НЕВРОТИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ
КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПРИСУТСТВИЯ КРИЗИСА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВНУТРИ СЕМЬИ
Как показывают психоаналитическая практика
и исследования в области социальной работы, невротическая зависимость является
одной из главных проблем у современных детей, возникшей вследствие кризиса
семейных отношений.
Невротическая зависимость. Термин, обозначающий неосознанную чрезмерную зависимость от
другого, при котором один человек становится патологически связанным с другим
социально и эмоционально. |
Первый яркий пример из нашей истории,
загонявшей целые поколения в невротическую зависимость, - родители послевоенных
лет с установкой "Я сделаю все, чтобы мой ребенок не голодал и не страдал,
как я", а также родители детей 90-х, которые на фоне нестабильных условий
переходного периода, из-за своей неуверенности и тревоги старались
подстраховать везде и во всем свое чадо. Данные исторические события обострили
до кризиса взаимоотношения не только среди супругов, но и родителей с детьми. В
итоге ребенок, воспитанный в такой гиперопекающей тревожной (кризисной) среде,
не получает нужной модели для нормального движения к психологической зрелости.
Из-за тревоги и неуверенности, полученных в кризисной психоэмоциональной среде,
он уходит в иждивенческую позицию, ощущая себя комфортно за родительской
"стеной". Со временем жизнь начинает требовать более адекватных
взрослых действий (ответственность, решительность и т. д.) со стороны уже
невротически зависимого подростка, но он, не находя силы, убегает на психоэмоциональном
уровне под материнское крыло. В результате мы наблюдаем усугубление кризиса в
семье (взаимоотношения "жена - муж" и "родитель -
ребенок"). Далее невротическая зависимость создает ряд кризисов для
ребенка в его взрослой жизни. Яркий пример - уже совсем зрелые, на первый
взгляд, мужчина или женщина не могут справиться с требованиями взрослой жизни
(брак, работа, воспитание детей и т. д.), вследствие чего возникает множество
психоэмоциональных и экономических кризисных ситуаций внутри семьи. Это
происходит потому, что такие типы (мужчина и женщина) не могут себя реализовать
ни в социуме, ни в личной жизни. Приходит время, когда они начинают
конфликтовать и со своим опекуном (чаще это мама), пытаясь вырваться из
психологического плена. Вышесказанное подтверждает жизненная сцена, когда мама
с сыном ругаются, но и в то же время они не могут жить друг без друга. И мама,
и сын (или дочь) психологически не готовы отпустить друг друга.
Вследствие невротической зависимости
ребенок на психоэмоциональном уровне постоянно мучается и сомневается в
собственной состоятельности как зрелой отдельно взятой личности ("я
слаб", "я хуже всех", "я недостоин его (её) уважения"
и т. д.).
Конечно же, мы в данной работе специально
не делаем акцент на позитивном опыте общения ребенка с мамой. Причина такого
решения в том, чтобы аналитический материал по данной проблематике подтолкнул
читателя к собственному решению ("как должно быть в моем случае"):
войти в кризис семейных отношений со всеми последствиями или успешно разрешить
его.
Возможно, данный материал может быть тяжел
для восприятия читателя по следующим причинам:
- из-за внутреннего сопротивления к осознанию
собственных аналогичных проблем;
- из-за присутствия страхов и комплексов неполноценности.
Практика показывает, что невротическая
зависимость является центральным стержнем многих кризисных ситуаций внутри
семьи. Поэтому для того, чтобы научить вас, как предупредить семейный кризис,
далее мы проанализируем поэтапно, как мать и отец делают своего ребенка
невротически зависимым.
КАК РОДИТЕЛИ ЗАГОНЯЮТ СВОИХ ДЕТЕЙ В НЕВРОТИЧЕСКУЮ
ЗАВИСИМОСТЬ
Психоаналитическая практика показывает,
что мать начинает создавать психологический образ своего ребенка (каким он
должен быть) еще до рождения, а иногда и до зачатия. Ее образ со временем
переходит с сознательного уровня на бессознательный. Именно этот факт и
подтверждает форму и сам процесс передачи его на бессознательное ребенка.
Он получает команду, каким он должен быть, от мамы на вербальном уровне
(слова, в которых она выражает свое видение) и невербальном (действия, мимика,
эмоциональные реакции и т. п.).
Процесс передачи образа (каким я хотела бы
видеть тебя) ребенку со стороны мамы происходит на протяжении всего процесса
психосексуального развития. В одних семьях он происходит на позитивном фоне, в
котором участвует психоэмоционально зрелый отец, в других семьях ребенок
впитывает негативный фон семьи, где мама страдает от душевных противоречий, а
отец психоэмоционально незрелый (или отсутствует).
Инфантилизм. 1.
Состояние старшего ребенка или взрослого, которые по каким-либо причинам все
еще демонстрируют когнитичные и эмоционально-поведенческие характеристики
более младшего возраста 2. Любое специфическое регрессивное поведение,
характерное для детей младшего возраста, наблюдаемое в более старшем
возрасте. (БТПС, с. 326). |
Ситуация, в которой ребенок получает
позитивный опыт психосексуального развития, выглядит примерно так: мама и папа
удовлетворены своим положением как в полоролевом плане, так и в социальном. В
таких семьях рост ребенка сопровождается следующими поддерживающими
выражениями: "Мы тебя любим", "У тебя все получится",
"Ты способный(ая)" и т. д. Отец и мама стараются
воспитывать не словами, а своими действиями и поведением по принципу: "Делай
как я".
Когда ребенок рождается в кризисной семье,
то он получает негативный опыт воспитания и в итоге становится невротически
зависимым от родителей и окружения. Этот процесс, характеризующий кризис в
семье, можно проиллюстрировать следующим образом. Мать одинока в
психологическом или физическом плане. Родители имеют большие проблемы с
реализацией своего внутреннего "Я" как в социальной, так и в
полоролевой сферах. Ребенок слышит в свой адрес только негативные реплики. Они
бывают примерно следующего содержания: "Ты не оправдал(а) мои
ожидания", "Ты такой же, как твой отец", "Если ты будешь
лучше, я буду тебя любить", "Если ты будешь учиться хорошо, я буду
тобой гордиться". Общение происходит только через отрицание, раздражение
или рыночные отношения "ты - мне, я - тебе". Вследствие таких
кризисных взаимоотношений из-за накопленной тревожности, подавленной агрессии и
неуверенности ребенок становится склонным к невротической зависимости.
Итак, в позитивном случае общения ребенок
постоянно получает эмоциональную поддержку и подтверждение, что он - личность,
способная на психоэмоциональное существование и достойная позитивной
самооценки. Проще говоря, ребенок получает положительный опыт, как жить
социально и выполнять свою половую роль (для мальчика - мужчина, отец, муж, для
девочки - женщина, мать, жена), от родителей на вербальном уровне (слова) и
невербальном (поведение, биоинформационный уровень).
Невербальная коммуникация. Общий термин, охватывающий все аспекты коммуникации, которые
выражаются без использования внешнего произносимого языка. Жесты, положения
тела, выражения лица, факторы контекста, предвосхищение и т. п.,
все это попадает в сферу компонентов коммуникационной системы, которая
передает информацию без использования того, что является специфически
лингвистическим (БТПС, с. 494). |
Отрицательное влияние кризисной ситуации
(невротических родителей) на психику ребенка программирует его на
самоотрицание, неуверенность, тревожность, а тем самым на тенденцию к
невротической зависимости.
Например, если мать говорила ребенку, что
он плохой, что он не достоин любви и т. п., то в будущем в его бессознательном
будет работать программа: "Я не достоин любви, и меня могут отрицать и
бросить в любой момент". Практика показывает, что такие мужчины и женщины
боятся, что их отвергнут, и поэтому бессознательно цепляются за любого, кто их
принял, независимо от того, как строятся отношения и чувственная окраска. Рано
или поздно союз, где доминирует страх потери, набирает очередной виток кризиса
отношений (между полами и со своими детьми). Партнеры считывают их страхи
(страх потери опекуна) и начинают ими манипулировать, интуитивно зная о том,
что они никуда не денутся. Согласитесь: кризис в любой форме в таких ситуациях
неизбежен и никак не может быть благодатен для дальнейшей совместной жизни,
здоровья детей.
Как невротическая зависимость создает в
дальнейшем, кризис внутри личности и семейных отношениях мы далее покажем на
примере письма моей пациентки С. из города X. (пациентка дала разрешение на
публикацию данного отрывка с изменениями).
Здравствуйте, Андрей Георгиевич! Как я уже
говорила, мне 34 года. У меня двое детей, обе девочки, старшей 13, а младшей 4.
Выросла я в полной семье, с мамой и папой. И была очень счастливым ребенком.
Вот только одна беда, которая тянется за мною еще с детства, - я никогда не могла
быть одна. Я не ездила в пионерские лагеря (там не было мамы), а когда лежала в
больнице, моя бедная мамочка вынуждена была ходить ко мне по 2 раза в день.
Хотя я никогда и не была общительным человеком. У меня нет подруг. О товарищах
и говорить не стоит. Я не люблю, когда кто-нибудь посягает на мою территорию.
Для того чтобы иметь близкую подругу или друга, нужно каждый день общаться и
всегда быть рядом, а меня это тяготит. Мне нравится, конечно, помогать людям,
но я не хочу дальнейшего продолжения отношений.
Когда мне исполнилось 17 лет, я
познакомилась с моим первым мужем и по наступлении совершеннолетия сразу же
вышла замуж. Не скажу, что я его сильно любила, скорее, мне хотелось выйти
из-под родительской опеки, а другого выхода я не видела. Вот так плавно я
поменяла "хозяина". Теперь уже я жить не могла без него. Однажды он
поехал в стройотряд на 2 месяца.
Все эти два месяца я провела в слезах. Это
был кошмар. В 20 лет я родила первую дочь Алину. Вот тут-то мне и стало ясно,
что мой муж не создан для семьи. Нет, он не пустился во все смертные, но все
трудности, которые возникли в связи с рождением дочери, я была вынуждена
взвалить на плечи моих родителей. Его никогда не было дома. У него всегда были
"дела". Зачастую он не работал, а когда куда-нибудь устраивался, то
не удерживался на работе больше пары месяцев. Денег в доме не было. Совсем.
Жить было тоже негде. Мы жили то у моих родителей в двухкомнатной квартире, то
у его мамы в трехкомнатной. Но я не сумела найти общего языка со свекровью.
Здесь я столкнулась со следующей своей проблемой. Я очень стеснительная,
старалась не попадаться ей лишний раз на глаза, а она считала, что я
высокомерна и заносчива. Ссор было не избежать. Алина подрастала, и я смогла
оставлять ее у своей мамы. Пыталась найти работу, пыталась еще учиться, у меня
появилось время на себя, и появилось такое чувство, что со мной должно
произойти что-то прекрасное. Так как прекрасное у меня было сопряжено только с
"хозяином", а настоящий муж для меня уже был просто верным другом,
братом, то у меня стали появляться мужчины. Не скажу, что их было очень много
(хотя все в мире относительно), но оправдывает меня только то, что каждого из
них я любила и с каждым из них у меня были отношения, при которых я могла снова
выйти замуж, если бы захотела, но все они были "не то"...
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ
КРИЗИСА В СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
ПСИХОТЕХНИКА "ПОЗНАЙ СВОЕ ПРОСТРАНСТВО"
При помощи выполнения данной психотехники
вы сможете на уровне мыслеформ продиагностировать свое психоэмоциональное и
телесное состояние. Этот факт, в свою очередь, поможет вам скорректировать свое
поведение "здесь и сейчас", а тем самым и взаимоотношения внутри
семьи.
Ход выполнения. Устройтесь поудобнее в кресле или ложитесь на
ровную твердую поверхность. Закройте глаза. Руки и ноги не перекрещиваются.
Сосредоточьтесь на дыхании. Погружаясь в мягкий ритм своего дыхания, вы
почувствуете, как волны расслабления охватывают вас все больше и больше. С
каждым вдохом в вас проникает приятная, расслабляющая энергия космоса.
Внутренним взором вы исследуете ваше тело, начиная от подошв и кончая макушкой.
В случае обнаружения мышечных блоков, неприятных ощущений в теле
концентрируйтесь на них. С каждым выдохом данный блок растворяется и выходит из
тела. Ваше тело приятно расслаблено. Ваше внутреннее "Я" готово к
созерцанию своего биоинформационного пространства.
Концентрируйтесь внутренним взором
на пространстве, которое находится впереди вас. Картинка
данного пространства становится все четче и четче. Фиксируйте для себя то, что
вы видите сейчас в данном пространстве: предметы, ландшафт, люди, формы,
символы и т. п. Что вы чувствуете сейчас на психоэмоциональном и телесном
уровнях?
Далее переведите ваш внутренний взор
на пространство, которое находится справа от вас. Исследуйте
его так же, как и предыдущее пространство.
Далее переведите ваш внутренний взор
на пространство, которое находится позади вас. Исследуйте его
так же, как и предыдущее пространство.
Далее переведите ваш внутренний взор
на пространство, которое находится слева от вас. Исследуйте
его так же, как и предыдущее пространство.
Далее переведите ваш внутренний взор
на пространство сверху над вами. Исследуйте его так же, как и
в предыдущих случаях.
Далее переведите ваш внутренний взор
на пространство, которое у вас под ногами. Исследуйте его так
же, как и предыдущие пространства.
После выполнения данной работы переведите
ваше внутреннее внимание па дыхание. Ощутите тело. Вернитесь к ощущению себя в
настоящем и, когда будете готовы, откройте глаза.
Фиксация результатов. Возьмите шесть листов бумаги (их величину вы
сами определите) и нарисуйте (каждое пространство на отдельном листе) увиденное
во время выполнения психотехники. После окончания данной работы расположите
рисунки впереди себя в виде креста:
|
|
|
||
|
||||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
Посмотрите внимательно на них. О чем вам
говорит каждый рисунок в отдельности и вместе взятые? Как связаны они с вашей
эмоциональной сферой, взаимоотношениями в семье и с другими людьми, телесным
здоровьем?
Свои наблюдения запишите в ваш дневник
здоровья (вести такой дневник я рекомендую всем своим клиентам и слушателям
моих семинаров и лекций). Записи можете проговорить со своим психоаналитиком.
Все эти мероприятия помогут вам прийти к способности к внутренней
(психоэмоциональной и телесной) саморегуляции и устранению кризиса в
супружеских отношениях.
КЛЮЧ-ПОДСКАЗКА
1. Пространство спереди чаще содержит мыслеформы, связанные с нашим
будущим. Поэтому то, что вы увидите в этом пространстве во время выполнения
психотехники, относится к тому, как вы на бессознательном уровне воспринимаете
(запрограммировано) свое будущее. Например, практика показала, что женщины,
эмигрирующие в Финляндию и Германию, имеющие те или иные проблемы с перспективой
в будущем, во время выполнения психотехники в этом пространстве видят следующие
картинки:
- дорога, ведущая в темный тоннель,
- черное пространство,
- болото и т. п.
Одним словом, они видят символы,
характеризующие их бессознательное психоэмоциональное отношение к своему
будущему. К чему может привести такое психологическое состояние, если от него
не освободиться, нетрудно догадаться.
У других клиентов пространство видится в
картинках океана, леса, широкой поляны с цветами и т. д.
Люди в вашем пространстве - это
способность к общению, и, наоборот, их отсутствие может служить подсказкой, что
у вас есть проблемы в общении с внешним миром.
2. Пространство справа содержит мыслеформы, связанные с правым
полушарием, нашей эмоциональной сферой. Если мы видим в этом пространстве
людей, то это может быть подсказка о нашей с ними эмоциональной
гиперпривязанности, любовных чувствах, ненависти и т. п.
Окраска пространства может нам подсказать,
в каком эмоциональном состоянии мы находимся сейчас. Например, если в вашем пространстве
доминирует красный цвет, это говорит о том, что ваше эмоциональное состояние на
пределе. Вы легко взрываетесь по поводу и без него. Помимо этого, окраска может
подсказать, в каком состоянии такие системы и органы вашего организма, как
сердечно-сосудистая система, поджелудочная железа, щитовидная железа, левая
почка.
Величина пространства подсказывает вам,
насколько вы эмоционально открыты для внешнего мира или закрыты от него.
3. Пространство сзади содержит мыслеформы, связанные с вашим прошлым. Показывает,
насколько вы зависимы или независимы от событий прошлого и имеете способность
жить "здесь и сейчас".
Сравнивая данное пространство с первым
(пространство спереди), вы можете получить подсказку: двигаетесь вы по дороге
жизни вперед или застряли в прошлом. Практика показывает, что признаком
динамики роста внутри личности является разница в цвете пространств (прошлое
темное, переднее светлое), величине пространств, количестве людей и других
символах.
4. Пространство слева содержит мыслеформы, связанные с левым
полушарием. Это пространство рационального и социального. В этом пространстве
вы можете находить ответы на проблемы, связанные с коллегами по работе, с
родственниками и обществом в целом.
Сравните пространства левой и правой
сторон и получите подсказку, насколько у вас гармонично или дисгармонично
взаимодействуют не только полушария, но и мужская (правая) часть тела и женская
(левая) часть тела. Дополнительную подсказку найдете в книге: Саракул А.Г. В болезнь и обратно. СПб, 2004.
383 с.
5. Пространство сверху содержит мыслеформы, относящиеся к вашей способности
быть открытыми для информации Вселенной. Также символы, увиденные в этом
пространстве, могут указать на то, насколько вы поддаетесь влиянию и подавлению
со стороны.
Если, например, человек во время
выполнения психотехники видит над головой темный, тяжелый потолок, это может
быть подсказкой, что его внутреннее "Я" с детства получило установку
ходить со "склоненной" головой. Такие типы не могут сказать слово
"нет", тревожны, испытывают постоянное недовольство от чувства, что
ими постоянно манипулируют, психологически насилуют. И, наоборот, если человек
видит над головой бездонное пространство вселенной, голубое небо, это подсказка
о присутствии у него духовной и психоэмоциональной свободы.
6. Пространство снизу, то есть под ногами, содержит мыслеформы,
относящиеся к нашей способности стоять на ногах. Другими словами, символы в
данном пространстве показывают нам, насколько мы психологически зрелы.
Инфантильному человеку во время созерцания данного пространства могут прийти
такие картинки, как болото, грязь, пропасть и т. п. В случае зрелости человек
видит в данном пространстве мощные машины, приятный, зеленый ландшафт,
плодородные сады и т. п.
Внимание! В
данном комментарии "ключ-подсказка" я привел условное толкование
некоторых символов, которое дает вам только подсказку к толкованию собственного
материала, полученного в ходе выполнения данной психотехники. Хочу напомнить
читателю, что видения (символы, цвета, звуки и в целом картины) ваших
пространств содержат сугубо вашу личную информацию, поэтому, приступая к их
толкованию, забудьте то, что вы прочитали выше.
Материалы данной статье и результаты
толкования материала, полученного при помощи психотехники, помогут вам не
только регулировать отношения с противоположным полом, но и поддерживать
телесное и психоэмоциональное здоровье на должном уровне.
ПСИХОТЕХНИКА "РЕСТАВРАЦИЯ КАРТИНКИ ВНУТРЕННЕГО
"Я"
Данная психотехника успешно помогает снять
внутренние причины кризиса в семейных отношениях.
Ход выполнения. Устройтесь поудобнее в кресле и закройте глаза.
Руки лежат на коленях, ноги не пересекаются. Внутренним взором начинайте
исследовать ваше тело изнутри, начиная с подошв и кончая мышцами лица.
Концентрируйтесь на каждом участке тела (например, колени, копчик
и т. д.), ненадолго выделяя следующие характеристики: чувства,
возникающие во время концентрации на данном участке, температура, цвет
внутреннего видения участка тела, тяжесть или легкость.
Далее сосредоточьтесь на дыхании. Воздух
входит и выходит. Входит и выходит. Далее обратитесь к своей памяти и вспомните
неприятный психотравматичный эпизод из вашей жизни (актуальный или из прошлого).
Он появляется в поле вашего внутреннего зрения и становится все четче и четче.
С каждым вдохом и выдохом он становится все четче и четче. Концентрируйтесь на
данном эпизоде и проследите на уровне чувств, что вы испытываете сейчас к этому
эпизоду из вашей жизни. После короткого осознания своих чувств и ощущений на
телесном уровне превратите этот эпизод в картинку и переключите свое внимание
на дыхание...
Далее вспомните приятный эпизод из вашей
жизни (актуальный или из вашего прошлого). С каждым вдохом он становится все
четче и четче. Концентрируйтесь на данном эпизоде из вашей жизни.
Прочувствуйте, что вы испытываете на эмоциональном и телесном уровнях во время
созерцания положительного эпизода. После короткого осознания своих чувств и
содержания данного эпизода превратите его в картинку...
Далее мысленно возьмите положительную
картинку (она меньше по размеру) и приклейте ее на отрицательную картину.
Посмотрите, что есть общего и противоположного в содержании картин. Чем они еще
отличаются и что это вам подсказывает...
Далее посчитайте до пяти и на счет пять
наблюдайте, как положительная картинка начинает расти и постепенно полностью
перекрывает отрицательную. Фиксируйте для себя, что вы чувствуете на
эмоциональном и телесном уровнях сейчас, когда отрицательная картинка уступила
место положительной... Повторяйте данное упражнение до тех пор, пока не
исчезнут отрицательные эмоции.
Рекомендации
1.
Данную психотехнику можно использовать
параллельно с самоанализом во всех стрессовых ситуациях. Данная работа поможет
вам проработать последствия стресса здесь и сейчас, не допуская их в
бессознательное.
2.
Психотехнику можно выполнять перед сном,
корректируя те или иные эмоциональные состояния, или в качестве тренировки
способностей психики и профилактики.
ПСИХОТЕХНИКА "ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ"
Данную психотехнику мы используем во время
работы с клиентом над ситуацией, в которой ему из-за эмоционального состояния
тяжело занять место наблюдателя. Проще говоря, при помощи данной техники можно
помочь себе выйти из эмоционального водоворота, получить способность не
вовлекаться эмоционально во время провокаций извне.
Ход выполнения. После выполнения любого упражнения на
расслабление приступите к работе над конкретным травматическим эпизодом из
вашей жизни. Это могут быть взаимоотношения с противоположным полом, конфликт
на работе, тупик во взаимоотношениях с ребенком и т. д.
Вспомните конкретный отрицательный эпизод
из вашей жизни (актуальный или из вашего прошлого). Концентрируйтесь на нем до
четкого прояснения всех деталей произошедшего в нем. Без критики и оценки
попытайтесь по-новому посмотреть на участников происходящего. Что вы
испытываете сейчас во время созерцания участников происходящего на
эмоциональном и телесном уровнях?
Далее представьте себе, что вы сидите в
кинотеатре в первом ряду и смотрите фильм о вашем отрицательном эпизоде... Что
вы чувствуете на телесном и эмоциональном уровнях сейчас, когда наблюдаете за
своим поведением в данном эпизоде со стороны?
Комментарии
Отправить комментарий