От невроза к
самоанализу
Станьте сейчас тем,
кем вы хотите видеть себя в будущем.
У. Джеймс
Говоря о невротическом конфликте,
созданное им эмоциональное и телесное напряжение есть не отдельно взятое расстройство,
а состояние всей нашей сущности. В переживании негативной эмоции участвуют и
тело, и психика. Например, нет состояния, в котором «я немного невротичен», есть
расстройство, которое охватывает всю личность человека. Как практик, я работаю
с человеком, а не с диагнозом (например, депрессивным, тревожным или
обсессивно-компульсивным неврозом или «неврозом органа» и т. п.). Известно, что
классификация невротических расстройств приводит к размытости и невозможности
определить черты, которые могли бы надежно охарактеризовать каждый из них и
служить для различения его с другими. Также присущая им многозначность привела
к тому, что использование основного термина как для описания, так и для
обозначения этиологического процесса, лишило этот термин какой-либо
последовательности (или даже согласованности) в значениях. Человек хочет
услышать от психотерапевта диагноз в тех случаях, когда он не готов признать,
что невроз охватил его полностью, и он
стал другим. Расщепление на себя здорового и невроз является невротической
защитой, которая, в свою очередь, является ни чем иным, как производной
невротического «Я». Защита рано или поздно приводит человека к усугублению
невротического состояния, неадаптивным способам взаимодействия с внешним миром.
Практика показывает, что невроз
мешает человеку быть способным к самоанализу, провести собственную работу по
интеграции своего «Я», особенно, когда возникает стрессовая ситуация. Исходя из
этого, я хотел бы еще раз показать на примерах из практики, как невротическая
патология возникает и развивается в сущности нашего «Я». Эти знания помогут вам
научиться сосредотачиваться на возникшей проблеме, научиться самоанализу.
Ребенок, подрастая, впитывает на
бессознательном уровне все то, что транслируем мы, родители. Это - и наши
поступки, и наше психологическое состояние. От того, что мы излучаем на
невербальном уровне, говорим и делаем, зависит образ, который ребенок возьмет
как образец для дальнейших действий и материал для создания своего внутреннего
«Я», отношений «Я-Ты», «Я-Они». Для ребенка родитель, особенно в самом начале развития
(внутриутробное состояние, младенчество и детство), является идеалом, богом.
Если родитель отвечает запросам «хорошего объекта» для примера как любить,
адаптироваться, жить как пол и т. п., то у ребенка меньше вероятности, что он
свалится в невротическую патологию. В таком случае больше вероятности, что он постоянно
будет творчески развивать способность быть. О чем это нам говорит? Ребенок,
подрастая, будет строить отношения со своим окружением так же, как и с
родителями: хорошо адаптироваться и развиваться как личность. Его будет
окружать те люди, которые соответствуют состоянию его внутреннего «Я». Вспомним
поговорку: «С кем поведешься, от того и наберешься». Этот проверенный практикой
факт подсказывает нам, что ребенок, подрастая, дальше по жизни будет выбирать
объекты для отношения и подражания, соответствующие его родительским образам,
дающие безопасность, помогающие развить себя в сторону позитива и успешности.
Его бессознательное «Я» как хороший селекционер постоянно будет выбирать самые
оптимальные модели для самоучения и анализа. Например, мальчик, имевший в
детстве хорошие отношения с мамой, выберет в будущем жену, которая наполнит
смыслом (не невротическим) его внутренний мир, поможет реализоваться как
личность, пол и родитель.
Базальная способность бытия, которую мы можем дать ребенку (а можем
и лишить), дает возможность ему быть способным к размышлению, самоанализу,
переживанию возникших ситуаций и колебаний эмоционального состояния. Другими
словами, быть стрессоустойчивым. Сегодня это важно, как никогда, когда растет
количество невротиков (например, сегодня в современной России 2 млн. 700 тыс.
алкоголиков и 600 тыс. систематически употребляющих спиртное), психосоматически
сгорающих, увеличивается число развалившихся браков, брошенных детей и т. п.
Важно отметить при обсуждении
заявленной темы, что для правильного развития и мальчиков, и девочек важно
эмоциональное присутствие не только мамы, как первичного объекта любви, но и
папы. Многие мужчины думают и даже убеждены, что их присутствие не обязательно.
«Я потом займусь воспитанием своего чада» - говорят мои клиенты-мужчины, когда
начинаем проговаривать место папы в воспитании ребенка. Если папа не
присутствует физически и психологически (таких случаев сегодня достаточно), то
это может привести ребенка к невротической патологии. Яркий пример – невротическая зависимость от мамы,
которая отражает проблему в супружеских отношениях, а ребенка приводит к
проблеме в адаптации и полоролевой идентификации. Естественно, что имея
подобные проблемы, мальчик или девочка уже не будут способны противостоять
стрессу, провести коррекционный самоанализ. Ребенок, точнее, его психика, скорее
придумает различные психические защиты,
дабы хоть как-то защитить себя и выжить. Например, чувство обиды помогает невротику
управлять окружением, обеспечить свою безопасность, выиграть в случае, когда
нужно добиться своего. Он использует обиду автоматически, ибо она когда-то
удовлетворила его невротическую потребность добиться удовлетворения,
почувствовать себя всемогущим владельцем значимого объекта.
Итак, то, что транслируют нам
родители, мы списываем на бессознательном уровне и потом неосознанно используем
в своей жизни в качестве уже своих черт характера, эталонов эмоционального
реагирования и поведения. Конечно, стереотипы поведения и эмоционального реагирования,
полученные в раннем детстве, терпят некоторые изменения во время подросткового
бунта, но, если они изначально хорошие, то таковыми и остаются. Они помогают
подростку благополучно справиться с этим кризисом и выйти на новые полезные
ценности для его «Я», которые далее помогут в последующее годы жизни. В случае
же, когда ребенок списывает невротическую модель, и с ней не проводится
коррекционная работа, она такой же и остается, только со временем все более
отягощается.
Когда начинается невроз
Конфликт между собственными
представлениями о родителях, себя в глазах родителя и окружающим миром
заставляет ребенка постоянно регрессировать на уровень инфантильных стадий развития. Это невротизирует
его и мешает социально адаптироваться, понимать себя и других. Он становится
привязанным, увеличивается агрессивность, которую направляет или вовне, или к
себе. Помимо этого могут активизироваться такие нарциссические защиты,
скрывающие травматические переживания невротика, как комплекс важности
(грандиозности), квазинезависимость, презрение, обида, зависть, агрессивность и
надменное дистанцирование. Как это выглядит, попытаюсь проиллюстрировать
примером из практики. Клиентка Х. обратилась за помощью по поводу растущей
тревоги за здоровье мамы. Во время анализа она рассказала о том, как в раннем
детстве ее мать заболела непонятной тогда для нее болезнью. Взаимоотношения с
отцом были плохие. Мать не спала, была раздраженной, похудела и т. п.
«Доставала» дочь в эмоциональном плане, проецируя на нее тревогу и требования,
чтобы она не покидала ее ни на минуту. Клиентка, будучи маленькой девочкой, со
временем стала тревожиться за здоровье мамы, бояться ее потерять. Потом страх
потери мамы был подкреплен несколькими психотравматическими случаями. Один из
них был связан с тем, что клиентка заблудилась в городе, где они отдыхали. Со
временем у клиентки появились противоречивые мысли: «Надо быть взрослой, а то
не на кого рассчитывать, а с другой стороны - сильная привязанность с тревогой
потери близкого объекта и страхом перед взрослой жизнью». Ее охватил невроз с
нарастающими негативными переживаниями и соответствующими событиями. Например,
в начале терапии она часто повторяла: «Жизнь я воспринимаю как сплошной стресс.
Я постоянно сомневаюсь, не могу принять решения… Не хочется ничего делать… Боюсь,
что ничего не получится…». Как вы уже догадались, невротическое поведение мамы,
неприглядные отношения родителей и т. п. помешали клиентке получить позитивный
образ для идентификации и хорошую базальную модель «как жить». Вследствие
травматического воспитания она получила искаженное восприятие о себе и
окружающем мире. Не получила ощущения, что она есть, достойна любви, может
доверять себе и другим. Психоаналитик Веко Тэхкэ в своей работе «Психика и ее
лечение» (2001) по этому поводу пишет следующее: «Невротические пациенты,
мучимые виной и тревогой, являются жертвами чрезмерно строгих моральных
требований, в действительности они страдают от относительного отсутствия личных
моральных твердо установленных ценностей…». Я бы добавил: от отсутствия хороших
родительских объектов для здоровой идентификации. Если нет хороших родительских
моделей для интеграции их в собственное «Я», то тогда их место занимают
невротические структуры (вечно преследующие монстры). Вследствие этого ребенок
впадает в невроз: постоянно ограничивая
себя, подвержен чувству опасения,
неуверенности, вины и тревоги. Помимо этого, в ходе анализа у таких типов обнаруживается
хроническое отсутствие самоуважения на фоне внутреннего протеста и отсутствия
способности быть искренним как к себе, так и к окружению.
