Конфликт и медуза Горгона
Величайшая
заслуга философии –
укрощение
в человеческих нравах первобытной жестокости.
Плутарх
В
ходе моих исследований и практики я понимаю, что каким бы сложным ни был лабиринт
конфликта, в ходе работы над ним мы приходим к источнику психического расстройства.
Это то невротическое начало, которое потом создает конфликт в отношениях «Я-Ты»
и «Я-Они». Когда мы осознаем невротическое ядро, то есть внутренний конфликт
нашего «Я», то приходим еще к одному открытию: все это, так или иначе, было
известно в прошлом. Еще мы понимаем, что конфликт и вреден, и полезен. В
общении он вреден, когда мы не способны осознать глубинное противоречие своего
«Я», и автоматически становится полезным, когда это противоречие осознается, и все
силы направлены на понимание невротической структуры характера. В таком случае
мы дальше используем опыт осознания данного конфликта с большой пользой для
своего развития. Осознаем, в первую очередь, как на нас здесь и сейчас влияют бессознательный перенос, сопротивление и в целом динамика
психических процессов в нашем бессознательном. Например, осознание своего
конфликта открывает возможность понимать, как нечто в бессознательном здесь и
сейчас сопротивляется тому, что на сознательном уровне вы решили сделать,
сказать. Далее, работая над собой, вы начинаете понимать, что в любом внешнем
конфликте участвует ваш внутренний невротический конфликт. Осознание этого
делает вас способным не вовлекаться в конфликт, а умело выбирать ту стратегию
поведения и эмоционального реагирования, которую требует от вас в данный момент
жизненная ситуация.
Конфликт
в случае осознания и проговаривания приводит к тому, что мы улучшаем общение
как с близкими, так и с коллегами по работе. Помимо этого, мы вместо прозябания
в конфликте и ухода в психосоматическое сгорание становимся способными
обогатить общение, искать новые пути разрешения вновь возникшего конфликта.
Если же человек не осознает свой внутренний и внешний конфликт, то тогда он
приносит только вред. Человек становится невротиком, психосоматически горит.
Происходит это потому, что неразрешенный конфликт держит человека в стрессе и
ведет его к возрастающей стрессовой загрузке. В качестве иллюстрации приведу
отрывок из книги «Как защититься от сгорания в семье и на работе. Часть 1» (2008):
«Мужчина в своем дневнике описывает свои переживания, связанные с конфликтом с
женой: «…я и она в состоянии войны, я в омуте тяжелых переживаний… Я смотрел,
как она смакует, получает удовольствие от того, что ей удаётся меня достать,
что я дергаюсь и переживаю».
Понимая,
как это происходит, вы далее можете начинать свою работу по освобождению от
внутреннего и внешнего конфликта. Например, вы можете спросить себя: «Где, с
кем и каким образом возникает конфликт? Какие невротические крючки она (он)
цепляет? Что я еще не осознаю в этом конфликте?» и т. п. Далее попытайтесь
описать свой конфликт, как наблюдатель. Если есть психосоматическое заболевание
или произошло неприятное событие, спросите себя: «Как этот конфликт связан с
симптомом заболевания или произошедшим событием?» Подобный подход к
существующему конфликту со временем дает вам возможность узнать, что еще
сталкивается, создает противоречие в вашем бессознательном и бессознательном
того, с кем вы конфликтуете.
После
таких вопросов полезно обратить внимание на то, как вы общаетесь с близкими,
социумом. Моя практика показывает, что сегодня большинство людей потеряло
способность к общению. Мы наблюдаем новое поколение с клиповым мышлением и
нарушенной способностью к сопереживанию, сочувствию. Отсюда и проблемы с совладением
эмоциями, способностью выражать свои пожелания и сотрудничать. Другими словами,
современный мир уводит человека от себя. Он становится психологически
неустойчивым, потому что цивилизация лишает его возможности сохранять
психосоматическую целостность, быть волевым и дисциплинированным. Отсюда
агрессивная реакция на отсутствие сиюминутного удовлетворения возникшего
желания, нежелание брать ответственность за происходящее, склонность к
нетерпимости к другому, несогласие с другим, низкий уровень самообладания и
самоконтроля.
Психосоматика и
конфликт
Конфликт
создает очаг будущего соматического заболевания. Об этом сегодня известно и
некоторым коллегам-врачам, к которым с такими проблемами обращается большой
процент пациентов. Те, которые понимают, что психосоматические симптомы
являются показателем более глубинного конфликтного переживания, посылают
пациента к психоаналитику, другие же пытаются устранить симптом. В таком случае
первопричина заболевания остается в тени бессознательного, и далее конфликт
внутреннего «Я» только усугубляется: пациент ждет, что врач его вылечит, а тот
не может. Все это происходит по той простой причине, что невротик занимает
пассивную позицию «вылечи меня без моего участия». На фоне возникших
затруднений в плане исцеления, конфликт усиливается, невротик еще больше
закрывается, испытывает трудности в
проявлении своих чувств, испытывает тревогу и раздражение. Конечно же, мы с
вами понимаем, что в таком эмоциональном состоянии человек не готов к осознанию
смысла болезни, то есть не способен осознать внутренний конфликт. Парацельс
писал по этому поводу: «Три вещи образуют медицину: болезнь, больной и врач.
Любое врачебное искусство будет напрасным, если больной не будет сотрудничать
со своим врачом».
К
сожалению, сегодня многие думают, что тело может хорошо функционировать, как
машина, на фоне внутреннего хаоса. Например, считают, что можно эмоционально
конфликтовать на работе, в семье, но при этом иметь здоровый желудочно-кишечный
тракт, сердечно-сосудистую систему, сильную иммунную систему и т. д. Увы, так
не бывает…
Медуза Горгона и
конфликт
Выше
я не стал перечислять бессознательный смысл того или иного заболевания, так как
об этом я написал в предыдущих публикациях. Сегодня я предлагаю еще одну
стратегию управления конфликтной ситуацией, которую нам подсказывает миф о
медузе Горгона.
Миф
всегда помогает понимать нашу психику, сверхъестественное. В нем мы при помощи
психоанализа можем найти много подсказок, как понимать себя, окружение, бытие в
целом. Он, как и сказка, не бывает пустой игрой, наивной фантазией. К.Г. Юнг
утверждал, что именно благодаря сказкам можно наилучшим образом изучить
сравнительную анатомию человеческой психики: «Миф – это естественная и
необходимая ступень между бессознательным и сознательным мышлением».
Горго́на
Меду́за (точнее Ме́дуса, др.-греч. Μέδουσα — «защитница, повелительница»[1]) —
наиболее известная из трех сестёр горгон, чудовище с женским лицом и змеями
вместо волос[2]. Её взгляд обращал человека в камень. Была убита Персеем.
Упомянута в «Одиссее» (XI 634).(Википедия)
В
моей интерпретации медуза Горгона - это невротик, у которого негативные,
ядовитые мысли и злой взгляд, влияющие негативно на окружение. Змеи на голове
Горгоны символизируют негативные, ядовитые мысли, а магический взгляд, который
обращал человека в камень, – негативный взгляд невротика. Невротик, также как и
медуза Горгона, конфликтует со своим окружением, оставляя после себя
психосоматически сгоревших (окаменевших) людей.
Как
поступить с невротиком в конфликте? Персею помогли боги – Афина и Гермес. Какая
здесь подсказка? Для того чтобы выйти из конфликтной ситуации, нужно обратиться
к психоаналитику и в процессе психоанализа осознать, почему оказался в такой
ситуации и как вести себя дальше с конфликтующей стороной.
В
мифе мы узнаем, что Персей, перед тем как отправиться на бой с Горгоной,
посетил вещих старух – сестер грай, которые были сестрами горгон. Персей
похитил у них зуб и глаз, которые
принадлежали всем трем сестрам. Этот момент можно толковать, как осознание
агрессии невротика, которую символизирует зуб, и его искаженного невротического
восприятия, которое символизирует глаз. И после этого Персей вернул зуб и глаз (переработанные
агрессию и искаженное восприятие) в обмен на крылатые сандалии, волшебный мешок и шапку-невидимку. Этот эпизод
говорит нам о том, что после анализа, понимания и принятия агрессивного
переноса своего и невротика, с которым мы конфликтуем, мы приобретаем крылатые сандалии – осознание происходящего, волшебный мешок, символизирующий
переосмысление информационной матрицы конфликта (тяжелые мысли, эмоции), и шапку-невидимку, символизирующую способность
остаться в стороне (вне конфликта) и наблюдать за происходящим. В сказках шапка-невидимка
обладает волшебным свойством делать невидимым того, кто ее надевает.
Далее
в мифе описывается, как Гермес подарил Персею острый кривой нож. Этот эпизод можно интерпретировать следующим
образом. Осознающий человек после осознания становится мудрым и сильным. Нож
символизирует фаллос, силу, активную
защиту… В случае конфликта осознающий выходит из конфликта или вовсе, если
уже подготовлен в этом плане, не вовлекается в него. Сила осознания помогает
осознающему нейтрализовать невротика, настроенного на конфликт. Он словами и
поведением отражает негативные нападки так же, как Персей отразил убийственный
взгляд Горгоны, смотря в отражение на полированном медном щите Афины.
Спасибо Андрей! Было очень познавательно и интересно.
ОтветитьУдалить