Современный
мир и брошенный ребёнок
Смотри, что тебе необходимо в этой реальности
для духовного роста.
Афоризм недели
Почти всегда в конце рабочего дня, после анализа
у меня возникает вопрос: «Что нам предлагает современный мир?» И всё больше убеждаюсь,
что мы идём в сторону ухудшения экологии, роста дефицита нормального питания и,
самое главное, к духовной деградации человека. Современный человек удаляется от
способности быть человеком. Он всё меньше обращает внимание на утрату умения
быть осознанным, способным управлять своим психосоматическим состоянием и
отношениями с внешним миром. Это происходит потому, что капиталистам не нужен
счастливый, самодостаточный человек. Для увеличения капитала нужны тревожные,
напуганные, зависимые, поддающиеся внушению индивиды. И, как мы наблюдаем, это
происходит сейчас во всём мире. Человек работает, чтобы стать «УСПЕШНЫМ», при
этом ему внушают, что семья и даже половая роль не нужны. Это приводит к тому,
что современный молодой человек проводит больше времени в офисе. Брак, рождение
детей для его психики - что-то экстремальное или ненужное, далекое от его
целей. В итоге одиночество, сгорание на работе, негативное влияние кибертехнологий
на мозг увеличивают стрессовую нагрузку на психику человека. Результат – полный
разлад психики и тела. А если он и она создают семью в таком состоянии, то ребёнок
остаётся «за бортом».
Сегодня
возникает вопрос: «А как исправить эту проблему?» Прежде всего, как я писал и
раньше, нужно заниматься психокоррекцией населения в масштабе всей страны.
Особенно работать с детьми. Раньше, во времена существования СССР, эту работу
делали общественные организации (октябрята, пионерия, комсомол, КПСС)
параллельно с родителями. Сегодня эта работа по воспитанию психоэмоционально
устойчивых людей практически отсутствует. Люди обращаются к вопросу
самокоррекции и за помощью, когда в психике полный бардак. Об этом знает каждый
практикующий психолог или психоаналитик. Но, как известно, болезнь,
расстройство психики легче предупредить, чем лечить.
Какой же ответ на поставленный вопрос? Ответ
приходит только один: развитием осознания и саморегуляцией должно заниматься
как можно больше людей, начиная с детства. Да, именно с внутриутробного
состояния, раннего младенчества мы получаем тот психологический фундамент,
который потом определяет сценарий всей земной жизни. Я это наблюдаю каждый
день, поэтому в данном тексте, наряду с анализом отрицательного воздействия
современного мира на нашу психику, я буду говорить о брошенном ребёнке. Эта
тема сейчас актуальна, так как современный мир, живущий под лозунгом «ничего
личного, только капитал», «успешно» разлучает маму и ребёнка. Мы, родители, не
осознавая это, создаем психотравму в семье, которая потом становится достоянием
бессознательного ребёнка. Как это происходит? Негативные, я бы сказал, опасные
для жизни программы передаются на бессознательном уровне ребёнка, и он начинает
страдать. В его психику вкладывают с утра и до ночи негативную информацию в
виде звуков, образов, слов и т. п. Например, информационная война, образы
психически нездоровых политиков, опасность со стороны криминальных элементов
(рост мошенничества, воровства, ограбления), рост конфликтов в семье, страх
потерять работу. Эта информация, транслируемая в интернете и по телевидению,
оседает в бессознательном человека и потом параллельно с «вложенными образами»
из бессознательного рода, детства заставляют каждого уйти в свою невротическую
реальность (это в лучшем случае). Например, ребёнку дают планшет за столом, в автомобиле,
в постели, только чтобы он не отвлекал занятых, охваченных неврозом родителей. В
итоге в семье проблемы начинают набирать обороты…
Брошенный ребёнок
Итак, брошенный ребёнок - это результат
невротизации общества и родителей. Например, сегодня невооруженным взглядом можно
наблюдать, как молодые родители попадают под влияние интернета, виртуальной реальности,
рекламного зомбирования и т. п. Молодую мать агитируют быть успешной,
конкурировать с мужчиной, справиться самой с возникшими проблемами. Для психики
молодых отцов также хватает негативной информации, для того чтобы они
протестовали против своей природной роли. В итоге рядом с такими родителями ребёнок
чувствует себя брошенным, лишенным родительского контакта, то есть так
называемого рая. Мать и отец живут своей жизнью, а ребёнок, в лучшем случае,
остаётся с няней или бабушкой. Одна моя ученица во время анализа сказала
следующее: «Когда я родила, я впала в отчаяние. Мою голову сверлила мысль: «А
как же работа? Ты только пошла в гору по карьерной лестнице». Потом добавилось переживание
«Если буду кормить грудью, то ребёнок испортит мою фигуру». А в итоге стали
появляться мысли, что ребёнок вообще мешает мне жить…». У мужчин также возникают
свои мысли. Например, инфантильный отец чаще говорит: «Это твои дети…» или «Я
потом их буду воспитывать». Отталкивают ребёнка от себя и агрессивные родители.
Мать может переносить на бессознательном уровне всю злость, обиду, которую
испытывает к мужу: «Ты такой же идиот, как твой отец», злиться на ребёнка из-за
невротического восприятия, что он – обуза, и она не может устроить свою личную
жизнь, что ребёнок разрушает её тело, и она перестаёт быть привлекательной и т.
п. Из-за этого всего ребёнок испытывает страшные муки на фоне мысли «Я никому
не нужен».
Эта проблема была и раньше, при СССР, но не в
таком большом, губительном масштабе, как сейчас. Недавно перечитал М. Зощенко
«Избранное». Так как в это время я работал над данным материалом, то обратил
внимание на «Рассказ про няню, или прибавочная ценность у этой профессии».
Напомню читателю, что я уже опубликовал статью про то, как няня влияет на
психологическое развитие ребёнка. Так вот в рассказе М. Зощенко очень тонко,
как аналитик, показывает, как родители (малодоступные перевоспитанию), желая
заработать денег, отдают своего ребёнка няне. Она, в свою очередь, также решила
использовать ребёнка в своих целях, то есть заработать денег попрошайничеством
на улицах Ленинграда. «Нам это в высшей степени оскорбительно» - сказали
родители няни, когда это обнаружилось, но почему-то, как многие современные
родители, не смогли признать, что они - такие же, как няня. Но как пишет
Зощенко: «Если речь идет о деньгах, то это, конечно, дело…».
Я
уже писал о том, что когда мать «хорошо» держит ребёнка на руках, то у него формируется
базовое доверие к миру. А какое доверие закладывается в момент, когда ребёнок
на руках у няни или вовсе один с гаджетом? О проблеме отношений «мать-ребёнок»,
которая актуальна сегодня в плане практики и исследования, писал и Д. В.
Винникотт. В работе «Маленькие дети и их матери» (1998) он пишет: «Когда ребёнка
«достаточно хорошо держат», успешно закладываются основы личности». В который
раз, перечитывая эти работы по психологии и психоанализу на фоне собственной
практики, я понимаю, что сегодня, как и вчера, они очень актуальны, и их должен
познать каждый.
Итак, когда родитель отдаляется от ребёнка, то
ребёнок сегодня уходит в виртуальный мир, воспитывается чужими людьми, информацией
из интернета. К чему это приводит? Родители на бессознательном уровне
испытывают чувство вины, а ребёнок злится на них, чувствует, что он ИЗГОЙ. В
итоге вместо хорошего психоэмоционального контакта родители задаривают ребёнка,
устраивают (если есть такая возможность) в различные элитные садики, школы и т.
п. На бессознательном уровне ребёнка формируется установка на всю жизнь: «Вы
виноваты и должны мне всю жизнь!» Известно, что когда ребёнок начинает ходить,
его социализация набирает большие обороты. При помощи различных движений, игр,
он начинает ощущать всё больше и больше себя значимым и независимым. Если в
этот период родители рядом, показывают своим поведением и передают в этом плане
свой опыт социализации, то тогда это в будущем помогает ребёнку лучше
адаптироваться, преодолевать стрессовые ситуации. В случае «рыночных отношений»
можно наблюдать, как родители бросают своего ребёнка, не дают ему возможности
выполнить те «упражнения», которые ему помогут в будущем. Выполняют на фоне
чувства вины за него то, что он по мере развития должен делать сам. По
различным причинам вместо реального общения с ребёнком, они заменяют себя
гаджетами. В итоге ребёнок прекращает нормально психологически развиваться.
Если добавить далее, что к этому тревожная мать или отец постоянно транслирует,
что мир опасен, ненадёжный, то ребёнок будет излишне закрыт, тревожен. В своей
практике я часто слышу, когда женщина говорит: «Я буду рожать за границей… Вы
спрашиваете, почему? У нас в стране не надёжно!» Дальнейший анализ показывает,
что на самом деле молодая женщина проецирует на окружающий мир те стандарты,
убеждения и реакции, которые на бессознательном уровне получила от своих невротических
родителей.
Итак, современный ребёнок из-за усугубления
психологического состояния родителей, влияния негативных факторов извне, обречён
на «потерю РАЯ». Наблюдая за пьющим, страдающим от депрессии родителем,
лишённый поддержки и понимания ребёнок становится тревожным, чувствует себя непонятым.
Эти чувства толкают его в зависимость. Будучи брошенным, ребёнок,
предоставленный самому себе, начинает искать способы выживания. Сначала он
протестует, но, как правило, в проблемной семье протест, бунт остаётся без
внимания. Тогда ребёнок впадает в отчаяние. Он закрывается, ко всему относится
холодно (сегодня чаще погружается в виртуальный мир). Далее, не находя понимания
и поддержки, ребёнок по мере взросления отдаляется от близких и окружающего
мира. Внутри его «Я» растёт чувство недоверия, которое потом распространится на
весь мир. Это, как я наблюдаю в своей практике, фундаментально отравляет
дальнейшую жизнь. Один молодой человек на одной из сессий рассказал следующее:
«Я всё время был у бабушки. Мать появлялась иногда. Она училась в городе и
пыталась в очередной раз устроить свою жизнь. Когда она приезжала, я прятался в
курятнике. Я воспринимал её уже как чужую. Я не верил, что она вернулась ко мне
полностью… Потом я долго мучился в отношениях с женщинами. Я им не доверял… Страх
разлуки не позволял мне подпустить их к себе. Скорее, я им мстил… Теперь во время
анализа понимаю, что это я делал с мамой, и переносил её образ на очередную
подругу…».
Психологические защиты
«Брошенного ребёнка» можно узнать по его
психологическим защитам. Такой человек с оральным, зависимым характером в
общении часто старается идентифицироваться
с другим. Например, женщина выбирает себе мужа с высоким социальным
статусом, материально обеспеченным, дабы приписывать себе эти достижения и
снизить свое чувство неполноценности. При этом чувства глубоко закрыты. Помимо
идентификации, невротик использует инверсию.
Из-за страха потери он ненависть превращает в любовь, тоску по кому-то - в его
отрицание, садизм - в мазохизм и т. п. Также можно наблюдать аутоагрессию. Обращение агрессии против
самого себя является базовым фактором возникновения аутоиммунных заболеваний.
Занимаясь достаточно долгое время психосоматическими заболеваниями, я увидел,
что человек, направляя на бессознательном уровне агрессию против себя, со
временем заболевает. Если это происходит достаточно долго, то тогда ненависть,
гнев против себя способствуют тому, что на физическом уровне начинают вырабатываться и размножаться
аутоагрессивные клоны киллерных клеток. Они, в свою очередь, начинают разрушать
организм.
Другая формы защиты - это мания величия и нарциссизм. Такой тип убегает от себя, чтобы
удовлетворить своё невротическое «Я» при помощи статуса, денег: «Я и без вас
обойдусь, родители! Вот что я могу!» Есть ещё одна защита, которую можно
назвать «Я отказываюсь от собственных потребностей». Простыми словами эту
защиту можно озвучить примерно так: «Если я вынужден страдать от того, что я
сейчас хочу получить, то я лучше откажусь!»
Как вы понимаете, все эти защиты в глубине души
не успокаивают человека с оральным, зависимым характером, а, наоборот, создают
новые и новые внутренние конфликты и психокомплексы.
Как это влияет на психику во взрослой
жизни?
Отчаяние, боль утраты в детстве не дают
возможности взрослому человеку строить гармоничные отношения, быть
самодостаточным, психологически здоровым. Строя отношения с другими, он с
первых мгновений разрушит их или, если они состоялись, то он в них будет
мучиться и выживать. В своей жизни такой тип, испытывая проблемы с адаптацией к
взрослой жизни, начинает, как правило, маневрировать. Желая на бессознательном
уровне воссоздать приятные переживания быть утешенным и накормленным мамой, он постоянно
будет удовлетворять фантазии орального удовлетворения – обжорство, алкоголизм,
наркомания и т. д.
Травма брошенного ребёнка во взрослой жизни парализует
человека. Он на бессознательном уровне переживает конфликт «Хочу это, но
одновременно смертельно боюсь разочароваться!» Часто по этой причине молодые
люди не могут вступить в брак, родить ребёнка, работать и т. п. Это можно
наблюдать невооруженным взглядом. Например, женщина зациклена на желании (мысли),
чтобы кто-то о ней позаботился. Во время сессии она говорит: «Хочу найти
мужчину, чтобы меня обеспечил…». Мужчина с такой проблемой, как правило, ищет
«мамочку». При этом такие типы глубоко убеждены, что окружающие, да и весь мир,
ему должны обеспечить хорошую жизнь. В своих фантазиях он мечтает, что, в конце
концов, придёт кто-то, даст «соску» и убаюкает (в отличие от родителей, которые
бросили). В связи с тем, что у такого невротика проблема с ответственностью, он
в семье, на работе, в других делах как бы присутствует. Все неудачи приписывает
окружению – жене, мужу, руководителю, президенту. Он - как диссидент, который
чувствует, что его недооценили, подавляют, не понимают и т. д.
Проблема взрослого с оральным характером, то есть
брошенного ребёнка ещё в том, что он не может обозначить границы своего
жизненного пространства. Причина такого поведения - в его страхе потери,
неспособности отказать, когда окружение его просит. Анализ показывает, что невротик, соглашаясь
даже во вред себе, делает это из-за фантазии о том, что мама вернётся и полюбит
его. Но, как правило, возникает очередной конфликт на фоне чувства «Ты меня не
понимаешь, используешь!» и рост внутренней агрессии.
Другая проблема – перенос ответственности. Она
явно выражается даже в пространстве психотерапии. Такой тип, занимая пассивную
позицию, в терапии переносит ответственность за результат на психоаналитика. В
таких случаях я проговариваю с моим учеником этот момент и говорю, что если он
не примет активного участия в работе над заявленной проблемой, то я один ничего
не смогу сделать. Близким нужно понимать, что такой человек ведёт себя пассивно-агрессивно,
постоянно жалуется, плачет. По этой причине супруги таких невротиков сами со
временем начинают страдать от психосоматических расстройств и невроза. Это
приводит к тому, что они отдаляются друг от друга, и невротик теряет всякую
надежду получить то, что ему всегда было очень необходимо для жизни. Это – желание,
чтобы его слышали, принимали и понимали…
Работая с такими случаями, я наблюдаю, как
невротик бессознательно создаёт психосоматическое расстройство или ситуацию
нанесения телесной травмы (ноги, руки, позвоночник), дабы иметь причину уйти от
требований взрослой жизни. Один молодой человек пришел с жалобой на боли в
пояснице. Во время сессии он рассказал, как на работе сорвал спину, поднимая
ящики с бумагой. Во время анализа я спросил его: «И как Вы чувствуете себя сейчас,
во время отпуска по болезни?» «Ничего, лучше… Жена стала больше заботиться обо
мне. Мать приехала в гости». Подобные случаи объясняют нам смысл возникновения
травмы или симптома. Это хитрый приём бессознательного: «Если не могу получить
любовь, заботу, будучи здоровым, то получу её, когда я болен и страдаю. В таком
состоянии не нужно напрягаться и просить об этом!» Помимо выгоды от болезни такие типы с нетерпением ждут пенсию, льготы и т.
п. Для них это - отдушина, бессознательная радость, что, в конце концов, они
получили то, что им причиталось.
Но вернемся к выгоде от болезни. Это особенно
важно и для нас психотерапевтов, врачей и для членов семьи такого типа. Важно знать,
что такой тип поддерживает болезненное состояние, не хочет выздороветь. Одного
мужчину я спросил на одной из сессий: «Вот вы жалуетесь, говорите о том, какой
вы несчастный, а хотите ли вы расстаться с этим страданием? Не задумывались
никогда – может, это выгодно для Вас?» На что он мне ответил: «Да. Я здесь сам
услышал себя, как я жалуюсь и хочу, чтобы Вы меня успокоили…».
В отношениях с противоположным полом также возникает
много проблем. Одна из них - ревность, требования, чтобы партнёр уделял ему
безусловное внимание. Партнёр такого типа начинает чувствовать, что его
связывают и душат. Сексуальная жизнь слабая. У женщин бывает преждевременный
оргазм, а у мужчин слабая эрекция. Это связано с тем, что для орального
характера партнёр воспринимается как родитель (ранние симбиотические
отношения). А с родителем секс невозможен. В своей практике я часто встречаю
молодых людей, которые воспринимают своего партнёра как брата, сестру, маму, с
которыми секс происходит достаточно редко или вовсе отсутствует.
Брошенный ребёнок имеет ещё одну проблему –
ранние, беспорядочные половые акты. В них он пытается убежать от жуткого
чувства одиночества. Но, как вы понимаете, в них он не находит ничего, кроме
психотравмы. Очередной разрыв отношений усугубляет его невротическое состояние,
загоняет в приступы паники. Осознавая это, далее в отношениях брошенный ребёнок
поступает с партнёром так же, как поступили с ним в детстве. Он бросает партнёра
и уходит, дабы не испытывать в очередной раз боль утраты, что его опять
бросили. Но эти поступки всегда только усиливают его тревожность. Часто
переживания очередной травмы утраты невротик пытается снять алкоголем,
очередным сексуальным партнёром, едой и т. п.
Как освободиться от подобных проблем?
Если вы решили осознать свою проблему и изменить
её, то вы должны приступить к самоанализу, практиковать его каждый день. Постепенно
вы будете осознавать то, что раньше было за пределами вашего сознательного.
Запомните: с осознанности начинается духовное развитие и автоматическое решение
всех проблем. С каждым днём вам будет становиться яснее, как вы создаёте ту или
иную проблему. А это приведёт к тому, что вы начнёте здесь и сейчас более
осознанно обдумывать свои действия, мысли, эмоции и сновидения. Постепенно вы
заметите, что это становится постоянной медитацией, которая помогает
сосредоточиться на моменте здесь и сейчас, высвободить переживания и
подавленные чувства. И это, как вы знаете, очень важно, особенно, когда вы осознаёте,
как невроз держал вас в прошлом или выгонял на фоне тревожности в будущее.
Практикуя и читая тексты, вы будете осознавать ещё
лучше свои эмоции и тело. Например, как ещё (где и с кем) проявляет себя
негативный перенос и сопротивление, как вы чувствуете стопы и ноги, которые
являются для нас опорой, как дышите, расслабляете хронически напряжённые мышцы.
На этом этапе работы над собой вы приводите в порядок не только психику, тело,
но и энергию. То есть тот уровень нашей сущности, который описывает квантовая
физика. Сигналом того, что вы на энергетическом уровне сняли блоки, будут ваши
ощущения. Это - прилив энергии, желание познать и действовать, усиление любви к
жизни (к себе и окружающему миру). Ещё одним показателем, что вы работаете в
правильном направлении, будет то, что вы не будете страдать от внутренних
противоречий, а, наоборот, почувствуете радость. То есть на уровне
бессознательного произойдёт трансформация привычки страдать в привычку
радоваться и быть спокойным.
Для того чтобы осознать и качественно проработать
содержимое своего «волшебного мешка» (вспомните мои толкования мифа о медузе
Горгона), вы должны анализировать ту психологическую роль, которую приобрели в
детстве. Для этого, помимо работы с аналитиком, вы должны вести внутренний
диалог с самим собой. Если вы обратите внимание, то поймёте, что этот диалог с
самим собой вы ведёте давным-давно. Просто на это мало кто обращает внимание.
Когда я предлагаю быть со своими мыслями, чувствами и внутренним диалогом, то
некоторые говорят: «А что я - сумасшедший?» Что даёт нам внутренний диалог в
плане самоосознания и решения внутренней проблемы? Ответ прост: понимание, как
сегодняшняя проблема связана с пережитыми стрессами в детстве. Приступая к
диалогу, мы узнаём всё лучше и лучше, как, какую роль играют в нашей жизни
бессознательные акты и состояния.
Сегодня человек заблуждается, когда думает, что
работа над собой при помощи психоаналитика, психолога заключается только в
снятии проблемы. Это не верно. Практиковать нужно и дальше. Развивать
способность концентрировать свой ум, быть здесь и сейчас. В таком состоянии вы
становитесь психоэмоционально устойчивым. Вас нельзя будет обмануть, вовлечь в
конфликт, негативные переживания.
Заключение
Конечно, мы ещё вернёмся не раз к анализу,
описанию и, в итоге, осознанию человека с оральным характером, то есть
брошенного ребёнка. На этот раз я раскрыл в общих чертах только часть его
внутренней картины. И всё это для того, чтобы вы использовали этот материал для
собственного самоанализа. Искали и находили то, что мешает вам жить, исследовали
собственную историю, а именно: как недостаток материнской заботы и любви,
воспитания в целом привели сегодня к неврозу. Не нужно забывать и про анализ
рода. Практика показывает, что невроз и другие психологические расстройства
передаются из поколения в поколение в процессе родительского воспитания. Понимание
этого и практика поможет сегодня осознать, как вы строите отношения, какие
программы из прошлого ещё нужно изменить.
Комментарии
Отправить комментарий