректируя те или иные эмоциональные состояния, или в
качестве тренировки способностей психики и профилактики.
ПСИХОТЕХНИКА «ВЗГЛЯД СО
СТОРОНЫ»
Данную психотехнику мы
используем во время работы с клиентом над ситуацией, в которой ему из-за
эмоционального состояния тяжело занять место наблюдателя. Проще говоря, при
помощи данной техники можно помочь себе выйти из эмоционального водоворота,
получить способность не вовлекаться эмоционально во время провокаций извне.
Ход выполнения. После
выполнения любого упражнения на расслабление приступите к работе над конкретным
травматическим эпизодом из вашей жизни. Это могут быть взаимоотношения с
противоположным полом, конфликт на работе, тупик во взаимоотношениях с ребенком
и т. д.
Вспомните конкретный
отрицательный эпизод из вашей жизни (актуальный или из вашего прошлого).
Концентрируйтесь на нём до четкого прояснения всех деталей произошедшего в нем.
Без критики и оценки попытайтесь по-новому посмотреть на участников
происходящего. Что вы испытываете сейчас во время созерцания участников
происходящего на эмоциональном и телесном уровнях?
Далее представьте себе,
что вы сидите в кинотеатре в первом ряду и смотрите фильм о вашем отрицательном
эпизоде… Что вы чувствуете на телесном и эмоциональном уровнях сейчас, когда
наблюдаете за своим поведением в данном эпизоде со стороны?
Далее представьте себе,
что вы бабочка, которая села на спинку кресла в последнем ряду и наблюдает, как
вы смотрите на своё поведение на экране. Что вы чувствуете сейчас, когда вы
наблюдаете всё это?
Далее вы видите себя
птицей. Вы летите над кинотеатром высоко и представляете себе, как бабочка
наблюдает за вами, сидящим в первом ряду и наблюдающим за собой в отрицательном
эпизоде. Что вы чувствуете, когда всё это наблюдаете с высоты птичьего полета?
Далее представьте себе,
как вы выходите в Космос и наблюдаете Землю, там, на Земле, - место, где вы
живёте, кинотеатр, а в кинотеатре – себя, который смотрит фильм об
отрицательном эпизоде жизни. Что вы чувствуете, когда всё это наблюдаете из
Космоса?
Далее представьте себе,
что вы возвращаетесь на Землю. Фиксируете свои ощущения на уровне птичьего
полета, потом в кинотеатре в последнем ряду и далее в первом ряду. Что вы
чувствуете, когда всё это наблюдаете? Изменилось ли отношение к прежним
переживаниям и общее состояние тела и психики?
Рекомендации
Данное упражнение
помогает уйти от угрозы вовлекаемости в отрицательные эмоциональные ситуации.
Является хорошим профилактическим упражнением против синдрома
психоэмоционального сгорания.
Психотехнику можно использовать
и как упражнение духовного роста. Её можно выполнять перед сном или в паузах
для отдыха на работе.
Комментарии
Отправить комментарий