Подводя итог вышесказанного, мы с
вами должны понять, что невротическая патология достаточно многогранна и
динамична. Только понимая свой невроз при помощи самоанализа, человек может
вернуть себя к психологическому здоровью. Например, какие ценности и нормы для
своего «Я» мы получили от родителей, а какие надо добыть уже собственным трудом.
Известно, что преодолевая внутренние конфликты, дополняя энергетическую и
информационную нехватку в тех или иных структурах психики, корректируя
внутренние идеалы, человек побеждает невроз, становится зрелой, автономной
личностью.
Самоанализ
Способность к самоанализу
приходит во время работы с аналитиком. В другом случае бессознательное может
увести вас в сторону и надолго. Любое проявление невротического «Я» в виде
страха, недоверия может исказить еще больше ваше восприятие, ход ваших мыслей и
ассоциаций. Практика показывает, что помехи, идущие из глубин нашей психики,
могут заставить нас блуждать до изнеможения. Я часто слышу как от своих новых клиентов,
так и в беседах за пределами психоаналитической практики следующее выражение:
«Я устал от собственного самокопания… Это убедило меня, что самоанализ ничего
не дает, кроме разочарования и усталости…». Дабы с вами этого не случилось,
далее я ознакомлю вас с некоторыми тонкостями самоанализа.
О тонкостях самоанализа
Приступая к работе над собой,
научитесь концентрироваться на себя: свое тело, мысли, образы и т. п. Этим вы
можете заниматься постоянно. Например, отслеживать свои ощущения в теле можно и
в метро, и в кафе, и на работе. Могу вас заверить, что сегодня очень мало людей,
умеющих чувствовать свое тело. Почему работу над собой нужно начинать с тела?
Потому что тело более видимо и понятно для сознательного «Я», чем скажем образ
страха, невротического конфликта и т. д.
Только потренировавшись с
отслеживанием ощущений на телесном уровне, вы можете в плане самоанализа пойти
дальше. Например, нарисовать или написать то, что вас волнует (страх за
здоровье родителя или ребенка, боязнь потерять работу и т. п.). Повесьте это
напротив себя и позвольте себе обдумывать эту проблему. Постарайтесь в режиме
свободных ассоциаций получить всю поступившую информацию. Проанализируйте ее.
Ответ на ваш вопрос к психике может прийти в самый неожиданный момент: во время
просмотра фильма, во сне, во время чтения книги и т. п. Фиксируйте поступившую
информацию, записывая в блокнот, при возможности проговорите с аналитиком на
очередной сессии.
Когда я говорю о выработке умений
и навыков самоанализа, я подразумеваю способность к ликвидации невротического
конфликта, коррекции и укрепления стабильности внутреннего «Я». Теперь вы понимаете,
что это - не игра, а важное для гармоничного бытия занятие. При помощи
самоанализа вы приобретаете навык и умение вызвать из бессознательного необходимую
информацию. Например, при помощи отслеживания непрерывного потока ощущений,
мыслей, образов, желаний, доступных нашему наблюдению и анализу, вы можете
скорректировать свое искаженное восприятие, осознать свой страх, стереотип
навязчивого поведения и т. п.
Конфликтная ситуация,
невротическое переживание у любого человека проявляется через следующие
основные «сферы разрешения конфликта»: тело, профессиональная деятельность,
отношения «Я-Ты», чувства и воображение. Зная об этом, вы можете построить собственную
схему самоанализа с целью разрешения возникшего конфликта или устранения
невротического переживания.
Например, на телесном уровне невротический
конфликт проявляется в виде различных симптомов или психосоматических
расстройств. В профессиональной
деятельности - внутренние или внешние конфликты, связанные с работой,
плохое настроение, раздражительность, утомляемость и т. д.
Самоанализ должен быть обращен
на то, как проявляет себя невротический конфликт, оказывая негативное влияние
на телесное состояние человека, на его отношения с внешним миром. Подобная
работа приведет вас к осознанию своих приобретенных бессознательных стереотипов
поведения и эмоционального реагирования в конфликтной ситуации.
Не обманывайте себя
Итак, навыки по самонаблюдения и
анализу помогают консолидировать внутреннее «Я», воспитывают внутреннюю
самодисциплину и волю, которые в свою очередь так необходимы для здорового
образа жизни.
Занимаясь самоанализом, читая
книги по волнующей вас теме, вы почувствуете, что внутри вас происходят
изменения. Вы уже не сможете выдать за единственную реальную действительность
ваш страх, комплекс или вредную привычку. Не сможете спрятаться в болезнь,
пытаясь с ее помощью манипулировать окружением, просить любви и внимания.
Весьма прискорбно наблюдать, что сегодня многие врут себе, не хотят осознать
(ведать) происходящее с ними. Обманывая, человек как бы успокаивает себя:
«Невроз у них, но не у меня». К чему это приводит? Прежде всего, к усугублению
невротического состояния и тому, что мы можем наблюдать сегодня вокруг себя: человека,
который не способен жить в мире с самим собой. Далеко за примером ходить не
надо. Я возвращался из офиса после приема клиентов. Переходя перекресток на
зеленый свет, я увидел автомобиль, двигающийся то вправо, то влево, пытающийся
повернуть в мою сторону, нарушая правила движения. Я подумал: «За рулем
мечущийся, неуравновешенный человек». Посмотрел на водителя и увидел мужчину с маскообразным
лицом, широко раскрытыми глазами, совсем не говорящими об эмоциональном
равновесии. Возникает вопрос: «Он такой только за рулем?»
Нужно знать, что невротик очень
расстраивается, если вы видите мир иначе, чем он. Многие не знают об этом и
пытаются ему навязать свое мнение, доказывать что-то. В итоге - конфликт.
Самообман мешает невротику
увидеть свою проблему и решить ее. Ведь для того, чтобы ее изучить и убрать,
необходимо ее увидеть и признать, что она есть. Например, женщина не сможет
разрешить свою проблему неспособности строить отношения с мужчиной, пока не
увидит то, что мешает ей это сделать. Способный к самоанализу человек (даже
если он страдает от невротического расстройства) постепенно перестает
обманывать себя, обнаруживает свою невротическую часть внутреннего «Я» и начинает
с ней работать. Невротический стереотип поведения и эмоционального реагирования
постепенно, благодаря работе над ним, превращается из чего-то «непонятного,
расплывчатого» в известное и доступное для сознательного понимания. Наблюдая за
своим комплексом, как он еще участвует в вашей жизни, вы продвигаетесь в
сторону той точки, когда придет решение расстаться с ним или еще оставить для
обогащения своего жизненного опыта (я жил с комплексом и могу жить и без него).
Вообще, человек, сумевший быть и там
(в неврозе), и здесь (смог его
проработать и выйти к норме), становится опытным в плане управления своей
психикой. Он умеет держать эмоциональное равновесие, обнаруживает в себе и в
окружении то, что ранее не замечал и т. д. Невротик же не может иметь эту
способность из-за зацикленности на невротическом переживании. То, как нас
зацикливает травматическое событие, негативные эмоции, иллюстрирует
поучительная история, описанная Г. Селье в своей книге: «От мечты к открытию» (1964):
«Во время одного из заседаний конгресса по психологии в Геттингене в зал
ворвался человек, за которым гнался вооруженный бандит. После короткой схватки
на глазах у всех раздался выстрел, и оба человека выбежали из зала примерно
через двадцать секунд после своего появления. Председатель сразу же попросил
присутствующих записать все, что они видели. Втайне от участников конгресса все
происшествие было предварительно инсценировано, отрепетировано и
сфотографировано. Из сорока представленных отчетов лишь один содержал менее 20%
ошибок, касающихся основных фактов происшествия, 14 отчетов имели от 20-40%, а
25 отчетов – свыше 40% ошибок. Любопытно, что более чем в половине отчетов
около 10% подробностей были чистой выдумкой». Эта история поучительна для нас
тем, что она подсказывает то, что невротик не только допускает ошибки, но и
из-за искаженного восприятия выдумывает много негативного, в том числе и
самообман «со мной все в порядке». Обманывая себя, невротик увеличивает вероятность,
что в следующей жизненной ситуации он допустит еще больше ошибок. Например,
если родители не видят невротическую проблему ребенка, из-за которой он хочет
поменять школу, то, поменяв ее, удовлетворив его требование, создают новые
условия для дальнейшего развития проблемы.
В заключение еще несколько слов о
том, как невроз является учителем, заставляющим нас быть внимательнее к себе, к
тому, как мы живем. Когда человек говорит: «Зачем мне заниматься наблюдением,
видеть мир, неожиданные изменения?», мне не остается ничего другого, как
помолчать и дать ему еще время, чтобы он подумал над собственным вопросом.
Кто-то размышляет минуты и получает ответ, кто-то час, а кто-то не получает
подсказку за всю свою жизнь.
Человек, невидящий, закрытый от
собственного «Я» неврозом, рискует не заметить, пропустить много важного и
интересного в своей жизни. И только приступив к самоанализу, может приобрести
талант видеть себя и еще много интересного в массе сегодняшнего мира.
Комментарии
Отправить комментарий