Психосоматическое сгорание в период пандемии

Ничего не происходит случайно.

Например, причиной нахождения клада является

вскапывание земли и посадка дерева.

ДЕМОКРИТ

             Ухудшение психосоциальной среды заставляет каждого из нас всё больше и больше задумываться о том, как предупредить собственное психосоматическое сгорание. Мы наблюдаем, как рост тревожности, агрессии и насилия (физического и информационного) держит современного человека крепкой хваткой в затяжном стрессе. Участвует в этом и затянувшаяся пандемия. Моя ежедневная практика показывает, что пандемия сказалась на психическом состоянии и тех, кто не болел. Страх заразиться, потеря веры в помощи врача, уверенности, что ты не сможешь защитить себя и близких, веры в завтрашний день, отсутствие социальной поддержки – вот несколько переживаний, которые сегодня многих загоняют в очаг психосоматического сгорания. Эти и другие переживания создают невротическое напряжение, а оно, если длится долго, в свою очередь, приводит к психосоматическому сгоранию. В своей книге «Как защититься от сгорания в семье и на работе. Часть 1», анализируя данную проблему, я написал: «…во время психоэмоционального сгорания происходит потеря психологического и физического здоровья человека, его личностная деформация и гибель». Как это происходит поэтапно, я попытался описать в книге «Путь саморегуляции», 2013 г. В случае, когда мы переживаем стресс, организм отвечает гиперфункцией, гипертрофией, гиперплазией и неоплазией. Эти программы заложены в процессе эволюции на земле с целью защиты жизни. В случае стресса эти программы, пытаясь выровнять энергоинформационный и соматический баланс, приводят к болезни. Например, во время гиперплазии происходит изменение строения тканей, сопровождающееся увеличением в них количества составляющих их клеток. Такое разрастание тканей приводит в итоге к увеличению органа или его части в размере, что напоминает доброкачественную опухоль. Чтобы этого не произошло, нам необходимо знать об этом и постоянно проводить профилактическую антистрессовую работу. Я далее остановлюсь на практических шагах, которые, как показала моя практика, помогают снять стресс и держать психосоматическое здоровье на должном уровне.

Работа с тревожностью

 Тревожность, по моему мнению, сегодня охватила коллективное бессознательное и с особой силой давит на индивида. В связи с ростом событий, которые мы наблюдаем, больше людей страдают от депрессий, навязчивости, раздражительности, различных фобий и т. п. И это - нормальная реакция на опасность. Например, человеку сегодня не понятно, каких последствий ждать в связи с изменением климата, ростом социально-политического напряжения и возможности начала третьей мировой войны, неизвестностью, по какому сценарию произойдёт развитие пандемии, и т. д. Нам, специалистам, известно, что тревога, в отличие от страха, характеризуется, прежде всего, расплывчатостью, неопределённостью и ужасом перед неизвестным. Как отмечал К. Гольдштейн, тревога вызывается такой опасностью, которая угрожает самой сущности и ядру личности. Необходимо понять, что в итоге тревога — это продукт воображения человека на фоне внутренних и внешних проблем. Но, если беспокойство и тревога длятся долго, то человек начинает психосоматически сгорать. Например, он боится, что сам заболеет и заразит других, что это никогда не кончится. У тех, кто переболел, особенно в тяжёлой форме, тревога и страх повторного заражения.

Тревожность, как и все негативные психологические реакции, - продукт нашего воображения. Работу по саморегуляции нужно начинать с осознанной установкой: «Я хочу осознать свою тревожность и трансформировать её в позитивный ресурс!» Когда вы на уровне внутреннего взора поворачиваетесь к внутренней картинке тревожности, она становится понятной, не страшной и управляемой. Далее, используя визуализацию, медитацию и дыхание, приступите к более детальному изучению тревоги: как она проявляется на телесном уровне, в мыслях и образах. Со временем вы осознаете, как сформировалась ваша привычка тревожиться, как вы её «кормили», как она здесь и сейчас влияла на вас, мешала двигаться по жизни.

Подобная самостоятельная работа наравне с психоанализом далее поможет осознать, что ваша тревожность связана с «закупоренной агрессией», другими негативными программами из вашего прошлого. Моя практика показывает, что невротик, подавляя свои эмоции из-за страха конфликта, всегда проваливается в тревогу. Одной женщине во время анализа я сказал: «А Вы не задумывались, что ваша тревога связана с тем, что Вы не позволяете себе злиться?» Осознание глубинного смысла тревоги позволяет качественно работать с ней. Вы сами можете убедиться в этом на примере собственной практики. Например, во время медитации человек может осознать, как та или иная психотравма заставляет его невротически защищаться от окружения, не позволяя ему иметь хорошие гармоничные отношения…

Другие психотехники, как работать с тревогой и другими негативными психологическими реакциями, я, как всегда, приведу в конце текста.

 Сегодня много агрессии

 Часто слышу эту фразу и сам наблюдаю, как уровень агрессивности сегодня растёт. В прошлом, в одном из интервью на 1 канале меня спросили: «Почему так много агрессии на дорогах?» Помимо всего прочего, я ответил: «Нас слишком много!»

Агрессия нам дана природой для защиты. Она готовит наш организм к активным действиям. Когда человек осознаёт этот божественный дар и управляет им, то агрессивный импульс только помогает в жизни. В другом случае – это яд. Например, находясь в эпицентре невротических переживаний, современный человек приходит к сгоранию и таким психосоматическим заболеваниям, как гипертония, артрит, астма, язва желудка и т. д.

Сегодня проблема роста агрессии ещё в том, что основная масса живёт неосознанно, человек постоянно находится под влияем информационных атак. Значительную роль также играют такие факторы, как шум, одиночество, уход в виртуальный мир, склонность к враждебным действиям и т. п. Присоединяются к этим внешним факторам и психотравмы, идущие из рода и детства. Обратите внимание, какое сегодня воспитание подрастающего поколения. А образование? Практика показывает, что сегодня агрессивные дети чаще воспитываются в семьях, где больной психоэмоциональный климат. Агрессия ребёнка является зеркальным отражением того, что происходит в психике родителей. Сегодня к этому всему добавилась ещё информация из СМИ и интернета, вследствие которой ребёнок разочаровывается во всём происходящем, впадает в комплекс неполноценности, тревожность. Например, ребёнок наблюдает уставших родителей, загруженных работой, ипотекой и испытывающих тревогу по поводу завтрашнего дня… В такой ситуации у него может развиться протестующее ЭГО: «Я не хочу, как ты, жить и пахать!», «Я буду подавлять окружение, обманывать, воровать и т. п.!» Такие примеры помогают нам понять, как окружающие обстоятельства, помимо программ, идущих из семьи и рода, делают нашу агрессию деструктивной или, как писал Э. Фромм, «злокачественной».

Итак, понимание того, что страх и агрессия являются неотъемлемой частью нашей сущности, помогает в работе над собой. Мы осознаём, как «доброкачественная агрессивность» (Э. Фромм), которая «обслуживает жизнь», может перейти в «злокачественную» (различные формы жестокости, насилия, формы садизма, в случае аутоагрессии самоубийство и т. п.).

Самоанализ

 Профилактика психосоматического сгорания, как вы догадываетесь, требует от вас работы над собой. Например, в работе над агрессией (особенно «злокачественной») вам необходимо в спокойном состоянии проанализировать (лучше проговорить с психоаналитиком):

1.      В какие моменты жизни агрессия помогла вам, а в какие навредила?

2.      Когда и как подавляете свою агрессию?

3.      Что вы чувствуете, когда агрессия закупорена, боитесь «высовываться»?

4.      Как реагирует на подавленную агрессию ваше тело?

 Самоанализ лучше провести в тихом, спокойном месте. Визуализируйте свою злость, раздражение. Почувствуйте, в какой части тела локализируется агрессия. Осознайте то, что агрессия и биопатогенная зона, связанная с ней, уже в поле вашего зрения. Спросите, в чём смысл присутствия этого агрессивного ядра. Наблюдайте также, как ваш ум начнёт здесь и сейчас сопротивляться дальнейшему осознанию агрессии. Жизнь показывает, что обычный человек без опыта духовной и психотерапевтической практики чаще неосознанно включает сопротивление из-за страха осознать тень своего «Я».

Визуализация агрессии в режиме здесь и сейчас сделает вас мудрее и защитит от сгорания. Правда я иногда слышу: «Я не могу визуализировать, представить себе что-то на уровне воображения!» Тогда я говорю: «А как быть с тем, что ваш мозг более 90% информации получает в виде визуальных образов?»

 Что мешает механизму саморегуляции?

 Если болезнь, психологическая проблема не уходит, это говорит о том, что вы на бессознательном уровне сопротивляетесь к изменению к лучшему. Смысл сопротивления по информационному содержанию индивидуален для каждого из нас. Оно давно присутствует и глубоко запрятано в тени нашего «Я». Поэтому в случае сгорания, других проблем со здоровьем и отношениями «Я-Я», «Я-Ты», «Я-Они» срочно нужно проработать сопротивление с психоаналитиком, а также самостоятельно практиковать самоанализ, медитацию и различные подходящие для вас психотехники.

Итак, вы уже понимаете, что нам мешают исцелиться негативные программы, идущие из рода, нашего внутриутробного периода развития, младенчества и детства. Например, это может быть бессознательная склонность к самобичеванию на фоне чувства вины или неуверенности, потери веры в себя, отсутствия опыта самокоррекции. Осознание подобного содержания своего бессознательного помогает понять, что, хронически болеет тот человек, который ещё не способен проработать программы, мешающие ему жить.

Важно также знать, что во время работы над своей проблемой (здоровье, отношения и т. п.) сильно тормозит внутреннюю работу невротическая торопливость «когда же это произойдет!» В таком случае я предлагаю осознать своего внутреннего «торопыгу», сказать себе: «Ты мне мешаешь! Всему своё время!» Такая установка поможет вам не мешать исцелению своим умом.

Осознавая во время самоанализа свои бессознательные препятствия к процессу саморегуляции, вы должны далее их перепрограммировать. Своим ученикам я говорю, что для перепрограммирования только знаний для саморегуляции недостаточно, необходима ещё практика. Помните, я как-то писал, чтобы практикующий каждый день (особенно в период устранения проблемы) отмечал в своем дневнике здоровья: «ЧТО Я СЕГОДНЯ СДЕЛАЛ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ТО, ЧТО Я ЗАПРОСИЛ?» Такая установка помогает вернуться в момент здесь и сейчас, осознать, что без действия ничего не происходит. Когда практикуете самоанализ, медитацию, психотехники, вы становитесь уверенным, спокойным и опытным. Страх, неуверенность, чувство вины, обида покидают ваше жизненное пространство. Вместо них вас заполняет чувство благодарности и осознание того, что всё, что с вами происходит, — это урок, опыт. Понимание всего этого необходимо сегодня, когда вокруг много агрессии, тревоги, и всего того, что мешает жить нормальной, счастливой жизнью. Уместно к вышесказанному будет привести слова К.Г. Юнга: «Человек, которому доверена забота о душах, должен обладать определённой жизненной мудростью, которая состоит не только из слов, но главным образом из опыта». Как вы понимаете, эти слова касаются не только практики духовного лидера, психотерапевта, но и каждого человека.

Помните: время летит быстро! Отбрось страхи и практикуй!


Полезные психотехники!

            ПСИХОТЕХНИКА «ПОЗНАЙ СВОЁ ПРОСТРАНСТВО»

            При помощи выполнения данной психотехники вы сможете на уровне мыслеформ продиагностировать своё психоэмоциональное и телесное состояние, укрепить иммунную систему.

Ход выполнения. Устройтесь поудобнее в кресле или ложитесь на ровную твёрдую поверхность. Закройте глаза. Руки и ноги не перекрещиваются. Сосредоточьтесь на дыхании. Погружаясь в мягкий ритм своего дыхания, вы почувствуете, как волны расслабления охватывают вас всё больше и больше. С каждым вдохом в вас проникает приятная, расслабляющая энергия космоса. Внутренним взором вы исследуете ваше тело, начиная от подошв и кончая макушкой. В случае обнаружения мышечных блоков, неприятных ощущений в теле концентрируйтесь на них. С каждым выдохом данный блок растворяется и выходит из тела.

Ваше тело приятно расслаблено. Ваше внутреннее «Я» готово к созерцанию своего биоинформационного пространства.

Концентрируйтесь внутренним взором на пространстве, которое находится впереди вас. Картинка данного пространства становится всё четче и четче. Фиксируйте для себя то, что вы видите сейчас в данном пространстве: предметы, ландшафт, люди, формы, символы и т. п. Что вы чувствуете сейчас на психоэмоциональном и телесном уровнях?

Далее переведите ваш внутренний взор на пространство, которое находится справа от вас. Исследуйте его так же, как и предыдущее пространство.

Далее переведите ваш внутренний взор на пространство, которое находится позади вас. Исследуйте его так же, как и предыдущее пространство.

Далее переведите ваш внутренний взор на пространство, которое находится слева от вас. Исследуйте его так же, как и предыдущее пространство.

Далее переведите ваш внутренний взор на пространство сверху над вами. Исследуйте его так же, как и в предыдущих случаях.

Далее переведите ваш внутренний взор на пространство, которое у вас под ногами. Исследуйте его так же, как и предыдущие пространства.

После выполнения данной работы переведите ваше внутреннее внимание на дыхание. Ощутите тело. Вернитесь к ощущению себя в настоящем и, когда будете готовы, откройте глаза.

 Фиксация результатов. Возьмите шесть листов бумаги (их величину вы сами определите) и нарисуйте (каждое пространство на отдельном листе) увиденное во время выполнения психотехники. После окончания данной работы расположите рисунки впереди себя в виде креста.

Посмотрите внимательно на них. О чем вам говорит каждый рисунок в отдельности и вместе взятые? Как связаны они с вашей эмоциональной сферой, взаимоотношениями в семье и с другими людьми, телесным здоровьем?

Свои наблюдения запишите в ваш дневник здоровья (вести такой дневник я рекомендую всем своим клиентам и слушателям моих семинаров и лекций). Записи можете проговорить со своим психоаналитиком. Все эти мероприятия помогут вам прийти к способности к внутренней (психоэмоциональной и телесной) саморегуляции и устранению кризиса в супружеских отношениях.

 КЛЮЧ-ПОДСКАЗКА

 1. Пространство спереди чаще содержит мыслеформы, связанные с нашим будущим. Поэтому то, что вы увидите в этом пространстве во время выполнения психотехники, относится к тому, как вы на бессознательном уровне программируете своё будущее. Например, практика показала, что женщины, эмигрирующие в Финляндию и Германию, имеющие те или иные проблемы с перспективой в будущем, во время выполнения психотехники в этом пространстве видят следующие картинки:

– дорога, ведущая в темный тоннель,

– черное пространство,

– болото и т. п.

Одним словом, они видят символы, характеризующие их бессознательное психоэмоциональное отношение к своему будущему. К чему может привести такое психологическое состояние, если от него не освободиться, нетрудно догадаться.

 У других учеников пространство видится в картинках океана, леса, широкой поляны с цветами и т. д.

Люди в вашем пространстве – это способность к общению, и, наоборот, их отсутствие может служить подсказкой, что у вас есть проблемы в общении с внешним миром.

 2. Пространство справа содержит мыслеформы, связанные с правым полушарием, нашей эмоциональной сферой. Если мы видим в этом пространстве людей, то это может быть подсказка о нашей с ними эмоциональной гиперпривязанности, любовных чувствах, ненависти и т. п.

Окраска пространства может нам подсказать, в каком эмоциональном состоянии мы находимся сейчас. Например, если в вашем пространстве доминирует красный цвет, это говорит о том, что ваше эмоциональное состояние на пределе. Вы легко взрываетесь по поводу и без него. Помимо этого, окраска может подсказать, в каком состоянии такие системы и органы вашего организма, как сердечно-сосудистая система, поджелудочная железа, щитовидная железа, левая почка.

Величина пространства подсказывает вам, насколько вы эмоционально открыты для внешнего мира или закрыты от него.

 3. Пространство сзади содержит мыслеформы, связанные с вашим прошлым. Показывает, насколько вы зависимы или независимы от событий прошлого и имеете способность жить «здесь и сейчас».

Сравнивая данное пространство с первым (пространство спереди), вы можете получить подсказку: двигаетесь вы по дороге жизни вперед или застряли в прошлом. Практика показывает, что признаком динамики роста внутри личности является разница в цвете пространств (прошлое темное, переднее светлое), величине пространств, количестве людей и других символах.

 4. Пространство слева содержит мыслеформы, связанные с левым полушарием. Это пространство рационального и социального. В этом пространстве вы можете находить ответы на проблемы, связанные с коллегами по работе, с родственниками и обществом в целом. Сравните пространства левой и правой сторон и получите подсказку, насколько у вас гармонично или дисгармонично взаимодействуют не только полушария, но и мужская (правая) часть тела и женская (левая) часть тела. Дополнительную подсказку найдёте в книге: Саракул А. Г. «В болезнь и обратно». СПб, 2004. 383 с.

 5. Пространство сверху содержит мыслеформы, относящиеся к вашей способности быть открытыми для информации вселенной. Также символы, увиденные в этом пространстве, могут указать на то, насколько вы поддаетесь влиянию и подавлению со стороны. Если, например, человек во время выполнения психотехники видит над головой тёмный, тяжелый потолок, это может быть подсказкой, что его внутреннее «Я» с детства получило установку ходить со «склонённой» головой. Такие типы не могут сказать слово «нет», тревожны, испытывают постоянное недовольство от чувства, что ими постоянно манипулируют, психологически насилуют. И, наоборот, если человек видит над головой бездонное пространство вселенной, голубое небо, это подсказка о присутствии у него духовной и психоэмоциональной свободы.

 6. Пространство снизу, то есть под ногами, содержит мыслеформы, относящиеся к нашей способности стоять на ногах. Другими словами, символы в данном пространстве показывают нам, насколько мы психологически зрелы. Инфантильному человеку во время созерцания данного пространства могут прийти такие картинки, как болото, грязь, пропасть и т. п. В случае зрелости человек видит в данном пространстве мощные машины, приятный, зеленый ландшафт, плодородные сады и т. п.

 Внимание! В данном комментарии «ключ-подсказка» я привёл условное толкование некоторых символов, которое даёт вам только подсказку к толкованию собственного материала, полученного в ходе выполнения данной психотехники. Хочу напомнить читателю, что видения (символы, цвета, звуки и в целом картины) ваших пространств содержат сугубо вашу личную информацию, поэтому, приступая к их толкованию, забудьте то, что вы прочитали выше.

Результаты толкования материала, полученного при помощи психотехники, помогут вам поддерживать телесное и психоэмоциональное здоровье на должном уровне.

             ПСИХОТЕХНИКА «РЕСТАВРАЦИЯ КАРТИНКИ ВНУТРЕННЕГО «Я»

            Данная психотехника успешно помогает снять внутренние причины кризиса в семейных отношениях.

Ход выполнения. Устройтесь поудобнее в кресле и закройте глаза. Руки лежат на коленях, ноги не пересекаются. Внутренним взором начинайте исследовать ваше тело изнутри, начиная с подошв и кончая мышцами лица. Концентрируйтесь на каждом участке тела (например, колени, копчик и т. д.), ненадолго выделяя следующие характеристики: чувства, возникающие во время концентрации на данном участке, температура, цвет внутреннего видения участка тела, тяжесть или легкость.

Далее сосредоточьтесь на дыхании. Воздух входит и выходит. Входит и выходит. Далее обратитесь к своей памяти и вспомните неприятный психотравматичный эпизод из вашей жизни (актуальный или из прошлого). Он появляется в поле вашего внутреннего зрения и становится всё чётче и чётче. С каждым вдохом и выдохом он становится всё чётче и чётче. Концентрируйтесь на данном эпизоде и проследите на уровне чувств, что вы испытываете сейчас к этому эпизоду из вашей жизни. После короткого осознания своих чувств и ощущений на телесном уровне превратите этот эпизод в картинку и переключите свое внимание на дыхание…

Далее вспомните приятный эпизод из вашей жизни (актуальный или из вашего прошлого). С каждым вдохом он становится всё чётче и чётче. Концентрируйтесь на данном эпизоде из вашей жизни. Прочувствуйте, что вы испытываете на эмоциональном и телесном уровнях во время созерцания положительного эпизода. После короткого осознания своих чувств и содержания данного эпизода превратите его в картинку…

Далее мысленно возьмите положительную картинку (она меньше по размеру) и приклейте ее на отрицательную картину. Посмотрите, что есть общего и противоположного в содержании картин. Чем они ещё отличаются и что это вам подсказывает…

Далее посчитайте до пяти и на счет пять наблюдайте, как положительная картинка начинает расти и постепенно полностью перекрывает отрицательную. Фиксируйте для себя, что вы чувствуете на эмоциональном и телесном уровнях сейчас, когда отрицательная картинка уступила место положительной…, повторяйте данное упражнение до тех пор, пока не исчезнут отрицательные эмоции.

 Рекомендации

1. Данную психотехнику можно использовать параллельно с самоанализом во всех стрессовых ситуациях. Данная работа поможет вам проработать последствия стресса здесь и сейчас, не допуская их в бессознательное.

2. Психотехнику можно выполнять перед сном, корректируя те или иные эмоциональные состояния, или в качестве тренировки способностей психики и профилактики.

ПСИХОТЕХНИКА «ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ»

 Данную психотехнику мы используем во время работы с клиентом над ситуацией, в которой ему из-за эмоционального состояния тяжело занять место наблюдателя. Проще говоря, при помощи данной техники можно помочь себе выйти из эмоционального водоворота, получить способность не вовлекаться эмоционально во время провокаций извне.

Ход выполнения. После выполнения любого упражнения на расслабление приступите к работе над конкретным травматическим эпизодом из вашей жизни. Это могут быть взаимоотношения с противоположным полом, конфликт на работе, тупик во взаимоотношениях с ребенком и т. д.

Вспомните конкретный отрицательный эпизод из вашей жизни (актуальный или из вашего прошлого). Концентрируйтесь на нём до четкого прояснения всех деталей произошедшего в нем. Без критики и оценки попытайтесь по-новому посмотреть на участников происходящего. Что вы испытываете сейчас во время созерцания участников происходящего на эмоциональном и телесном уровнях?

Далее представьте себе, что вы сидите в кинотеатре в первом ряду и смотрите фильм о вашем отрицательном эпизоде… Что вы чувствуете на телесном и эмоциональном уровнях сейчас, когда наблюдаете за своим поведением в данном эпизоде со стороны?

Далее представьте себе, что вы бабочка, которая села на спинку кресла в последнем ряду и наблюдает, как вы смотрите на своё поведение на экране. Что вы чувствуете сейчас, когда вы наблюдаете всё это?

Далее вы видите себя птицей. Вы летите над кинотеатром высоко и представляете себе, как бабочка наблюдает за вами, сидящим в первом ряду и наблюдающим за собой в отрицательном эпизоде. Что вы чувствуете, когда всё это наблюдаете с высоты птичьего полета?

Далее представьте себе, как вы выходите в Космос и наблюдаете Землю, там, на Земле, - место, где вы живёте, кинотеатр, а в кинотеатре – себя, который смотрит фильм об отрицательном эпизоде жизни. Что вы чувствуете, когда всё это наблюдаете из Космоса?

Далее представьте себе, что вы возвращаетесь на Землю. Фиксируете свои ощущения на уровне птичьего полета, потом в кинотеатре в последнем ряду и далее в первом ряду. Что вы чувствуете, когда всё это наблюдаете? Изменилось ли отношение к прежним переживаниям и общее состояние тела и психики?

 Рекомендации

Данное упражнение помогает уйти от угрозы вовлекаемости в отрицательные эмоциональные ситуации. Является хорошим профилактическим упражнением против синдрома психоэмоционального сгорания.

Психотехнику можно использовать и как упражнение духовного роста. Её можно выполнять перед сном или в паузах для отдыха на работе.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога