Почему фригидность?
Тот, кого разлюбили, обычно сам виноват, что вовремя этого
не заметил.
Ф. Ларошфуко.
Практикуя, психоаналитик обнаруживает
за каждым невротическим эпизодом сексуальное расстройство. Чаще это фригидность
женщины и импотенция мужчины. Эти проблемы иногда достаточно размыты, скрыты
под различными невротическими расстройствами и заболеваниями тела. Анализ
многих подобных случаев привел меня к мнению, что З. Фрейд в свое время был прав,
когда утверждал о том, что в основе каждого невроза стоит сексуальная
неудовлетворенность.
Что такое фригидность и
импотенция, и как они выглядят сегодня в век информации, нарциссизма, гонки в
темпе развития цивилизации? Фригидность - это снижение или отсутствие полового
влечения женщины, ее незаинтересованность в сексуальной жизни. Это явление
может наблюдаться у представителей обоих
полов, однако данный термин практически всегда применяется лишь по отношению к
женщинам. Иногда женщина может испытывать отвращение к занятиям сексом. (1)
С проблемой отсутствия
оргазма сегодня обращаются от 70 до 80 процентов женщин. По данным мировой
статистики примерно 30 процентов женщин вообще не представляют и не знают, что
такое ощутить оргазм.
Большинство мужчин могут не
понять фригидную женщину, так как думают, что секс - это только половой акт. На
самом деле, сталкиваясь с фригидностью своей женщины, мужчина должен понять,
что ее неспособность получить оргазм или вовсе отвращение (безразличие) к сексу
имеет более емкое и широкое понятие. Это непонимание невротизирует мужчину, так
как все проявления фригидности женщины он проецирует на себя. Например: «Если
она не возбуждается и не получает оргазм, значит, я плохой мужчина». Вместо
ухода в чувство неполноценности, в невроз мужчина должен проявить терпение и
понять, что секс – это, прежде всего, способность партнеров слиться
психологически и энергетически в одно целое (состояние «Мы») во время коитуса.
Что я имею в виду под способностью слиться в одно целое? Прежде всего, освобождение
от невротических преград, стоящих на пути к способности быть сексуальным, то
есть иметь возможность получить сексуальное возбуждение от всего, что есть и
происходит в пространстве двоих. Это и взгляд, и прикосновение, и обстановка,
интонации голоса, запах тела и т. п.. Но за этим всем стоит, конечно же,
способность (психологическая и биоэнергетическая) принять своего партнера и
получить вместе с партнером то, что Сократ назвал исступлением, которое дается
«богами для величайшего счастья». (4) Оргазм как финал гармоничного слияния
мужской и женской энергии описывается и в древнерусских текстах. Вот как
описывается этот акт в древнем мифе о браке Земли и Солнца в романе П. И.
Мельникова-Печерского «В лесах»: «И полились через солнце жаркие волны
лучезарного Ярилина света (бог Ярило). Мать Сыра Земля от сна пробуждалася и в
юной красе как невеста на брачном ложе раскинулась… Жарко пила она золотые лучи
живоносного света, и от того света палящая жизнь и томящая нега разлились по
недрам ее». (5)
Анализируя факторы, влияющие на
присутствие фригидности у женщины, нельзя не обратить внимания на значимость
роли мужчины в этом вопросе. Самым распространенным явным и скрытым
эмоциональным фактором, влияющим на присутствие фригидности у женщины, является
обида, поэтому далее я попытаюсь продемонстрировать, как она тормозит или вовсе
блокирует сексуальное влечение и саму способность получить оргазм. Психоанализ
показывает, что при встрече мужчины и женщины начинается «перестрелка
переносами», происходит то, что является неотъемлемой частью человеческих
отношений. Теперь представим, что женщина (или мужчина) носит внутри
собственного «Я» привычку (стереотип) обижаться. В ее бессознательном звучит
невротический мотив: «Ты делаешь не так, как я хочу». Обида всегда вырабатывает
различные формы психологической защиты (даже там, где это не нужно). Например,
если у женщины в детстве была обида и страх перед отцом-тираном, то ее
выработанная защита закрываться рядом с близким мужчиной будет работать всегда,
в том числе (особенно) во время интимных сексуальных отношений. Теперь в постели
с близким человеком эта защита в виде проекции бессознательного гнева, обиды
или страха будет закрывать ее способность быть сексуальной, начиная от
воображения и заканчивая состоянием вагины (влажная или сухая). Обида же
мужчины мешает ему чувствовать женщину, быть «здесь и сейчас» в половом
контакте. Образы, напряжение, связанные с обидой, эмоционально отвлекают,
поэтому продолжительность полового акта коротка, извержение происходит
преждевременно, падает эрекция. Мужчина начинает обвинять женщину, а она его,
вместо того чтобы разобраться в том, что происходит.
Эрекция – увеличение
полового члена с резким повышением его упругости.
Энергия обиды в таких случаях на
бессознательном уровне переключает сексуальную энергию от прямого использования
по назначению (осуществления полноценного сексуального акта) на невротическую
защиту от очередного тирана или фригидной женщины. Однажды получив психотравму
(особенно во взаимоотношениях с отцом), бессознательное женщины в близких
отношениях с мужчиной одевает ей «невротические очки», через которые далее она воспринимает
всех партнеров и секс, как опасно-травмирующий акт. Она отдаляется от него и от
себя в партнерских отношениях. На первый план выходит одиночество. Но практика
показывает, что иногда фригидность после ухода мужчины исчезает. Женщина
получает оргазм при помощи мастурбации, при стимулировании клитора или
влагалища. Почему так: оргазм без мужчины есть, а с ним нет. Ответ я дал выше.
И ей, и ему мешают невротические преграды на пути к взаимному познанию,
пониманию и т. п., которые нужно проработать со своим психоаналитиком.
Я не хочу услышать и понять то, что хочу услышать и понять
Примерно так иногда выражают
клиенты свое сопротивление к тому, что у них вызывает тревогу и что они не
готовы осознать. В случае фригидности и других сексуальных расстройств женщина
во время сеанса (а тем более в обычных отношениях) ведет себя так, как будто
она не слышит и не понимает меня. Это сигнал, что мы приблизились к чему-то
важному, и включилась ее психологическая защита. Она многолика и может
выражаться как угодно. Исследуя сопротивление женщин, я пришел к выводу, что
оно имеет определенную закономерность: фригидная
женщина сопротивляется сексуальности и вообще женской природе, потому что информация
о ней ей неизвестна и неприятна.
Фригидная женщина, как я уже
отметил выше, страдает оттого, что она на психологическом уровне отрицает свое
женское «Я». Она только имитирует женственность (в полигамных отношениях,
одежде, косметике и т. п.). Ее эмоциональный хаос объясняется тем, что внутри
ее «Я» запутанные понятия потребностей в сфере женственности. О чем это нам
говорит? Прежде всего, что пространство «Я-женщина» (энергия инь), которое на
физиологическом уровне имеет свое представительство в правом полушарии
головного мозга, заблокировано (этим фактом объясняется психосоматическое
сгорание левой стороны тела и правого полушария головного мозга). У такой
женщины закрыта способность быть интуитивной, переживать свою женскую природу и
т. п.. Она избегает любых теплых, близких отношений, в том числе и сексуальности.
Поэтому, если остановиться на этом кратком толковании, фригидная женщина защищается
потому, что не способна понять свои чувства (которые предлагается проговорить в
процессе психоанализа), боится и держит собеседника на расстоянии (при помощи
придуманных психозащит). Это понимание важно как мужчинам, строящим отношения с
такой женщиной, так и молодым психоаналитикам.
Моя практика показывает, что
иногда фригидная женщина проецирует на свое окружение психологическую защиту в
виде различных форм агрессивного нападения. Например: «Не я холодна,
эмоционально закрыта и не понимаю тебя, это ты меня не понимаешь». Такое
эмоциональное поведение (критика, обида, гнев и т. п.) мешает женщине повернуться
к себе, понять свое состояние и пойти в сторону изменения – от левополушарных
рациональных конструкций к интуиции, чувственной природе женского «Я».
Я понимаю, что сейчас, когда
читаете эти строки, вы (особенно читательницы) можете сказать: «Все это идеальные
выдумки автора!» Совсем нет, но при этом я допускаю, что у вас на сегодняшний
день может быть такое восприятие. Я только и сделал, что изложил свои
сегодняшние мысли по поводу данной проблемы, а дальше только ваш выбор. Если
позволите, то еще одно замечание простыми словами: человек, не умеющий взглянуть
на себя со стороны, признать, что там внутри что-то не так, психосоматически
сгорает чаще, чем остальные. Поэтому, когда на вашем пути встречается нежелающий знать и понимать человек, не
злитесь, не пытайтесь что-либо делать, он сегодня такой и, может, будет таким
всю свою жизнь. Поступая таким образом, вы возможно поможете ему уйти от
собственной слепоты, а сами сохраните свой жизненный ресурс.
Обида и сексуальное соперничество
Моя практика показывает, что
фригидность - большая непреодолимая проблема только в том случае, когда
партнеры не ведают, что происходит, и не пытаются разрешить ее при помощи специалиста.
Женщина, получив очередной отрицательный опыт в сексе с партнером, после аборта,
любой другой психотравмы уходит еще больше в обиду «Ты меня не понимаешь», а
далее в агрессию, направленную внутрь себя или на партнера. Одной из таких
стратегий убегания от разрешения существующей проблемы в сексуальной сфере
является проекция агрессии (охота за оргазмом) и конкуренция с мужчиной.
Словами эту невротическую стратегию я бы обозначил примерно так: «Если ты не
можешь меня удовлетворить, то тогда я сама стану мужчиной». Такое поведение диктуется
не только травмами в отношениях с отцом и родителей между собой, оно сегодня
подпитывается из источников СМИ, где пропагандируется нарциссизм, социальная
карьера, материальные блага и т. п.. О. Кернберг (1991, 1992) подобную
стратегию характеризует как деструктивно
сексуальное соперничество (лидерство), которое имеет свое начало в Эдиповом
резонансе бессознательного, агрессивное стремление к сексуальному порабощению
объекта, обусловленное глубокой фрустрацией и гневной обидой в прошлых
(ребенок-родитель) отношениях. Дополняет
вышесказанное толкование деструктивного соперничества, имеющего в основе тяжелую обиду, К. Хорни (1937): «Если я
обладаю властью над объектом, то он не сможет меня обидеть». Все эти
невротические стратегии в итоге приводят к тому (как показывает моя практика),
что женщина на бессознательном уровне отчуждается от своей женской роли,
испытывает определенный дискомфорт и пустоту, которую далее (невротически)
пытается заполнить социальным успехом, богатством жениха, алкоголем, охотой за
оргазмом и т. д. Мои наблюдения показывают, что такой подход к разрешению
проблемы делает женщину еще больше одинокой, агрессивной, обидчивой и
неспособной к гармоничным отношениям с противоположным полом. Женщина становится
жертвой насилия не только со стороны (своим поведением она провоцирует к этому
свое окружение), но и собственной аутоагрессии. Агрессию на себя за собственную
несостоятельность она проецирует на мужчину и тем самым эмоционально отягощает
любые отношения с ним, в том числе и сексуальный контакт.
Могу вам сказать, что клиентки бессознательно
проецирует на меня во время анализа то, что испытывают и могут разрешить там
дома, в поле своих отношений. Это и обида, и агрессия, и претензии к мужчине. Данные
проекции очень полезны для психоаналитической терапии, так как эти переживания
можно проработать профессионально «здесь и сейчас». Некоторые клиентки пытаются
сдерживать, я бы сказал даже, скрывать часть эмоциональных реакций, поэтому я с
самого начала анализа говорю, что здесь со мной безопасно, и полное проявление
возникших переживаний только улучшит динамику нашей работы.
Такие качества как
авторитарность, эгоистичность, «Я-идеальная» и т. п. блокируют способность
строить гармоничные отношения с противоположным полом, иметь нормальные
сексуальные отношения. Как это проявляется? Помимо случаев, когда женщина
полностью отрицает отношения с мужчиной (даже если она формально в браке с ним),
встречаются формы проявления фригидности в виде таких девиантных форм
сексуальных отношений как приверженность к оральному, анальному и другим негенитальным
видам секса, в том числе мастурбационные фантазии на тему изнасилования и
проституции. Читатель может спросить: «О какой фригидности вы говорите, ведь и
при помощи негенитальных видов секса можно получить оргазм?» Такой вопрос, как
и все остальные, очень справедлив и к месту. Я уже отметил выше, что присутствие
невротического конфликта, обиды, блокирует способность женщины получить удовольствие
как от отношений, так и от сексуального контакта с партнером. Вышеописанные
сексуальные девиации (как показывает психоанализ таких случаев) не дают женщине
глубокого удовлетворения, характеризуют ее уход от отношений и способствуют
дальнейшей невротизации ее внутреннего «Я» (если мужчина рядом, с ним
происходит то же самое). Увеличивается тревога и такие невротические переживания
как: «Время уходит, и я старею», «Жизнь проходит мимо меня» и т. д.
Девиации сексуальные –
отклонения от общепринятых в данное время и в данном обществе норм полового
поведения.
Здесь уместно напомнить, что
страхи, обида заставляют женщину еще больше обижаться и нападать на мужчину.
Это порождает конфликты и психосоматические расстройства в виде воспалительных
заболеваний женской половой сферы.
Помимо этого, обида блокирует
чувственную сферу женщины, лишая ее способности быть «эрогенной» в сексе. Она если
и участвует в сексуальном контакте, то без эмоциональной окраски. Во время
сексуального контакта «не видит» партнера, терпит и ждет, пока он удовлетворит
свою «физическую потребность». Такое состояние диктуется внутренним конфликтом
фригидной женщины «я тебя ненавижу (боюсь, обижена), но должна быть с тобой».
Такой конфликт имеет свое начало в переживаниях девочки «Отец, я боюсь и ненавижу
тебя, но, с другой стороны, не хочу тебя обидеть и потерять». Подобные
глубинно-психологические конфликты делают женщину фригидной из-за ее страха
зависимости от партнера, зависти к нему (бессознательного желания быть
мужчиной), бессознательного желания обесценить и уничтожить его. Если такая
женщина и имеет партнера, то в их отношениях присутствуют постоянные конфликты,
элементы насилия, отсутствие любви и оргазма. Одинокие женщины подобного типа
выражают свое недовольство в виде соперничества (в политике, бизнесе, на
автострадах) и т. п.
Итак, обида женщины, толкающая во
фригидность и другие формы сексуального расстройства, имеет следующую
глубинно-психологическую основу: отсутствие базального доверия к миру и мужчине,
ощущение своей ненужности и отчужденности, развитие тревожности и обиды
вследствие неудачных попыток достичь любви и понимания. Завершая вышеизложенную
мысль, приведу слова Э. Берна, которые удачны для дополнения данного текста:
«Тревожные женщины воспринимают жизнь как боксерский матч. Они сражаются своими
грудями, ягодицами, влагалищами или умом и всегда делают ложные выпады» (2).
Насилие и фригидность
В своей книге «Мужчина и женщина
по ту сторону счастья» (2006) я написал о том, что женщина, уходя в
маскулинность, в ложность, теряет (иногда навсегда) способность принять в свое личное
пространство мужчину. Вы согласитесь, что такое психологическое состояние
женщины уже насилие по отношению к себе. Оно выражается как внутренними
противоречиями, так и внешними конфликтами. Далее я попытаюсь показать, как
насилие и переживания, связанные с ним, блокируют сущность женщины, ее
способность жить гармоничной сексуальной жизнью.
В некоторых случаях фригидная женщина
воспринимает на бессознательном уровне интимные партнерские отношения как
насилие. Почему? Как я уже отметил выше, из-за своих негативных переносов на
мужчину и саму сферу сексуальных и близких отношений. Мужчину она воспринимает
как насильника, независимо от его статуса: является он супругом, сожителем,
членом семьи мужского пола. Почему? – спросите вы. – Что происходит в таком
случае в психике женщины? Мужской образ с детства воспринимается как негатив
(не защищает, критикует, ругает и т. п.), как насилие. Образ мужчины не
ассоциируется с удовольствием, поэтому бессознательное женщины блокирует способность
получить его в реальных сексуальных отношениях. Конфликт между «не хочу»,
образом «мужчина - неудовольствие» и «нужно» и создает блок сексуальной энергии
и ощущение очередного насилия. Обычный человек (как мужчина, так и женщина)
видит только внешние аспекты насилия, но часто не видит, что происходит в
невидимой части конфликта в случае фригидности. Этот факт и приводит к тому,
что фригидная женщина со временем отдаляет себя от возможности разрешить как
свою внутреннюю проблему, так и способность строить гармоничные отношения
вообще. Неспособность к коррекции своего внутреннего невротического состояния
приводит женщину к целой цепочке несчастий в виде насилия и усугубления
фригидности. Вот какие данные приводят финские коллеги в одной из
публикаций:
По крайней мере, каждая третья
женщина во всем мире испытывала насилие или была под угрозой его применения со
стороны своего супруга или сожителя.
Каждая четвертая финская женщина
испытывала физическое насилие или угрозу его применения в интимных партнерских
отношениях.
В 80 процентах случаев жертвой
насилия в интимных партнерских отношениях или насилия в сфере близких отношений
является женщина.
В 90 процентах случаев
применяющий насилие – мужчина. (3)
Практика показывает, что на
бессознательном уровне женщина ищет своего насильника. Насилие во всех случаях имеет
начало в невротическом «Я» женщины. Например, чувство вины и обиды за
собственную несостоятельность может быть проецировано на окружение в виде
агрессии с целью самонаказания. Как бы это ни звучало в данном контексте, но
пощечины, толкание или удары кулаком являются бессознательным желанием
(аутоагрессией) женщины. Физическое насилие приносит, как ни странно, на
некоторое время облегчение. Почему? – спросите вы. Физический удар ослабляет ее
чувство самообвинения и самобичевания за собственную несостоятельность.
Хотя женщина во время физического
(и других форм) насилия думает, что она стала объектом психологического или
хозяйственного господства мужчины, всегда под этим актом можно увидеть и скрытое
желание приобрести власть над мужчиной при помощи насилия над собой. Как? После
физического насилия мужчина испытывает чувство вины, и тут появляется
возможность со стороны женщины использовать его чувство вины для удовлетворения
(хотя и на короткий период) своих невротических потребностей. Если я вас еще не
запутал своими аналитическими размышлениями, то пойдем дальше.
Обзывания, оскорбления и
обвинения, ограничение свободы или сексуальное давление являются для фригидной
женщины сигналом злоупотребления властью и сигналом, что она права в своей
стратегии «держать мужчину и сексуальное удовлетворение подальше от себя». Я
забыл выше написать, что для фригидной женщины понятие допустить себя до
оргазма значит потерять себя, попасть под власть тирана-мужчины. Проникновение
полового члена в вагину означает для нее, что она проиграла бой с мужчинами,
потеряла бдительность, и скоро с ней произойдет что-то страшное. Цепочка «насилие
– усиление невротического состояния», как вы понимаете, ни к чему хорошему не
приводит. У женщины усиливается тревога, а вместе с ней контроль всегда, везде
и во всем.
Хочу еще раз обратить внимание,
что в таких отношениях страдают оба партнера. Это объясняется тем фактом, что насилие
происходит в интимных отношениях двух людей. Их психическое и телесное
травмируется также, как и в случае, если
бы двое находились в контакте друг с другом и попали под электрический ток. Мало
того, от подобных отношений сильно страдают дети, усугубляется их невротическое
состояние, которое в будущем сильно
повлияет на их судьбу.
Некоторые формы насилия:
Физическое насилие: побои,
удары ногами, толкание, хватания, хватание за волосы, пощечины, нанесение
телесных повреждений.
Психологическое насилие: обзывания,
ругательства, угрозы, унижение, оскорбления, вымогательство, запугивание,
битье, ломание вещей, ограничение свободы.
Сексуальное насилие: дискриминация,
приставания, нарушение покоя, склонение к унижающим или к неприятным
сексуальным действиям, склонение к сексу, изнасилование.
Если у женщины отсутствует
способность прийти к осознанию своего состояния и конструктивных способов решений, это приводит
к применению насилия. Лицо, совершающее насилие, может обосновывать свои
действия проблемами в супружеских отношениях, трудной жизненной ситуацией или
тем, что он сам испытывал психологическое насилие в супружеских отношениях, не
подозревая о том, что речь идет о более глубинных причинах, нуждающихся в
коррекции.
Несколько слов о практических шагах в сторону разрешения проблем,
связанных с фригидностью.
Над возникшей проблемой нужно
работать и мужчине и женщине. Необходимо помнить, что это - проблема двоих. Женщине
полезно изучить свой род по женской линии, а именно: что происходило в плане женственности
и материнства.
Обратите внимание на то, как вы
поддались современным стереотипам о том, как вести себя в сексуальных отношениях.
В чем разница между «очаровать мужчину» и «подцепить», «поставить на бабки» и
т. п. Сами эти фразы говорят многое о полоролевом состоянии женщины. Например,
если она «цепляет», то от нее будут через некоторое время отцепляться. Да и
сама женщина не будет вникать в то, как она эмоционально взаимодействует с
мужчиной. Мужчина, в свою очередь, чувствуя, что его потребляют, не очень-то
будет углубляться в отношения и чувствовать половую ответственность за них.
Яркий пример - всякого рода дистанционные отношения.
Вместо того чтобы уйти в обиду на
мужчину «Я – хозяйка собственного тела и не нуждаюсь в том, чтобы какой-нибудь
примитивный самец зондировал меня своим грубым членом» (6), женщине лучше
проработать свои переживания с психоаналитиком и поменять отношение к себе в
отношениях с мужчиной.
Нужно помнить всегда, что путь к
устранению фригидности - это уход от феминистических настроений. Например,
понять раз и навсегда, что попытка ставить равенство между мужским и женским
полом в области половой жизни является абсурдом.
Помимо работы с психоаналитиком
над глубинными преградами на пути нормального сексуального влечения, женщина должна
еще проделать много своих собственных шагов в сторону понимания себя и своего
мужчины. Например, уйти от образа «принц на белом коне» и начинать принимать
своего мужа в режиме «здесь и сейчас». Понять его образ жизни, его привычки,
познать и полюбить его тело… Если есть любовник, то сделать выбор, а не
обманывать партнера при помощи фригидности.
В сексе, также как и в кулинарии,
не нужно искать конкретного рецепта, совета, надо постоянно искать и импровизировать,
и тогда вкусы и воображение приведут вас к неповторимым сексуальным ощущениям.
Вы станете богаче (бог будет постоянно давать вам) не только в плане половой культуры,
сексуальности, но и в целом, как личность.
Напишите на бумаге свои ассоциации или нарисуйте возникшие образы
1. Что обозначают для вас
следующие слова: сексуальность, полигамность, восхищение, влюбленность, любовь,
секс, занятие любовью, половой акт, встречи с кем-либо, интимные партнерские
отношения, половой, женщина, мужчина, собственное «я»?
2. Какую информацию дают СМИ,
родители и близкие друзья о восхищении, влюбленности и об отношениях с
противоположным полом? Согласны ли вы с этим?
3. Каким партнером вы бы хотели
быть? Придумайте пять предложений. Анализируйте данную тему, прочитав все
написанное вслух.
4. Напишите, какая ситуация
является для вас идеальной для симпатизирования и сближения с другим человеком?
5. Как родители должны относиться
к вашим отношениям с противоположным полом?
Полученные данные можете
проговорить со своим аналитиком.
Заканчивая данную статью, я хотел
бы подчеркнуть еще раз, что каждый случай фригидности имеет свою индивидуальную
историю и психосоматическую конституцию, поэтому ищите и делайте то, что делает
вас способной получить удовольствие и желание жить. Найдите то, что блокирует
путь Эроса и женскую природу. Чаще, как я уже отметил выше, это бывает
собственное самоограничение, идущее из детства. Об образах, идущих из детства и
влияющих на бессознательное, хорошо написал Ирвин Ялом: «Моя жена передо мной.
Она раздета и стоит, расставив ноги. Я смотрю вдаль через треугольник,
образованный ее ногами. Но все, что мне удается увидеть, далеко-далеко, у
самого горизонта, - это лицо моей матери» (7).
Литература
1. Медицинский словарь (Oxford). Том 2 (Н-Я): Пер. с англ. – М.: Вече, АСТ, 1998. – с.
608.
2. Э. Берн, Материалы гимбелевских лекций по психологии
секса, 1966.
3. Tilastokeskus/Kuolemansyytilasto.
4. Лосев А. Ф.
Бытие-имя-космос. – М.: Мысль, 1993.- с. 43.
5. Демин В. Тайны
Русского народа. В поисках истоков Руси. – М.: Вече, 1997.
6. Вислоцкая
Михалина. Искусство любви (двадцать лет спустя): Советский спорт. - М.: 1992.-
с. 32.
7. Ирвин Ялом. В поисках сновидца. 2006.
Комментарии
Отправить комментарий