Конфликт и медуза Горгона

Величайшая заслуга философии –
укрощение в человеческих нравах первобытной жестокости.
Плутарх

В ходе моих исследований и практики я понимаю, что каким бы сложным ни был лабиринт конфликта, в ходе работы над ним мы приходим к источнику психического расстройства. Это то невротическое начало, которое потом создает конфликт в отношениях «Я-Ты» и «Я-Они». Когда мы осознаем невротическое ядро, то есть внутренний конфликт нашего «Я», то приходим еще к одному открытию: все это, так или иначе, было известно в прошлом. Еще мы понимаем, что конфликт и вреден, и полезен. В общении он вреден, когда мы не способны осознать глубинное противоречие своего «Я», и автоматически становится полезным, когда это противоречие осознается, и все силы направлены на понимание невротической структуры характера. В таком случае мы дальше используем опыт осознания данного конфликта с большой пользой для своего развития. Осознаем, в первую очередь, как на нас здесь и сейчас влияют бессознательный перенос, сопротивление и в целом динамика психических процессов в нашем бессознательном. Например, осознание своего конфликта открывает возможность понимать, как нечто в бессознательном здесь и сейчас сопротивляется тому, что на сознательном уровне вы решили сделать, сказать. Далее, работая над собой, вы начинаете понимать, что в любом внешнем конфликте участвует ваш внутренний невротический конфликт. Осознание этого делает вас способным не вовлекаться в конфликт, а умело выбирать ту стратегию поведения и эмоционального реагирования, которую требует от вас в данный момент жизненная ситуация.
Конфликт в случае осознания и проговаривания приводит к тому, что мы улучшаем общение как с близкими, так и с коллегами по работе. Помимо этого, мы вместо прозябания в конфликте и ухода в психосоматическое сгорание становимся способными обогатить общение, искать новые пути разрешения вновь возникшего конфликта. Если же человек не осознает свой внутренний и внешний конфликт, то тогда он приносит только вред. Человек становится невротиком, психосоматически горит. Происходит это потому, что неразрешенный конфликт держит человека в стрессе и ведет его к возрастающей стрессовой загрузке. В качестве иллюстрации приведу отрывок из книги «Как защититься от сгорания в семье и на работе. Часть 1» (2008): «Мужчина в своем дневнике описывает свои переживания, связанные с конфликтом с женой: «…я и она в состоянии войны, я в омуте тяжелых переживаний… Я смотрел, как она смакует, получает удовольствие от того, что ей удаётся меня достать, что я дергаюсь и переживаю».
Понимая, как это происходит, вы далее можете начинать свою работу по освобождению от внутреннего и внешнего конфликта. Например, вы можете спросить себя: «Где, с кем и каким образом возникает конфликт? Какие невротические крючки она (он) цепляет? Что я еще не осознаю в этом конфликте?» и т. п. Далее попытайтесь описать свой конфликт, как наблюдатель. Если есть психосоматическое заболевание или произошло неприятное событие, спросите себя: «Как этот конфликт связан с симптомом заболевания или произошедшим событием?» Подобный подход к существующему конфликту со временем дает вам возможность узнать, что еще сталкивается, создает противоречие в вашем бессознательном и бессознательном того, с кем вы конфликтуете.
После таких вопросов полезно обратить внимание на то, как вы общаетесь с близкими, социумом. Моя практика показывает, что сегодня большинство людей потеряло способность к общению. Мы наблюдаем новое поколение с клиповым мышлением и нарушенной способностью к сопереживанию, сочувствию. Отсюда и проблемы с совладением эмоциями, способностью выражать свои пожелания и сотрудничать. Другими словами, современный мир уводит человека от себя. Он становится психологически неустойчивым, потому что цивилизация лишает его возможности сохранять психосоматическую целостность, быть волевым и дисциплинированным. Отсюда агрессивная реакция на отсутствие сиюминутного удовлетворения возникшего желания, нежелание брать ответственность за происходящее, склонность к нетерпимости к другому, несогласие с другим, низкий уровень самообладания и самоконтроля.

Психосоматика и конфликт

Конфликт создает очаг будущего соматического заболевания. Об этом сегодня известно и некоторым коллегам-врачам, к которым с такими проблемами обращается большой процент пациентов. Те, которые понимают, что психосоматические симптомы являются показателем более глубинного конфликтного переживания, посылают пациента к психоаналитику, другие же пытаются устранить симптом. В таком случае первопричина заболевания остается в тени бессознательного, и далее конфликт внутреннего «Я» только усугубляется: пациент ждет, что врач его вылечит, а тот не может. Все это происходит по той простой причине, что невротик занимает пассивную позицию «вылечи меня без моего участия». На фоне возникших затруднений в плане исцеления, конфликт усиливается, невротик еще больше закрывается, испытывает трудности  в проявлении своих чувств, испытывает тревогу и раздражение. Конечно же, мы с вами понимаем, что в таком эмоциональном состоянии человек не готов к осознанию смысла болезни, то есть не способен осознать внутренний конфликт. Парацельс писал по этому поводу: «Три вещи образуют медицину: болезнь, больной и врач. Любое врачебное искусство будет напрасным, если больной не будет сотрудничать со своим врачом».
К сожалению, сегодня многие думают, что тело может хорошо функционировать, как машина, на фоне внутреннего хаоса. Например, считают, что можно эмоционально конфликтовать на работе, в семье, но при этом иметь здоровый желудочно-кишечный тракт, сердечно-сосудистую систему, сильную иммунную систему и т. д. Увы, так не бывает…

Медуза Горгона и конфликт

Выше я не стал перечислять бессознательный смысл того или иного заболевания, так как об этом я написал в предыдущих публикациях. Сегодня я предлагаю еще одну стратегию управления конфликтной ситуацией, которую нам подсказывает миф о медузе Горгона.
Миф всегда помогает понимать нашу психику, сверхъестественное. В нем мы при помощи психоанализа можем найти много подсказок, как понимать себя, окружение, бытие в целом. Он, как и сказка, не бывает пустой игрой, наивной фантазией. К.Г. Юнг утверждал, что именно благодаря сказкам можно наилучшим образом изучить сравнительную анатомию человеческой психики: «Миф – это естественная и необходимая ступень между бессознательным и сознательным мышлением».

Горго́на Меду́за (точнее Ме́дуса, др.-греч. Μέδουσα — «защитница, повелительница»[1]) — наиболее известная из трех сестёр горгон, чудовище с женским лицом и змеями вместо волос[2]. Её взгляд обращал человека в камень. Была убита Персеем. Упомянута в «Одиссее» (XI 634).(Википедия)

В моей интерпретации медуза Горгона - это невротик, у которого негативные, ядовитые мысли и злой взгляд, влияющие негативно на окружение. Змеи на голове Горгоны символизируют негативные, ядовитые мысли, а магический взгляд, который обращал человека в камень, – негативный взгляд невротика. Невротик, также как и медуза Горгона, конфликтует со своим окружением, оставляя после себя психосоматически сгоревших (окаменевших) людей.
Как поступить с невротиком в конфликте? Персею помогли боги – Афина и Гермес. Какая здесь подсказка? Для того чтобы выйти из конфликтной ситуации, нужно обратиться к психоаналитику и в процессе психоанализа осознать, почему оказался в такой ситуации и как вести себя дальше с конфликтующей стороной.
В мифе мы узнаем, что Персей, перед тем как отправиться на бой с Горгоной, посетил вещих старух – сестер грай, которые были сестрами горгон. Персей похитил у них зуб и глаз, которые принадлежали всем трем сестрам. Этот момент можно толковать, как осознание агрессии невротика, которую символизирует зуб, и его искаженного невротического восприятия, которое символизирует глаз. И после этого Персей вернул зуб и глаз (переработанные агрессию и искаженное восприятие) в обмен на крылатые сандалии, волшебный мешок и шапку-невидимку. Этот эпизод говорит нам о том, что после анализа, понимания и принятия агрессивного переноса своего и невротика, с которым мы конфликтуем, мы приобретаем крылатые сандалии – осознание происходящего, волшебный мешок, символизирующий переосмысление информационной матрицы конфликта (тяжелые мысли, эмоции), и шапку-невидимку, символизирующую способность остаться в стороне (вне конфликта) и наблюдать за происходящим. В сказках шапка-невидимка обладает волшебным свойством делать невидимым того, кто ее надевает.
Далее в мифе описывается, как Гермес подарил Персею острый кривой нож. Этот эпизод можно интерпретировать следующим образом. Осознающий человек после осознания становится мудрым и сильным. Нож символизирует фаллос, силу, активную защиту… В случае конфликта осознающий выходит из конфликта или вовсе, если уже подготовлен в этом плане, не вовлекается в него. Сила осознания помогает осознающему нейтрализовать невротика, настроенного на конфликт. Он словами и поведением отражает негативные нападки так же, как Персей отразил убийственный взгляд Горгоны, смотря в отражение на полированном медном щите Афины.

Итак, этот миф учит нас тому, как вести себя в конфликтной ситуации, то есть быть осознанным, знать, как адекватно действовать и сохранять эмоциональное равновесие.

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога