Запрос и исцеление
Идеи,
какими бы ценными ни были,
абсолютно
нереальны, если они не могут
быть
осуществлены на практике.
В
данном материале я буду обсуждать в общих чертах запрос в пространство психотерапии и в целом к жизни. Для того
чтобы вам было понятно само понятие «запрос», давайте вспомним сказки про
Емелю, Джинна из лампы Алладина, золотую рыбку. Главный герой всегда обращается
с запросом к бессознательному, которое символизируют щука, Джинн и золотая
рыбка. Например, младший сын Емеля спит на печи (это часть нашего «Я», работающая
на уровне «Я-Я»), не работает над собой в плане духовного роста (старший сын –
символизирует пространство «Я-ОНИ», средний сын – пространство «Я-ТЫ»). У одних
«Емеля» активизирован с рождения, а у некоторых спит на «печи» всю жизнь. Но
чаще бывает так, что он активизируется, когда стресс толкает нас к запросу, как
в сказке: невестки напугали Емелю, что братья не купят ему красный кафтан и
шапку. Емеля берет топор, вёдра и отправляется на замерзшую речку, где ледяной
покров символизирует эмоциональную блокировку бессознательного, пробивает его, связь
с бессознательным (щукой) налаживается, мы можем запросить и получить всё «По
щучьему велению!» Над этим стоит задуматься современному человеку, особенно,
когда в жизни начинается черная полоса...
Сегодня,
как я наблюдаю, с оформлением запроса большие проблемы. Происходит деградация сознания,
эмоциональной жизни и мотивации. Человек убегает от себя в виртуальный мир. А
когда ты там, а не тут, внутри себя, то очень трудно взять топор, пробить замерзший
слой (невротические блоки) между разумом и душой, установить контакт с самим
собой и запросить то, что нужно прожить сегодня. Только после запроса и
подобного труда бессознательное начинает нам помогать. Здесь уместно обратить
внимание на то, что щука, как символ бессознательного, - многозначный символ: с
одной стороны - помощница, а с другой
- хищник. Если мы не работаем над
собой в плане осознания, то бессознательное становится хищником, может нас даже
убить. Об этом говорят случаи из практики, когда человек сопротивляется
работать с психоаналитиком над своей проблемой даже в критической ситуации. И
это объяснимо - не всем дано заниматься осознанием и духовным
самосовершенствованием. Против здорового осознания и запроса работает стресс,
связанный с ухудшением контакта «мать-дитя», воспитанием, и, как результат,
невротическое состояние. Неблагоприятные программы, передающиеся из поколения в
поколения, которые мы наблюдаем сегодня, В. Райх называл «Чумой эмоций». Эта
чума, как показывает практика, и мешает нам осознать себя и правильно
формулировать здесь и сейчас запрос и саму работу над собой. Например, женщина
говорит: «Хочу выйти замуж!» Казалось бы, чётко оформленный запрос, но
бессознательное молчит, то есть она никак не может найти партнёра. Тогда я
прошу женщину рассказать всё, что она думает о браке. Через некоторое время анализа
она приходит к осознанию, что в глубине души она боится мужчин и неосознанно
сопротивляется брачным отношениям. Такие примеры показывают, что как в терапии,
так и в жизни очень важно уделять внимание своему возникшему запросу. Я бы
сказал: постоянно, неустанно медитировать на возникший запрос, дыбы доработать,
скорректировать его. Только в таком случае можно двигаться в правильном направлении
от невроза и психосоматического расстройства.
Когда
я помогаю ученику работать над своим запросом, то постоянно говорю: «Ты должен
вести жизнь, гармонизирующую с твоим пониманием!» и далее добавляю: «Будь готов
к тому, что твой запрос, как и понимание того, как ты живёшь, будут меняться
постоянно!» Когда бессознательное не отвечает на ваш запрос, как я показал в
примере, то вы должны сказать себе: «Хочу осознать то, что стоит на пути
осуществления моего запроса!» И далее можете быть уверены, что дальнейшая
тренировка в осознании и формулировке запроса даст свои положительные плоды.
Это подтверждает и следующая мысль – запросы, какими бы ценными ни были,
абсолютно нереальны, если они не могут быть осуществлены на практике. Под
практикой я подразумеваю как работу с психоаналитиком, так и самостоятельную.
Особо делаю акцент на самостоятельной работе, потому что истина и изменения
могут быть только продуктом вашего живого опыта.
Итак,
решение проблемы всегда начинается с формулировки и проговаривания со своим
аналитиком своего запроса. Осознание запроса
помогает вам концентрироваться на работу над существующей проблемой и
успешно ее проработать. Как это происходит, можно иллюстрировать при помощи
наглядного примера из квантовой физики. Эксперименты показали, что наблюдатель влияет
на элементарные частицы. Это происходит и во взаимоотношениях «человек-человек».
Вы сами, наверное, не раз были свидетелем того, как влияет пристальный взгляд
со стороны, который заставляет человека в итоге почувствовать его и обернуться.
Так и концентрация на запрос помогает запустить в движение его энергию до
полной реализации, если нет бессознательных преград. Поступая таким образом, мы,
как выразился Джон Уилер, приводим вселенную в бытие.
Работа
над запросом должна проходить постоянно. Как говорят буддистские монахи, её нужно
превратить в постоянную медитацию, которая происходит всегда и везде: когда вы
подметаете, собираете хворост, моете посуду, пьёте чай… Об этом я напоминаю и
своим ученикам. Над запросом идёт работа в процессе психоанализа и между
сессиями, где бы вы ни находились и чем бы вы ни занимались. Например, если вас
мучило чувство вины, которое
возникло в процессе осознания запроса, то вы постоянно отслеживаете, где, с кем
и в каком виде возникает это чувство. Когда оно пытается охватить ваше сознание,
то вы говорите себе: «Кто эта часть моего «Я», которая сейчас возникла и
пытается править мной?» и далее можете добавить: «Я хочу тебя осознать ещё
больше!» Работая с запросом, вы должны следить,
чтобы он не был механическим, а вопрошание шло из души. Чтобы посыл «Я хочу это
изменить…» был похож на желание путника в пустыне утолить жажду. В таком случае
запрос поможет вам качественно проработать бессознательный материал. То, о чём
я сейчас пишу, хорошо иллюстрирует притча: ученики дзен буддизма, побуждаемые
желанием знать, медитировали так интенсивно, так упорно, что «дверь», в конце
концов, распахнулась перед ними, и они познали истину. Так и мы с вами,
формулируя запрос и работая над ним, со временем приходим к осознанию и исцелению.
Важно
отметить, что с самого начала терапии или консультирования по формулировке
запроса психоаналитик работает вместе с учеником, но, ни в коем случае, не вместо него. Правда, как показывает
практика, некоторые ученики с самого начала провоцируют аналитика на то, чтобы
он дал совет, подсказал, то есть, как опекающий родитель, всё за него сделал
сам. Есть и такие, которые говорят, что запрос - это пустая трата времени и
денег… Но, когда мы начинаем работать над формированием запроса, некоторые
ученики осознают, что запрос не так-то и легко выразить словами. В таком случае
я говорю: «Осознаёте, как трудно сформулировать то, что вы хотите решить с моей
помощью? А теперь подумайте, как можно решить что-то, если вы не знаете, как оно
выглядит и из чего состоит?» Иногда в таких случаях я рассказываю про карту
Санкт-Петербурга, на которой указан флажок и написано «Вы здесь!», и спрашиваю
ученика, для чего это было придумано? Чтобы знать, как ориентироваться в
городе. Тогда я задаю следующий вопрос: «А для чего нам нужен запрос?» Тут, конечно,
многие затрудняются ответить, и я им подсказываю: «Наверное, для того, чтобы
осознать, где вы в вашем психическом пространстве, и для того, чтобы ориентироваться,
что осознать и куда двигаться дальше в
плане изменения качества жизни».
Если
вы практикуете это постоянно, то проблема находится в поле вашего
психоэнергетического воздействия. Со временем вы будете хорошо удивлены, что
стали получать необходимые подсказки из бессознательного, телесного уровня и окружающей
среды. Вы также поймёте, что запрос по
ходу терапии меняется, как и вы в целом.
Запрос формируется на
первой встрече
На
первой встрече с психоаналитиком ученик заявляет о том, с каким запросом он
пришёл. Практика показывает, что с самого начала ученик не может полностью
сформулировать свой запрос. И это нормально, так как проблема, которая возникла,
скрыта в глубинах бессознательного и не сразу доступна сознанию. А если
добавить ещё, что человек на первой встрече напряжён, тревожен, не доверяет и
т. д.? По этой причине психоаналитик на первых встречах своим поведением даёт
ученику знать, что в психотерапевтическом пространстве безопасно.
Помощь
психоаналитика ученику в осознании своего запроса начинается с открытых вопросов,
которые позволяют ему более раскованно говорить о том, что он хотел бы решить
здесь и сейчас. Например: «С чем вы пришли ко мне, и чем я могу быть полезен? Давайте
поговорим об этом». Такой подход помогает работать над осознанием запроса. Конечно,
как показывает практика, есть различные ситуации, когда ученик на первой встрече
сопротивляется, тревожен, напряжён. В таких случаях психоаналитик помогает ему
снять напряжение и постепенно наладить терапевтический альянс.
Терапевтический
альянс подразумевает формирование особых отношений между клиентом/пациентом и
психотерапевтом/психологом. И эти отношения являются основой для эффективной
работы. Для формирования таких отношений необходимо определённое время. Как
правило, решающими являются первые 3-5 сеансов.
Итак,
на первой встрече на вопрос: «С чем вы сегодня пришли?» можно услышать многое.
Например, человек со страхом потери, жадностью и, соответственно,
бессознательным стремлением всё удержать может начинать первые сессии с
жалобой: «Нет друзей, не могу наладить
личную жизнь» и т. п. Запрос уже является подсказкой как для аналитика, так и
для ученика, в какое русло нужно направить психотерапевтическую работу, чтобы
познать глубинный контур проблемы.
Запрос
может быть и такого содержания: «Я не могу довести дела до конца». Я недавно
опубликовал материал про лень. У такого типа учеников есть такая же проблема.
Они боятся действовать и довести дело до конца. А что означает ДЕЙСТВОВАТЬ? Это
значит раскрыться перед окружающими, показать свой результат действий. Невротик
с таким запросом, как правило, из-за комплекса неполноценности на уровне воображения
видит только негативный результат, который не соответствует ожиданиям близкого
окружения и собственного «Я». Страх раскрыться и держать свой внутренний мир в
тайне и есть то, что «помогает» на бессознательном уровне избегать действия,
усугубляя проблемы, связанные с социальной адаптацией, алкоголизмом,
зависимостью от интернета и психосоматикой.
Работая
над запросом, вы с помощью аналитика, а потом сами должны задавать себе много
вопросов, практиковать медитацию и различные психотехники. Психоаналитик в
начале и параллельно во время психотерапии поможет вам от первично заявленного
запроса погрузиться в информационное поле проблемы, осознать и проработать её. С
вашей стороны требуется только усердие и самодисциплина. С самого начала важно
обратить внимание, насколько вы понимаете то, что вы делаете с психоаналитиком.
В этом помогают примерные вопросы: «Что я ещё не осознаю сегодня, и проблема
остаётся?» Или «В чём смысл проблемы ещё может быть?»
Для
понимания, как работать самостоятельно над своим запросом, ниже я традиционно
дам краткую подсказку, как организовать работу над собой.
Работа над собой
Работа
над собой в случае, когда нужно выйти из затруднительной ситуации, очень важна
и играет ведущую роль. Только мы, используя свой внутренний потенциал, можем
изменить то, что просится наружу для трансформации. Вы, наверное, заметили, что
я в своих материалах пишу не о том, как должен вести себя в процессе анализа
психоаналитик, а делаю акцент на то, что нужно делать ученику. Как я говорю
своим ученикам, я - всего лишь на некоторое время попутчик в плане решения
возникшей проблемы…
Дневник или книга рода
Исцелиться,
изменить свою жизнь - это нормальный импульс бессознательного, который
напоминает, как работает единый закон вселенной. Такая подсказка, как вы понимаете,
даётся через тело в виде симптома, через сновидения, конфликт в отношениях,
несчастный случай и т. п. По этой причине я постоянно обучаю своих учеников,
как работать со своим бессознательным, дабы не дойти до крайней ситуации, когда
нерешённая проблема уже «бьёт по башке». Для этого, желательно с удовольствием,
постоянно заниматься психопрофилактикой, то есть самоанализом и осознанием того,
как обстоят дела там, в глубинах своего «Я». Для этого, помимо психоанализа,
существуют различные психотехники, дыхательные и физические упражнения,
медитация. Они помогают наладить контакт со своей памятью и при помощи
свободных ассоциаций вытащить весь материал, который сегодня нужен для решения
проблемы. Вы можете писать книгу рода, дневник. В них старайтесь не уходить в
абстрактные размышления. Скорее, будет полезно, если вы опишете прошлое,
вглядываясь в него через увеличительное стекло, а иногда и через внутренний
«микроскоп».
Постарайтесь
в работе над своим прошлым быть в роли беспристрастного наблюдателя (не судите,
да не судимы будете). Пишите о деталях того, что вы вспоминаете, о чувствах,
запахах, мыслях и ваших действиях. Это полезно, так как вы автоматически получите
подсказку о программах, осевших глубоко в вашем бессознательном, и работавших до того момента,
когда вы говорите себе: «Вот оно как происходит!» Я сам пишу книгу рода и в
процессе работы над ней, описывая годы детства, юности и далее, я осознаю много
полезного. Например, чего мне не хватало в детстве, когда было грустно, какие
были мечты и планы. Осознание всего этого помогает сегодня добавить многое к
тому, что обогащает мою жизнь, делает её интересной и светлой.
Анализ настоящего
состояния
Помимо
дневника, вы можете приступить и к анализу
настоящего состояния. Я всегда предлагаю с утра дать себе установку: «Что
могу я сегодня сделать для того, чтобы проблема ушла?», а вечером написать в
своём дневнике или на бумаге, которую нужно приклеить на видном месте: «Что я
сделал сегодня для того, чтобы проблема ушла?» Как вы понимаете, этот процесс
требует дисциплины и воли. Осознание негативных эмоций помогает их
анализировать и получить более глубинную подсказку о причине проблемы. Иногда я
предлагаю ученику вызвать тяжёлую эмоцию и некоторое время медитировать на неё,
находясь в эпицентре переживания (раньше я писал о том, что таким же образом
можно работать с телесной болью). Со временем он понимает, что сознательный вход в страдание помогает
качественно проработать его бессознательный смысл, убрать раз и навсегда. «Почему
оно вот так уходит, без медикаментозного лечения?» - спросите вы. Снят
конфликт, нет напряжения, и смысл боли осознан. Я так бы ответил. Я знаю, что для
некоторых такой ответ ни о чём не говорит. И это хорошо. Если они интересуются,
хотят знать, то они найдут свой ответ, и он будет более полезным, действенным,
чем мой. «Почему?» - опять спросите вы. Потому что ваш ответ пришёл во время
анализа и переживания собственного опыта.
Вместо заключения
Итак,
как видите, главное исцеление - набраться храбрости и сказать себе,
психоаналитику: «У меня проблема, и я искренне готов работать над ней!» Это
важный момент в жизни, и вы уже убедились в этом. Формулируя запрос, как я
отметил выше, вы уже запускаете работу по устранению существующей проблемы.
Далее, по мере просветления, вы только будете получать удовольствие от
раскрытия своего внутреннего ресурса.
Комментарии
Отправить комментарий