Запрос и исцеление

Идеи, какими бы ценными ни были,
абсолютно нереальны, если они не могут
быть осуществлены на практике.

В данном материале я буду обсуждать в общих чертах запрос в пространство психотерапии и в целом к жизни. Для того чтобы вам было понятно само понятие «запрос», давайте вспомним сказки про Емелю, Джинна из лампы Алладина, золотую рыбку. Главный герой всегда обращается с запросом к бессознательному, которое символизируют щука, Джинн и золотая рыбка. Например, младший сын Емеля спит на печи (это часть нашего «Я», работающая на уровне «Я-Я»), не работает над собой в плане духовного роста (старший сын – символизирует пространство «Я-ОНИ», средний сын – пространство «Я-ТЫ»). У одних «Емеля» активизирован с рождения, а у некоторых спит на «печи» всю жизнь. Но чаще бывает так, что он активизируется, когда стресс толкает нас к запросу, как в сказке: невестки напугали Емелю, что братья не купят ему красный кафтан и шапку. Емеля берет топор, вёдра и отправляется на замерзшую речку, где ледяной покров символизирует эмоциональную блокировку бессознательного, пробивает его, связь с бессознательным (щукой) налаживается, мы можем запросить и получить всё «По щучьему велению!» Над этим стоит задуматься современному человеку, особенно, когда в жизни начинается черная полоса...
Сегодня, как я наблюдаю, с оформлением запроса большие проблемы. Происходит деградация сознания, эмоциональной жизни и мотивации. Человек убегает от себя в виртуальный мир. А когда ты там, а не тут, внутри себя, то очень трудно взять топор, пробить замерзший слой (невротические блоки) между разумом и душой, установить контакт с самим собой и запросить то, что нужно прожить сегодня. Только после запроса и подобного труда бессознательное начинает нам помогать. Здесь уместно обратить внимание на то, что щука, как символ бессознательного, - многозначный символ: с одной стороны - помощница, а с другой - хищник. Если мы не работаем над собой в плане осознания, то бессознательное становится хищником, может нас даже убить. Об этом говорят случаи из практики, когда человек сопротивляется работать с психоаналитиком над своей проблемой даже в критической ситуации. И это объяснимо - не всем дано заниматься осознанием и духовным самосовершенствованием. Против здорового осознания и запроса работает стресс, связанный с ухудшением контакта «мать-дитя», воспитанием, и, как результат, невротическое состояние. Неблагоприятные программы, передающиеся из поколения в поколения, которые мы наблюдаем сегодня, В. Райх называл «Чумой эмоций». Эта чума, как показывает практика, и мешает нам осознать себя и правильно формулировать здесь и сейчас запрос и саму работу над собой. Например, женщина говорит: «Хочу выйти замуж!» Казалось бы, чётко оформленный запрос, но бессознательное молчит, то есть она никак не может найти партнёра. Тогда я прошу женщину рассказать всё, что она думает о браке. Через некоторое время анализа она приходит к осознанию, что в глубине души она боится мужчин и неосознанно сопротивляется брачным отношениям. Такие примеры показывают, что как в терапии, так и в жизни очень важно уделять внимание своему возникшему запросу. Я бы сказал: постоянно, неустанно медитировать на возникший запрос, дыбы доработать, скорректировать его. Только в таком случае можно двигаться в правильном направлении от невроза и психосоматического расстройства.
Когда я помогаю ученику работать над своим запросом, то постоянно говорю: «Ты должен вести жизнь, гармонизирующую с твоим пониманием!» и далее добавляю: «Будь готов к тому, что твой запрос, как и понимание того, как ты живёшь, будут меняться постоянно!» Когда бессознательное не отвечает на ваш запрос, как я показал в примере, то вы должны сказать себе: «Хочу осознать то, что стоит на пути осуществления моего запроса!» И далее можете быть уверены, что дальнейшая тренировка в осознании и формулировке запроса даст свои положительные плоды. Это подтверждает и следующая мысль – запросы, какими бы ценными ни были, абсолютно нереальны, если они не могут быть осуществлены на практике. Под практикой я подразумеваю как работу с психоаналитиком, так и самостоятельную. Особо делаю акцент на самостоятельной работе, потому что истина и изменения могут быть только продуктом вашего живого опыта.
Итак, решение проблемы всегда начинается с формулировки и проговаривания со своим аналитиком своего запроса. Осознание запроса  помогает вам концентрироваться на работу над существующей проблемой и успешно ее проработать. Как это происходит, можно иллюстрировать при помощи наглядного примера из квантовой физики. Эксперименты показали, что наблюдатель влияет на элементарные частицы. Это происходит и во взаимоотношениях «человек-человек». Вы сами, наверное, не раз были свидетелем того, как влияет пристальный взгляд со стороны, который заставляет человека в итоге почувствовать его и обернуться. Так и концентрация на запрос помогает запустить в движение его энергию до полной реализации, если нет бессознательных преград. Поступая таким образом, мы, как выразился Джон Уилер, приводим вселенную в бытие.
Работа над запросом должна проходить постоянно. Как говорят буддистские монахи, её нужно превратить в постоянную медитацию, которая происходит всегда и везде: когда вы подметаете, собираете хворост, моете посуду, пьёте чай… Об этом я напоминаю и своим ученикам. Над запросом идёт работа в процессе психоанализа и между сессиями, где бы вы ни находились и чем бы вы ни занимались. Например, если вас мучило чувство вины, которое возникло в процессе осознания запроса, то вы постоянно отслеживаете, где, с кем и в каком виде возникает это чувство. Когда оно пытается охватить ваше сознание, то вы говорите себе: «Кто эта часть моего «Я», которая сейчас возникла и пытается править мной?» и далее можете добавить: «Я хочу тебя осознать ещё больше!»  Работая с запросом, вы должны следить, чтобы он не был механическим, а вопрошание шло из души. Чтобы посыл «Я хочу это изменить…» был похож на желание путника в пустыне утолить жажду. В таком случае запрос поможет вам качественно проработать бессознательный материал. То, о чём я сейчас пишу, хорошо иллюстрирует притча: ученики дзен буддизма, побуждаемые желанием знать, медитировали так интенсивно, так упорно, что «дверь», в конце концов, распахнулась перед ними, и они познали истину. Так и мы с вами, формулируя запрос и работая над ним, со временем приходим к осознанию и исцелению.
Важно отметить, что с самого начала терапии или консультирования по формулировке запроса психоаналитик работает вместе с учеником, но, ни в коем случае, не вместо него. Правда, как показывает практика, некоторые ученики с самого начала провоцируют аналитика на то, чтобы он дал совет, подсказал, то есть, как опекающий родитель, всё за него сделал сам. Есть и такие, которые говорят, что запрос - это пустая трата времени и денег… Но, когда мы начинаем работать над формированием запроса, некоторые ученики осознают, что запрос не так-то и легко выразить словами. В таком случае я говорю: «Осознаёте, как трудно сформулировать то, что вы хотите решить с моей помощью? А теперь подумайте, как можно решить что-то, если вы не знаете, как оно выглядит и из чего состоит?» Иногда в таких случаях я рассказываю про карту Санкт-Петербурга, на которой указан флажок и написано «Вы здесь!», и спрашиваю ученика, для чего это было придумано? Чтобы знать, как ориентироваться в городе. Тогда я задаю следующий вопрос: «А для чего нам нужен запрос?» Тут, конечно, многие затрудняются ответить, и я им подсказываю: «Наверное, для того, чтобы осознать, где вы в вашем психическом пространстве, и для того, чтобы ориентироваться, что осознать и куда двигаться дальше в плане изменения качества жизни».
Если вы практикуете это постоянно, то проблема находится в поле вашего психоэнергетического воздействия. Со временем вы будете хорошо удивлены, что стали получать необходимые подсказки из бессознательного, телесного уровня и окружающей среды. Вы также поймёте, что запрос  по ходу терапии меняется, как и вы в целом.

Запрос формируется на первой встрече

На первой встрече с психоаналитиком ученик заявляет о том, с каким запросом он пришёл. Практика показывает, что с самого начала ученик не может полностью сформулировать свой запрос. И это нормально, так как проблема, которая возникла, скрыта в глубинах бессознательного и не сразу доступна сознанию. А если добавить ещё, что человек на первой встрече напряжён, тревожен, не доверяет и т. д.? По этой причине психоаналитик на первых встречах своим поведением даёт ученику знать, что в психотерапевтическом пространстве безопасно.
Помощь психоаналитика ученику в осознании своего запроса начинается с открытых вопросов, которые позволяют ему более раскованно говорить о том, что он хотел бы решить здесь и сейчас. Например: «С чем вы пришли ко мне, и чем я могу быть полезен? Давайте поговорим об этом». Такой подход помогает работать над осознанием запроса. Конечно, как показывает практика, есть различные ситуации, когда ученик на первой встрече сопротивляется, тревожен, напряжён. В таких случаях психоаналитик помогает ему снять напряжение и постепенно наладить терапевтический альянс.

Терапевтический альянс подразумевает формирование особых отношений между клиентом/пациентом и психотерапевтом/психологом. И эти отношения являются основой для эффективной работы. Для формирования таких отношений необходимо определённое время. Как правило, решающими являются первые 3-5 сеансов.

Итак, на первой встрече на вопрос: «С чем вы сегодня пришли?» можно услышать многое. Например, человек со страхом потери, жадностью и, соответственно, бессознательным стремлением всё удержать может начинать первые сессии с жалобой: «Нет друзей, не могу  наладить личную жизнь» и т. п. Запрос уже является подсказкой как для аналитика, так и для ученика, в какое русло нужно направить психотерапевтическую работу, чтобы познать глубинный контур проблемы.
Запрос может быть и такого содержания: «Я не могу довести дела до конца». Я недавно опубликовал материал про лень. У такого типа учеников есть такая же проблема. Они боятся действовать и довести дело до конца. А что означает ДЕЙСТВОВАТЬ? Это значит раскрыться перед окружающими, показать свой результат действий. Невротик с таким запросом, как правило, из-за комплекса неполноценности на уровне воображения видит только негативный результат, который не соответствует ожиданиям близкого окружения и собственного «Я». Страх раскрыться и держать свой внутренний мир в тайне и есть то, что «помогает» на бессознательном уровне избегать действия, усугубляя проблемы, связанные с социальной адаптацией, алкоголизмом, зависимостью от интернета и психосоматикой.
Работая над запросом, вы с помощью аналитика, а потом сами должны задавать себе много вопросов, практиковать медитацию и различные психотехники. Психоаналитик в начале и параллельно во время психотерапии поможет вам от первично заявленного запроса погрузиться в информационное поле проблемы, осознать и проработать её. С вашей стороны требуется только усердие и самодисциплина. С самого начала важно обратить внимание, насколько вы понимаете то, что вы делаете с психоаналитиком. В этом помогают примерные вопросы: «Что я ещё не осознаю сегодня, и проблема остаётся?» Или «В чём смысл проблемы ещё может быть?»
Для понимания, как работать самостоятельно над своим запросом, ниже я традиционно дам краткую подсказку, как организовать работу над собой.

Работа над собой

Работа над собой в случае, когда нужно выйти из затруднительной ситуации, очень важна и играет ведущую роль. Только мы, используя свой внутренний потенциал, можем изменить то, что просится наружу для трансформации. Вы, наверное, заметили, что я в своих материалах пишу не о том, как должен вести себя в процессе анализа психоаналитик, а делаю акцент на то, что нужно делать ученику. Как я говорю своим ученикам, я - всего лишь на некоторое время попутчик в плане решения возникшей проблемы…

Дневник или книга рода

Исцелиться, изменить свою жизнь - это нормальный импульс бессознательного, который напоминает, как работает единый закон вселенной. Такая подсказка, как вы понимаете, даётся через тело в виде симптома, через сновидения, конфликт в отношениях, несчастный случай и т. п. По этой причине я постоянно обучаю своих учеников, как работать со своим бессознательным, дабы не дойти до крайней ситуации, когда нерешённая проблема уже «бьёт по башке». Для этого, желательно с удовольствием, постоянно заниматься психопрофилактикой, то есть самоанализом и осознанием того, как обстоят дела там, в глубинах своего «Я». Для этого, помимо психоанализа, существуют различные психотехники, дыхательные и физические упражнения, медитация. Они помогают наладить контакт со своей памятью и при помощи свободных ассоциаций вытащить весь материал, который сегодня нужен для решения проблемы. Вы можете писать книгу рода, дневник. В них старайтесь не уходить в абстрактные размышления. Скорее, будет полезно, если вы опишете прошлое, вглядываясь в него через увеличительное стекло, а иногда и через внутренний «микроскоп».
Постарайтесь в работе над своим прошлым быть в роли беспристрастного наблюдателя (не судите, да не судимы будете). Пишите о деталях того, что вы вспоминаете, о чувствах, запахах, мыслях и ваших действиях. Это полезно, так как вы автоматически получите подсказку о программах, осевших глубоко в вашем  бессознательном, и работавших до того момента, когда вы говорите себе: «Вот оно как происходит!» Я сам пишу книгу рода и в процессе работы над ней, описывая годы детства, юности и далее, я осознаю много полезного. Например, чего мне не хватало в детстве, когда было грустно, какие были мечты и планы. Осознание всего этого помогает сегодня добавить многое к тому, что обогащает мою жизнь, делает её интересной и светлой.

Анализ настоящего состояния

Помимо дневника, вы можете приступить и к анализу настоящего состояния. Я всегда предлагаю с утра дать себе установку: «Что могу я сегодня сделать для того, чтобы проблема ушла?», а вечером написать в своём дневнике или на бумаге, которую нужно приклеить на видном месте: «Что я сделал сегодня для того, чтобы проблема ушла?» Как вы понимаете, этот процесс требует дисциплины и воли. Осознание негативных эмоций помогает их анализировать и получить более глубинную подсказку о причине проблемы. Иногда я предлагаю ученику вызвать тяжёлую эмоцию и некоторое время медитировать на неё, находясь в эпицентре переживания (раньше я писал о том, что таким же образом можно работать с телесной болью). Со временем он понимает, что сознательный вход в страдание помогает качественно проработать его бессознательный смысл, убрать раз и навсегда. «Почему оно вот так уходит, без медикаментозного лечения?» - спросите вы. Снят конфликт, нет напряжения, и смысл боли осознан. Я так бы ответил. Я знаю, что для некоторых такой ответ ни о чём не говорит. И это хорошо. Если они интересуются, хотят знать, то они найдут свой ответ, и он будет более полезным, действенным, чем мой. «Почему?» - опять спросите вы. Потому что ваш ответ пришёл во время анализа и переживания собственного опыта.

Вместо заключения
           

Итак, как видите, главное исцеление - набраться храбрости и сказать себе, психоаналитику: «У меня проблема, и я искренне готов работать над ней!» Это важный момент в жизни, и вы уже убедились в этом. Формулируя запрос, как я отметил выше, вы уже запускаете работу по устранению существующей проблемы. Далее, по мере просветления, вы только будете получать удовольствие от раскрытия своего внутреннего ресурса.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога