03-01-2013

Психоанализ смирения

Смирение есть не уничтожение человеческой воли,

а просветление человеческой воли,

свободное подчинение её Истине.

Н.А. Бердяев

        Сегодня, как и во все времена, о смирении многие имеют превратное представление. А это удаляет человека от понимания себя, от способности прожить свою жизнь достойно. Моя повседневная практика и исследования показывают, что отсутствие смирения пагубно влияет не только на то, как человек строит отношения с другими, но и на психосоматическое здоровье. Современный человек в большинстве случаев воспринимает смирение как качество слабого, с рабской натурой человека. Так ли это? На этот и другие важные вопросы, связанные с психоанализом смирения, мы попытаемся ответить сегодня.

    Что такое смирение?

        Если разделить само слово "смирение" на "с"-"мир"-"ение", то мы получим следующее: жить с миром. Когда я сравнил своё понимание глубинного смысла этого слова с источниками христианского вероучения, то увидел, что в них слово "смирение" также трактуется как "мир". Выходит, смирение - это способность человека жить в мире с самим собой и окружающим миром. Это - осознание, что все, что мы встречаем на нашем жизненном пути (люди, события), - это урок, из которого мы должны вынести только пользу. Только в таком состоянии мы можем быть спокойны и целостны. Если посмотреть определение слова "смирение" также на латинском и производных от него языках, то мы увидим, что толкование его достаточно интересно. Слово humilitas происходит от humus, т.е. "плодородная земля" и просто "земля". И если взять землю как притчу, то вот - она лежит безмолвная, открытая под небом; она принимает безропотно и дождь, и солнце, и семя; она принимает навоз и все, что мы выкидываем из нашей жизни; в неё врезается плуг и глубоко её ранит, и она остаётся открыта, безмолвна, и она все принимает и из всего приносит плод. (1)

        Практика показывает, что только осознанный человек может быть смиренным, то есть осознанным здесь и сейчас, способным не вовлекаться в конфликт. О том, что психотерапия учит человека быть смиренным, говорит следующее определение отцов нашего христианского вероучения: "Смирение - это трезвое видение самого себя. Человека, у которого нет смирения, действительно можно сравнить с пьяным. Как тот находится в эйфории, думая, что "море по колено", не видит себя со стороны и поэтому бывает не в состоянии правильно оценить многие трудные ситуации, так и отсутствие смирения приводит к духовной эйфории - человек абсолютно не видит себя со стороны и не может адекватно оценить ситуацию, в которой он находится по отношению к Богу, людям и самому себе". (1) Подобное толкование смирения находим и в известном источнике ВИКИПЕДИЯ: "Смирение - моральное качество, характеризующее отношение человека к самому себе. Это - "скромность духа; отсутствие гордыни; кротость". Смиренный человек "скромный в душе; не гордый". Он "вежливый и почтительный". Смирение не является трусостью или слабостью. На самом деле, гордость отражает слабость, в то время как проявление смирения часто требует мужества и силы. (2)

        Если гордыня, невежество - это невротическая защита, как и рационализации любого порядка, то смирение - это осознанность, что "я принимаю себя и других такими, какие мы есть". Старец Анатолий (насельник Оптиной пустыни), наставляя одну из монахинь, сказал: "Начни со смирением, делай со смирением и кончай со смирением, и вчинишься со святыми. Этот путь, то есть путь смирения, самый надёжный и, как говорят отцы, "непадательный". Ибо куда может упасть смиренный, когда он считает себя хуже всех?" (3) В моём понимании, в отличие от христианского вероучения, нам нужно воспринимать слова "когда он считает себя хуже всех", не как инструмент оценки "хуже или лучше всех", а как способность самовосприятия (постоянное осознание себя в плане принятия и любви).

        Когда мы осознаем себя, своё состояние души, тела, своё окружение и смысл жизни, то отпадает необходимость цепляться за какие-то дела, вещи и т. п. Проще говоря, осознающий человек понимает (насколько он способен в данный момент) и принимает как урок все то, что происходит с ним здесь и сейчас для принятия дальнейших решительных шагов. Человек, далёкий от смирения, к этому не стремится, поэтому становится рабом невротического конфликта, различных проблем и болезней тела. Ярким примером сказанного является поведение мазохиста, который, как писал З. Фрейд, является субъектом, стремящимся в отношениях занять позицию жертвы из-за бессознательного чувства вины.

        Так как сегодня человек уходит в сторону невротизации, то способность быть смиренным у многих отсутствует. Примеры роста обмана, агрессии, предательства и недоверия на каждом шагу говорят о том, что человек не может быть смиренным, то есть не может относиться к другим людям с уважением, без гнева и раздражения. Мне недавно сказали: "Вы, психотерапевты, всех переделать не сможете...". Во-первых, психотерапевт никого не переделывает. Он только помогает человеку прийти к себе, осознать себя, то есть быть смиренным сначала к самому себе, а потом к другим. Как показывает практика, смиренному человеку больше не нужно доказывать что-то своему окружению, вовлекаться в конфликт, унижать кого-то и т. п. Он приходит к психотерапевту, а не избегает встречи с ним из-за своих внутренних страхов и комплексов. Он активно развивается, прислушиваясь к подсказкам из глубин "Я" и извне. Невротик на такое не способен. Вместо того чтобы услышать, принять себя и других, он спорит, страдает от гордыни, глух и слеп. В отличие от невротика смиренный человек видит подсказки жизни, учится, принимает собственные ошибки как часть урока, благодарен за всё, что происходит.

        С такими людьми легко работать не потому, что у них проще проблема, связанная с отношениями или здоровьем, а потому, что они способны идти на позитивный рабочий альянс (контакт) с другими (в психотерапевтическом пространстве с психоаналитиком). Смиренный человек более открыт для подсказки и осознания своей природы, способен к целостному восприятию. Об этом свидетельствуют источники не только христианского вероучения, но и ислама, иудаизма, буддизма и др.

Смирение и семья

        Присутствие смирения у супругов говорит о том, что они способны быть осознанными, проговорить возникшие ситуации, услышать и понять друг друга. Эта способность распространяется и на детей. Родители не ведут себя эгоистично по отношению к ним, не проявляют агрессию, не загоняют в чувство вины и т. п., а постоянно корректируют своё поведение, а также осознание того, что в семье то или иное событие происходит не случайно. Об этом психодинамическом моменте я более детально написал в статье: "Кого лечить, когда болеет ребёнок?".

        Смиренный супруг (родитель) осознает, что любая семейная неприятность - это, прежде всего, собственное творение из-за присутствия тех или иных программ, идущих из рода, семьи, а также из-за неспособности осознать происходящее здесь и сейчас. Например, мать настраивает зависимого от неё сына на конфликт со своей женой. Или другой случай: мужчина не готов смириться с тем, что жена не соглашается с его упрямством.

        Понимание себя в подобных случаях всегда помогает корректировать любую (даже на наш взгляд самую сложную) задачу, возникшую в семейных отношениях. Для более детального ознакомления с тем, как осознание и в итоге смирение помогает решить семейные проблемы, вы можете прочитать мои книги: "Супружеская измена", "Мужчина и женщина по ту сторону счастья", "Обида: благо или зло".

        Проблемы человека, как я уже отметил выше, всегда усугубляются и разрушают жизнь от отсутствия способности быть смиренным, то есть принять и осознать возникшую жизненную ситуацию. Например, в семье кто-то заболел, употребляет спиртное или попал в автомобильную катастрофу. Что мы делаем в подобных ситуациях? Уходим в проблему, сужаем восприятие себя и мира в целом. Это - тупик. Выход из такой ситуации возможен, только если человек начинает работать с духовным учителем, с психотерапевтом над ответом на вопрос: "Почему это случилось в моей жизни?" Например, близкий человек погиб или тяжело заболел. Психотерапевт в таком случае помогает выйти из тяжёлого, на первый взгляд, безвыходного тупика. Я вспоминаю, как мне не раз приходилось быть рядом и помогать восстанавливаться людям после психотравм, связанных с сексуальным насилием, гибелью близких в боевых условиях и т. п.

        Когда мы говорим о культивации смирения внутри семьи, то мы должны понимать, что это - главная работа по охране того, о чём мечтают все и всегда, - создать счастливую семью. Смирение помогает не создавать конфликт и, самое главное, не прийти к разводу, как самому сильному стрессу в супружеских отношениях. Развод - это смерть брака, поэтому иногда как мужчина, так и женщина, а также их дети переживают эту смерть очень тяжело. Я уже не говорю, что развод влияет негативно на будущее супругов, детей и рода в целом. Кто-то может спросить сейчас: "Откуда Вы это знаете?" Отвечу коротко: из повседневных психоаналитических сессий, которые открывают передо мной нескончаемый поток человеческих историй.

        Смирение помогает супругам, их близким защититься от стресса внутри семьи, вовремя скорректировать ту или иную возникшую проблемную ситуацию. Осознание себя и другого помогает как жене, так и мужу понимать друг друга, духовно совершенствоваться, вовремя освобождаться от негативных программ, идущих от родителей. В таком случае у супругов нет необходимости обижаться, обвинять, мстить кому-то, что их семейная жизнь пошла не так, как они планировали. В таком состоянии семья - и крепость, и санаторий для души...

        Путь к смирению

        Путь к смирению, как вы уже догадались, - это путь к себе. Осознание, а не убегание от себя, помогает быть в равновесии, то есть быть, принять и учиться. К.Г. Юнг в "Красной книге" пишет о душе: "Дело в том, что вы хотели бы сбежать от себя, оставив многое непрожитым. Но вам не сбежать от себя. Все это остаётся с вами и требует исполнения. Если вы притворяетесь слепым и глухим к этому требованию, вы притворяетесь глухим и слепым к самому себе. Так вам никогда не достичь знания сердца. Знание сердца - это знание того, каково ваше сердце". (4) Эти слова очень актуальны сегодня, когда современный человек под влиянием цивилизации забывает себя, ходит как заблудший сын.

        Смирение помогает увидеть в каждом мгновении жизни себя в мыслях, чувствах и действиях. Оно не даёт провалиться в сомнения и невроз со всеми вытекающими из этого состояния последствиями. Но, к сожалению, современный человек уже не дружит со своей душой. Он чаще находится под влиянием чего-то или кого-то. Например, информационная накачка о конце света показала, что явно поддались этой информационной провокации большое число людей земли (Китай - 6%, Индия - 5%, США - 10% и т. д.).

        Вдумайтесь в вышесказанное: люди испугались конца света, но не обращают внимания, как живут, общаются, в каком состоянии душевное состояние ежемгновенно, здесь и сейчас. На самом деле отсутствие хорошего контакта со своей душой должно пугать. От неё, от способности быть осознанным и смиренным, зависит качество вашей жизни. Один мой знакомый сказал: "А ведь ты прав... Чего бояться конца света, если сама жизнь не радует. Посмотри на знакомого К. Как он живёт? Ходит в магазин за баночками с пивом, потом сидит целыми днями и играет в компьютерные игры. И так уже долгое время. Жуткая компьютеромания и алкоголизм. Этого человека нет здесь и сейчас. Он в виртуале...".

        Смиренный человек даже в таком больном состоянии находит выход. Он вдруг осознает, как он живёт и начинает меняться. Путь к смирению и состоит из различных уроков (болезнь, несчастье и т. п.), которые мы вдруг осознаем и говорим себе: "Я был рабом стакана и не слушал тебя, душа... Теперь я осознал это и хочу строить свою жизнь по другому". Если человек начинает такой диалог со своим внутренним "Я", душой, то он уже на пути к смирению и духовному развитию.

        Ваш путь к смирению может начаться сегодня с толкования своего сновидения, осознания смысла своей жизни, своих страхов и т. п. Этот шаг, как и все остальные в сторону трансформации, не лёгок. И я знаю, почему. Мы отучились созерцать, ждать. Все куда-то торопятся... Клиент приходит и говорит: "А как быстро я избавлюсь от этой проблемы?". Он или она не слышат себя из-за ложного убеждения, что проблема его жизни в том, что супруг (супруга) уходит из семьи, ребёнок не учится и т. п. Какое заблуждение. Потом в процессе анализа она (он) узнает, что тот, другой, нужен был всего лишь для поддержания своего тщеславия, как успокоительная таблетка, объект реализации своих садистических наклонностей и т. д. Смирение помогает осознать это и далее начать диалог со своей душой. Невротик не способен на это. К. Юнг писал по этому поводу следующее: "Только в пустыне мы осознаем своё ужасное простодушие, но мы боимся его признать".(4) Готовы ли вы осознать свою пустыню и смиренно принять то, что откроется перед вашим внутренним взором? Если вы готовы, услышали то, что я вам хотел подсказать, тогда путь к смирению, мудрости открыт. И очень важно, чтобы сейчас вы услышали не то, что я написал, а себя, то, что говорит вам внутреннее "Я". Это важно, так как ваша жизнь развивается не снаружи вас, а в глубинах вашего "Я" (души). Такое осознание, смирение покажет вам, что путь, по которому вы идёте в этой жизни, - ваше творение.

        Заканчивая данный материал, я хотел бы сказать ещё раз, что эта статья - только подсказка к тому, чтобы вы задумались сегодня, насколько вы готовы быть смиренными. Стремитесь ли вы к этому или в большинстве случаев поддаётесь отрицательному информационному воздействию извне. А сегодня, в период духовного падения человечества этого "добра" предостаточно...

        Литература

1, Энциклопедия изречений Святых отцов и учителей Церкви.

Википедия.

2. Митрополит Антоний Сурожский "Человек перед Богом".

3. К.Г. Юнг "Красная книга".

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога